31 марта 1999-го на экраны вышел первый фильм франшизы «Матрица», повествующий о будущем, где привычный мир — это лишь иллюзия, созданная искусственным интеллектом. Одни зрители высоко оценили проект как вдохновленный стилем киберпанк боевик, в котором использовали теперь уже ставший легендарным эффект остановки времени в кадре bullet time. Другие — впечатлились не столько компьютерной графикой и динамичной музыкой, сколько многочисленными отсылками на философские, художественные и религиозные символы — в картине обнаружились и платоновская аллегория о пещере, и «пасхалка» на «Алису в стране чудес», и греческая прорицательница.
На заре нулевых весь мир влюбился в харизматичных актеров, которые и сделали картину поистине культовой историей. В 26-й день рождения боевика, вошедшего в американский Национальный реестр фильмов, рассказываем, какая реальность поглотила экранных героев.
Киану Ривз — Нео
Киану было три, когда отец бросил семью, и в последующие годы мальчику пришлось немало поколесить по Канаде: мама-художница по костюмам меняла города, работу и мужей. Из этой тоскливой реальности Ривз сбежал в мир рекламы, а курсы актерского мастерства и один из бывших возлюбленных родительницы помогли ему переехать в США и начать сниматься в кино.
Уже в 1991-м парень получил первую награду за роль в «На гребне волны», а в независимом кино зарекомендовал себя благодаря фильму «Мой личный штат Айдахо». Боевик «Скорость» и триллер «Адвокат дьявола» уже сделали Киану знаменитым, но именно «Матрица» возвела его в статус секс-символа. Образ Нео притянул за собой «Константина» и «Джона Уика», хотя успевал актер мелькать и в проходных мелодрамах с комедиями.
Артисту удалось стать для зрителей кумиром не только благодаря ярким персонажам: Киану прослыл скромным, щедрым и лишенным звездных клише человеком. Он искренне переживал из-за смерти друга Ривера Феникса, создал фонд по борьбе с раком, когда его сестра Ким победила болезнь. Кроме того, на счету Ривза не одна любовная драма — Джилл Шолен ушла от него к Брэду Питту, а Дженнифер Сайм за неделю до родов потеряла ребенка от актера…
Трагедия разрушила отношения, и хотя Ривз неоднократно пытался сойтись с Сайм, ничего не вышло. В 2001-м Джен погибла в ДТП, и тогда казалось, что артист навсегда погрязнет в депрессии. К счастью, в 2019-м выяснилось, что актер живет с художницей Александрой Грант. И хотя поклонники то и дело рассуждают, что Александра недостаточно хороша для звезды, главное, чтоб Киану был счастлив.
Керри-Энн Мосс — Тринити
С 11 Керри-Энн играла в труппе детского музыкального театра в Канаде, а в середине 80-х побывала в Японии и Испании, строя модельную карьеру. Затем девушка перебралась в США, поступила в Американскую академию драматических искусств и начала мелькать в эпизодах сериалов.
Долгожданный успех накрыл Мосс, когда она сыграла Тринити. Актриса сразу поняла, что фильм станет легендой, поэтому держалась за роль всеми силами — на съемках первой части Керри скрыла от режиссеров, что сломала ногу, лишь бы не потерять работу! Очевидно, жертвы стоили того, ведь после «Матрицы» артистку позвали в драму Memento и триллер «Паранойя». Переплюнуть славу боевика Вачовски ни одному другому проекту с участием звезды не удалось, хотя многие оценили ее Джери Хогарт из Marvel.
Пусть карьера Керри-Энн и не сложилась так ярко, как у Киану Ривза, но в личной жизни актрисы все точно вышло более стабильно. Через полгода после премьеры «Матрицы» Мосс стала женой Стивена Роя и не рассталась с ним по сей день. Супруги воспитывают троих детей, которых не особо часто показывают публике.
