Классный руководитель Нестор Петрович из «Большой перемены», Яшка-писарь из сказки «Финист — Ясный Сокол» или дворник Спиридон из картины «В круге первом» — в каждом амплуа Михаил Кононов был убедителен настолько, что зрители снова и снова пересматривают фильмы с его участием. Всего на счету артиста — более 90 ролей в кино.
Но, как и для многих коллег, 90-е годы стали испытанием для Михаила Ивановича. Актер, мечтавший стать легендой, познал, что такое горечь забвения. Неприятности так и сыпались на него: невостребованность, болезни, нищета.
Лучом надежды стало для Кононова появление в его судьбе юной актрисы. Он называл ее воспитанницей, хотя окружающие были уверены — девушка стала любовницей стареющего мужчины. Коварная знакомая чуть не лишила пенсионера квартиры. Тем не менее жена не бросила Михаила Ивановича в беде и до конца дней ухаживала за забытым всеми артистом. Почему же любимый публикой актер умер в забвении и нищете?
ТАЛАНТЛИВЫЙ БУНТАРЬ
Михаил Кононов появился на свет в Москве 25 апреля 1940 года. Мама будущего артиста была поваром, а папа — швейцаром. Оба сутками пропадали на работе, не имели тяги к искусству и не отличались общительностью. А мальчик, живший в шестиметровой комнате без окон, с детства мечтал выбраться из угнетающей среды и стать артистом.
В школьные годы Михаил Иванович начал участвовать в самодеятельности вместе с будущим режиссером Андреем Смирновым. Поступив в театральное училище, Кононов произвел огромное впечатление на сокурсников и преподавателей, вскоре признавших его самородком. Однако у актера был вспыльчивый характер, поэтому подружиться он смог только с одногруппником Олегом Далем, имевшим похожий нрав.
Первой ролью артиста в кино стал Витя из картины Ивана Пырьева «Наш общий друг». Этот герой определил амплуа Кононова — беззлобный, простоватый, но обаятельный. По окончании учебы Михаил Иванович пробовал работать в Малом театре, но через пять лет покинул его стены из-за споров с руководством и желания сниматься. После выхода трагикомедии «Начальник Чукотки» и драмы «Андрей Рублев» актера стали узнавать на улицах. Однако больше других зрители полюбили его Нестора Петровича из «Большой перемены». Сам же Михаил Кононов был в ужасе, когда увидел сценарий фильма.
Коллеги говорили, что Кононов не просто играл, а жил в кадре. При этом актер не любил частые выходы в свет и вечеринки, оставаясь в глазах друзей замкнутым и серьезным человеком. Зато на экране он представал то задорным Яшкой-писарем из сказки «Финист — Ясный Сокол», то коварным космическим пиратом в фильме «Гостья из будущего».
В 80-х артист сменил репертуар и исполнил роль офицера КГБ в «Пирах Валтасара», а в 1992-м — маршала Ворошилова в ленте «Ближний круг». Михаил Иванович не был похож ни на одного из сыгранных персонажей: Нестор Петрович его раздражал, Яшка казался взбалмошным. Им двигало желание остаться в памяти зрителей, но сосредоточиться на карьере актеру мешали личные беды.
НЕПРИЗНАННАЯ ЖЕНА
В жизни Михаила Ивановича было две главные женщины — мама и супруга, но, к сожалению, друг с другом они ладили плохо. С Натальей Кононов познакомился в 1969-м. Блондинка, пользовавшаяся огромным успехом у мужчин, работала на радио, профессионально занималась лыжами и строила карьеру фотомодели, пока не встретила актера. Вспыхнувшее чувство заставило девушку постепенно отказаться от всего, что было ей дорого, из-за деспотичного избранника.
Мама артиста оказалась категорически против свадьбы, хотя невеста была из благополучной семьи и ничем не запятнала репутацию. Проявив характер, актер все же женился на Наталье, чем обрек ее на несладкую жизнь. Какое-то время пара жила у сварливой родственницы.
А вскоре произошла трагедия. Дело было в день рождения артиста: мама долго не выходила из комнаты, и Михаил Иванович зашел проведать ее. Увиденное шокировало актера — бездыханная родительница лежала на полу. Кононов заключил, что это было самоубийство. С тех пор звезду кино будто подменили.
Он злился, называя маму предательницей за содеянное, срывался на кроткой жене. Постепенно у Натальи не осталось ни карьеры, ни подруг, все свое время она посвящала капризному мужу. Михаил Иванович погрузился в работу, забыв об окружающих, а супруга занималась бытом, оставаясь дома. При этом артист дал избраннице понять: он против рождения детей. «Миша считал, что с появлением ребенка отойдет для меня на второй план, — вспоминала Наталья Павловна. — А этого он перенести не мог».
