Можно было сказать, что 24 июля Анастасии Ивановой исполнилось бы 66, но это звучит нереалистично, ведь она умерла в 34 года, не дожив до юбилея полтора месяца. За столь короткий срок актриса успела найти любовь в лице коллеги, Бориса Невзорова, познать радость материнства, сыграть роль, благодаря которой навсегда осталась в истории отечественного кино. Но сколько перспектив и счастливых моментов она потеряла?
3 июня 1993-го стало самым кошмарным днем для Бориса: приехав домой, он обнаружил супругу мертвой. Началось следствие, в ходе которого под подозрение попал и вдовец, так как первым нашел бездыханное окровавленное тело актрисы. Правда оказалась жестокой и пугающей — семья хорошо знала убийцу, а однажды даже помогла ему с пропиской. У кого же поднялась рука на невинную женщину?
Главная роль
Детство Анастасии напоминало бесконечные каникулы: она родилась в Адлере и наслаждалась местным климатом. С малых лет девочка грезила стать актрисой, так что занималась в театральной студии и активно участвовала в школьной самодеятельности. Ради мечты в 17 она покинула любимый город и отправилась покорять Москву.
Абитуриентку приняли в два института, и она решила пойти в Школу-студию МХАТ на курс Виктора Монюкова. Вот только по окончании вуза далеко не все выпускники получали путевку в театральный мир столицы или Ленинграда. Иванова попала по распределению во Владимир, но вскоре удача улыбнулась девушке: Московский драмтеатр позвал ее в труппу. Здесь актриса блестяще сыграла Марию в «Вестсайдской истории», а затем перешла на подмостки «Сферы».
Слава накрыла артистку не из-за ярких героинь спектаклей, а благодаря картине «Не могу сказать «прощай». Изначально о карьере в кино Анастасия не задумывалась, но получив приглашение от режиссера Бориса Дурова, не смогла отказаться от перспективы: дебютантка с главной ролью! 32 миллиона зрителей посмотрели ленту о спасительной любви Лиды Теняковой к Сергею Ватагину за первые месяцы проката. Вероятно, один из секретов успеха состоял в том, что на съемках молодая актриса старалась делать все самостоятельно: чинила сломанную табуретку, водила автомобиль.
На площадке артистку окружали незнакомые люди, единственной поддержкой был близкий друг и коллега по театру «Сфера» Александр Савченко, которого утвердили на роль Михаила. Тогда актер даже не подозревал, что из-за него в семью Невзоровых придет страшное горе… Но не будем забегать вперед, ведь до тех событий оставалось еще 12 лет, а пока Анастасия блистала на экране.
Съемки были сопряжены с еще одним важным событием: в то время Иванова начала встречаться с Борисом Невзоровым. Если с Татьяной Паркиной, исполнявшей роль Марты, Сергей Варчук мог флиртовать, то с Анастасией такое поведение не представлялось возможным: она казалась недосягаемой, чистой, верной только Невзорову. Тем символичнее смотрелся финал картины, где Лида объявляет возлюбленному, что ждет малыша — вскоре сама актриса вышла замуж, и не прошло и года, как подарила Борису дочку Полину.
«Когда Борька счастливый приехал и сказал, что у него родилась дочь, тут я не удержался и пошутил: «Борь, помнишь, чем кончается наша картина? Ну, извини, чуть переходила она», — иронизировал Варчук.
Кризис
Анастасию Иванову характеризовали избитой фразой: «актриса одной роли, зато какой». Почему же после громкого успеха ленты в прокате артистка очутилась на обочине кинематографа? «Кто знает, актерская карьера непредсказуема, никогда не угадаешь, у кого и как сложится. Это момент удачи, случая, может», — размышлял коллега Александр Коршунов.
Имелась и другая причина невостребованности — звезда ушла в декрет, на время посвятила себя семье, а когда вернулась в строй, оказалась не у дел: лирические героини, в амплуа которых она смотрелась столь органично, больше не пользовались спросом. Параска в «Дыхании грозы», учительница в «Воробье на льду», Варвара Николаевна в «Мальчиках» — вот и вся фильмография актрисы.