Лоренс Фишберн — Морфеус
Артист привык казаться старше, чем есть на самом деле: он сам приписал себе несколько лишних лет, чтобы в 14 сняться в ленте Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Ложь во благо принесла долговременное сотрудничество с режиссером — Фишберн также засветился в проектах Копполы «Бойцовая рыбка», «Клуб „Коттон“» и «Сады камней».
В 1993-м Лоренс получил номинацию на «Оскар» за байопик «На что способна любовь», а еще через два года — стал первым темнокожим актером, исполнившим главную роль в экранизации «Отелло». Однако в массовой культуре артист, безусловно, оставил след как Морфеус из «Матрицы», и ни его режиссерские работы, ни образы из сериала «Ганнибал» или фильмов про Джона Уика не смогли затмить в зрительской памяти наставника Нео.
Коллеги отзывались о Лоренсе как о человеке, который легко находил общий язык с любой командой, но за кадром актер не мог поладить с собственной семьей. В 90-х артист разошелся Хайной О. Мосс, подарившей ему сына Лэнгстона и дочку Монтану, а на съемках «Матрица: Перезагрузка» встретил вторую жену — Джину Торрес. В этом союзе на свет появилась наследница Делайла, но в 2018-м Фишберн вновь превратился в холостяка.
Впрочем, обсуждали тогда поклонники не второй развод звезды, а образ жизни его старшей дочери — Монтана втайне от родителей начала сниматься в кино для взрослых. От комментариев «Морфеус» воздержался, но поговаривают, что контакт с родственницей был потерян безвозвратно…
Хьюго Уивинг — агент Смит
Хьюго провел детство в Африке, учился в Англии, ну а актерскую карьеру начал в Австралии. За океаном об артисте впервые услышали благодаря фильму «Приключения Присциллы, королевы пустыни», но мировую известность ему принесла роль загадочного агента Смита.
Не застрять в злодейском амплуа Уивингу помог образ Элронда из «Властелина колец» и неоднозначный персонаж в «V — значит вендетта», хотя антагонистов ему все равно предлагали сыграть чаще — взять хотя бы Иоганна Шмидта в «Первом мстителе» и отца главного героя «Патрика Мелроуза».
За кадром актер злодеем вовсе не был. С 1984-го он не расстается с Катриной Гринвуд, подарившей ему сына и дочку. Влюбленные отказались от росписи, так как артист негативно относится к подобным формальностям, но это не мешает им с Катриной считать себя семьей.
Джо Пантолиано — Сайфер
После фильма «Империя солнца» и комедии «Плохие парни» американец итальянского происхождения получил роль Сайфера, которого вскоре прозвали «Иудой из „Матрицы“». Конечно, финал жизни у предателя из боевика и библейского персонажа разный, однако неприятие оператором еды с корабля неизбежно отсылает к сюжету Ветхого Завета, когда народ Израиля ропщет во время Исхода.
После «Матрицы» к актеру так и липли роли мерзких типов — вместе с Керри-Энн Мосс он перекочевал в Memento, где сыграл детектива Тедди, в «Клане Сопрано» — перевоплотился в Ральфа Сифаретто, за что получил номинацию на «Эмми».
Наиболее важным фильмом в карьере Пантолиано считает «Холст» Джозефа Греко — съемки помогли актеру примириться с многолетней депрессией, рассказать о недуге публично и начать помогать людям с похожим диагнозом.
Глория Фостер — Пифия
Глория обрела успех прежде всего на сцене: в 60-е за роль в пьесе «В белой Америке» Фостер удостоилась театральной премии Obie. Кроме того, актриса играла на одной площадке с Элизабет Тейлор, а на ТВ засветилась в сериале «Закон и порядок».
Почти 20 лет Фостер была замужем за коллегой по цеху Кларенсом Уилльямсом III. Даже после развода актриса продолжала общаться как с Кларенсом, так и с его сестрой.
К моменту прихода международной славы Глория была совершенно свободна и, к сожалению, серьезно больна: роль Пифии во второй части «Матрицы» стала для нее последней. Во время съемок 67-летняя артистка скончалась от осложнений диабета, и в «Революции» образ Оракула воплотила на экране уже Мэри Элис.