ВОСПИТАННИЦА ИЛИ ЛЮБОВНИЦА?
В 80-е актер мало снимался, а в 90-е и вовсе почувствовал горечь забвения. После фильма «Здравия желаю! Или Бешеный дембель» о нем почти не было слышно. Времена изменились, публику интересовали темы криминала и жизни бандитов, а Михаил Иванович наотрез отказывался играть подобные роли. «Я опираюсь на заповеди, с какими наше поколение относилось к искусству. Поэтому отчаянно не снимаюсь в сериалах, которые мне предлагают. Я читаю сценарии и отшатываюсь: это что-то из области «ужастиков», — сетовал артист.
Кононов решил организовать собственный театр-студию, чтобы делиться опытом с начинающими артистами. Проект быстро провалился, зато Михаил Иванович успел познакомиться с 18-летней студенткой Ритой, мечтающей стать актрисой. Девушка заменила стареющему мужчине дочь, хотя многие подозревали, что у них роман, и даже рассказывали об этом жене звезды кино. В то время Наталья Павловна заболела, перенесла две операции и переехала жить в деревню Бутырки, но муж часто навещал ее вместе с воспитанницей.
Артист старался помочь девушке не только с работой, но и с жильем, поэтому прописал ее в собственной московской квартире. Потом юная актриса решилась на коварный обман: Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.
«Я об этом узнала самой последней и стала бороться. Ведь у нас не осталось никаких накоплений, одна пенсия. Она знала, что на Мишу сможет оказать давление, а со мной лучше не спорить. Я заставила ее написать на меня доверенность и отвоевала квартиру. Потом мы с Мишей продали ее. Но я так измоталась, что попала в больницу с депрессией. И Миша не простил предательства — заболел. И с тех пор — из больницы в больницу», — призналась жена Кононова.
ЗАБВЕНИЕ И СМЕРТЬ
После пережитого предательства обоим супругам было тяжело вернуться к нормальной жизни. Окружающие говорили, что пара принялась топить горе в алкоголе. Здоровье артиста оказалось подорвано. Он говорил, что больше никогда не сможет верить людям и искренне играть. Но в последнем Кононов ошибся: в 2006-м из депрессии его вырвала новая работа в кино — роль дворника Спиридона в картине «В круге первом», которую впоследствии признали одной из лучших за карьеру актера.
После съемок супруги вернулись в Москву. Знакомые удивлялись тому, как состарились Наталья Павловна и Михаил Иванович. В столице им не стало лучше, обоих постоянно клали в больницу. Тромбофлебит, инфаркт, воспаление легких, сердечная недостаточность — болезни посыпались на артиста. К тому же жизнь на маленькую пенсию раздражала некогда известного актера. Но больше всего его угнетало забвение и медленное угасание в нищете.
Незадолго до ухудшения самочувствия он отмечал, что не боится смерти. Заболев пневмонией, актер понимал, что имеет мало шансов выкарабкаться: денег на лекарства не хватало, а здоровье совсем ослабло после череды сердечных приступов. 16 июля 2007 года артист скончался в реанимации. На его похороны пришло лишь несколько коллег, а Союз кинематографистов ограничился скромным букетом. Газеты пестрели воспоминаниями о Кононове, но больше всех по его уходу сокрушалась верная супруга.
«Я жил и в искусстве, и в реальной жизни круто, независимо. Хотя и скромно, — размышлял незадолго до смерти артист. — Посылал жутких хамов, гадов-непрофессионалов направо и налево. А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах. Получается, что прожил, как по Станиславскому — честно, правдиво и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами».
Наталья скончалась спустя четыре года после смерти мужа. Женщину похоронили в одной могиле с возлюбленным, которому она посвятила жизнь.
По материалам изданий Biography-Life, «КП», EG.ru.
Фото: кадр из фильма Алексея Коренева «Большая перемена» киностудии «Мосфильм», кадр из фильма Ивана Пырьева «Наш общий друг» киностудии «Мосфильм», кадр из фильма Виталия Мельникова «Начальник Чукотки» киностудии «Ленфильм», кадр из документального фильма «Михаил Кононов. Против всех» Первого канала производства ООО «Контраст», кадр из фильма Юрия Волкогона «Здравия желаю! Или Бешеный дембель» «Свердловской киностудии»