Могла в ее жизни промелькнуть и еще одна важная роль: в середине 80-х Анастасию пригласили в фильм «Батальоны просят огня», но в последний момент заменили другой артисткой. Это сильно ударило по самолюбию Ивановой, ситуацию она восприняла как предательство.
Отдушиной для Анастасии оставался театр «Сфера», но она чувствовала, что должна играть не на сцене, а в кино — в этом ее призвание. «В какой-то момент Настя просто замкнулась, стала в религию уходить. Они купили с Борисом дом в Сергиев Посаде. И в принципе, в планах у нее было уйти из профессии», — рассказывал Сергей Варчук.
На заре 90-х Невзоров начал строить режиссерскую карьеру, так что снял жену в своем фильме «У попа была собака…». Роль была второстепенной и не смогла удовлетворить амбиции разочарованной в творчестве актрисы. Но Борис Георгиевич не сдавался: планировал новый проект с участием супруги.
Артист уже договорился о старте съемок и спешил домой к Анастасии, чтобы сообщить радостную новость: скоро она с триумфом вернется на экраны. Иванова так и не узнала о радужных перспективах…
Зверское убийство
Теплый летний день 3 июня 1993-го мог стать самым счастливым в жизни актрисы, но превратился в кошмар. После мужа в квартире на Делегатской улице раздался еще один звонок. Старый приятель Сергей Просветов, друг Александра Савченко, познакомившийся через него со многими артистами «Сферы», напросился в гости. «В какой-то момент он даже был прописан в нашей квартире. Мама с папой согласились помочь, каждый же может оказаться в трудной ситуации», — рассказывала Полина Невзорова.
Савченко ушел из жизни в 1990-м — много лет страдал из-за проблем с сердцем. Вероятно, Сергей сказал, что стоит помянуть общего друга, и под этим предлогом явился домой к Анастасии. Вновь зазвонил телефон: мама артистки спрашивала, как дела. Иванова спокойным голосом ответила, что проводит время со знакомым из театральной тусовки. Вот только имени гостя не назвала…
С момента последнего звонка не прошло и получаса, когда в квартиру вернулся Борис Невзоров. Увиденная картина еще долго снилась ему в страшных снах: бездыханная Настя лежала на полу с открытыми глазами, повсюду была кровь. Как потом выяснили следователи, преступник дважды ударил женщину ножом, а потом придушил ее удавкой.
Полина не застала ужасного зрелища: должна была вернуться из Сочи от бабушки как раз 3 июня, но билеты поменяли на следующее число. В одночасье оказавшись вдовцом с 10-летним ребенком на руках, Невзоров не находил себе места. Покоя не давали и затянувшиеся поиски убийцы, а в итоге следователям удалось обнаружить те же отпечатки пальцев, что и в доме Ивановой, на другом месте преступления.
Выяснилось, что Сергей Просветов давно «питал страсть» к актрисам: ранее он отсидел срок за убийство театральной артистки в Краснодарском крае. Способ расправы оказался схожим, так что в милиции заключили, что Просветов мог быть маньяком. На этот раз мужчина ответил за зверское преступление иначе. «Он сам был убит — сыном своей любовницы, 13-летним мальчиком. Тот нанес Сергею 17 ножевых ранений», — делился Борис Невзоров.
Тот факт, что судьба сама вынесла убийце приговор, мало утешал вдовца. Одно время Невзоров даже хотел уйти из профессии, но друзья уговорили его продолжить заниматься кино. Минули годы, прежде чем артист сумел примириться с горем и решиться на новые отношения: сначала с Аллой Пановой, затем с Еленой Хрипуновой. Но о безвременно ушедшей Анастасии Ивановой актер не забывал никогда. «Ты всегда вспоминаешь, что было, — пояснял он „СтарХиту“. — Об этом сложном сказать, оно внутреннее, интимное».
В 2020-м Хрипунова подарила Невзорову дочку, которую он назвал в честь умершей жены — Анастасией. К сожалению, актеру было не суждено увидеть взросление наследницы: 18 февраля 2022-го 72-летний Борис Георгиевич скончался от последствий коронавирусной инфекции.