30 мая 1971-го в обычной московской семье родилась Светлана Ступак. Мама-медсестра растила девочку одна и постоянно пропадала на работе, чтобы обеспечить ее базовые нужды. Чтобы Света не скучала после школы, в восемь ее определили в цирковую студию, где она успешно занималась акробатикой. Здесь-то будущую эквилибристку и заприметила ассистентка Маргариты Микаэлян, задумавшей снять музыкальный фильм по мотивам истории Астрид Линдгрен.
Хотя на рыжую Пеппи Длинныйчулок блондинка мало походила внешне, характеры у девочек точно совпадали – Света буквально жила на улице, ее дневник был полон колов и двоек, а бездна энергии вечно приводила к неожиданным ситуациям. Кроме того, Ступак могла легко исполнить все сложные трюки сама, ведь обладала гибкостью, ловкостью и мастерством акробатки.
«Она нашла какую-то потрясающую девчонку. Коротенькую, крепенькую. И колесо, и сальто – все она умела. Ради такой девочки режиссер пошла на уступки. Вместо девятилетней рыжеволосой Пеппи из книги в фильме появилась 13-летняя блондинка Светлана Ступак. Но эйфория удачной находки вскоре сменилась ужасом. Юная актриса оказалась похлеще самой Пеппи. Она дралась с мальчишками, лазила по деревьям и появлялась на площадке с разбитыми коленками и синяками. Из-за этого съемки приходилось часто отменять. Зато в кадре Света все делала сама. Только не пела», — писал о юной актрисе автор песен к фильму Юлий Ким.
С авторами фильма соглашались и те, кто лично знал Ступак. «С ней было жутко весело и интересно, но наши родители не разрешали с ней дружить, потому что Светка всегда была грязная, в синяках и ссадинах и подбивала всех на шалости, — признавалась подруга детства актрисы Наталья. — Но мы все равно тайком от взрослых урывками продолжали с ней дружить. Когда увидели ее в кино — все просто обалдели — не могли поверить, что это она. И только прочитав в конце фильма титры и увидев ее имя и фамилию, мы все наконец поверили, что это наша Света. Мы долго не видели ее, видимо, как раз в это время она была занята на съемках, а после показа фильма в первую же встречу налетели на нее гурьбой с расспросами и восторгами. А она так скромно улыбалась, словно стала совсем другой девочкой. И ей было даже неловко, что вдруг она стала знаменитой. Наверное, если бы мы сами не напали на нее с вопросами, переполненные эмоциями, она сама может так ничего нам и не сказала. Вот такая она была в детстве — озорница Пеппи, стесняющаяся своей популярности».
Самой Свете понравилось сниматься, ведь на площадке можно было делать все то, что она любила — ездить верхом, ходить на руках, веселиться и прогуливать школу. Картина вышла удачной — поговаривали, что даже шведские кинодеятели признали советскую экранизацию Линдгрен более органичной, чем местный вариант 1968-го. Почему же потом карьера Ступак оборвалась? Обо всех слухах и фактах — в нашем материале.
Истинная Пеппи
«Для меня эта роль была детской игрой. Я не задумывалась, что снимаюсь в кино и эта роль проживет десятилетия. Мне просто нравились костюмы, лошадки, возможность полазать по препятствиям, повисеть на канате. Знаете, для родителей я что в детстве, что позже была большой проблемой из-за моей гиперактивности», - признавалась Светлана спустя годы.
Удовольствие от съемок актриса получила еще и благодаря дружеской атмосфере, которую создали маститые коллеги. Так, отца Пеппи сыграл Михаил Боярский. Звезда признавался, что работа была не самой легкой: к примеру, поздней осенью в Таллине снимали сцену, где Боярский и Лев Дуров бросались в море, чтобы спасти юную героиню. Более того – постановка затянулась. То осветители мучились с кадром, то оператор с натурой.
«Минуты ожидания казались вечностью. Затем пошел дождь, мы на берегу уже стали замерзать. И Дуров заявил съемочной группе: «Через три минуты мы идем в воду. Если вы не успеете нас заснять — ваши проблемы». Что там началось! Просто паника. Дуров мне крикнул: «Мишка, пошли!» И мы с диким криком «Ура!» кинулись в воду. Ощущение – как будто кипяток обжигает: настолько вода была холодной. Еле догребли до Пеппи – и мигом обратно. На берегу режиссер Маргарита Микаэлян встретила нас оглушительным криком: мол, мы убили ей картину – плыли неестественно, спасали некрасиво! Да как объяснишь, что в такую холодрыгу по-другому и быть не могло! После этой сцены всем принесли водки. Но мне досталось только, чтобы сверху ею натереться», - вспоминал Михаил Сергеевич.
Непросто пришлось и партнеру Ступак по фильму Федору Стукову, игравшему Томми. Незадолго до старта работы мальчик сломал руку, играя в футбол, так что снимался в гипсе по самое плечо, который в кадре прикрывал курткой. Именно тогда Стуков, уже известный по роли Тома Сойера, задумался о смене профессии. В итоге, к слову, он переквалифицировался в режиссеры.
Но что же экранная Пеппи? Хотя проблем с дисциплиной у нее было много, вплоть до срыва съемочных дней, с премьерой фильма девочка проснулась знаменитой. Разумеется, режиссеры не могли обойти этот факт, поэтому Свете тут же прилетело приглашение в «Снежную королеву». То ли Ступак утомилась, то ли роль маленькой разбойницы не прельщала, но от работы она отказалась.
Вероятно, подросток был одержим идеей об акробатике. Вот только в цирковое училище Светлану не приняли из-за искривления позвоночника. Мечты рассыпались в прах, но зато позднее актриса появилась в двух лентах — «Я за тебя отвечаю» и «Право любить». Почему же на этом карьера оборвалась?
Версии
Уход из кино Светлана связывала с переменами в политике и кризисом в кино. «С началом перестройки что-то изменилось не только в стране, но и в сознании людей. Стали снимать кино, которое несет исключительно негатив. Мне предлагали роли, но играть жену бандита или проститутку со сложной судьбой меня никогда не тянуло. Потому моя актерская карьера завершилась», — сетовала Ступак в одном из интервью.
Впрочем, знакомые артистки считали иначе. Поговаривали, что в 90-е Светлана вышла замуж и сменила фамилию на Полякову. Так как времена стояли непростые, бывшая актриса трудилась официанткой, продавщицей, секретарем, страховым агентом — все, лишь бы прокормить дочку Лизу.
Был и еще один момент, который мог отвратить Свету от съемок — по слухам, супруг оказался тираном и ревнивцем, не желавшим делить жену со зрителями и видеть ее в кадре с красавцами-коллегами. Вероятно, артистка пошла на поводу у абьюзера и поставила крест на творчестве, а вовсе не постеснялась играть в бандитских сериалах.
Брак Ступак продлился восемь лет, после чего женщина с ребенком съехалась с семьей брата, чтобы не чувствовать себя одинокой и иметь возможность проще расплачиваться за квартиру. В непростой период Светлана стала выпивать, напрасно полагая, что это заглушит боль в ее душе.
Разочарованность жизнью росла: когда умерла мама артистки, Ступак решилась съехать от брата, но тут же попала в неприятную историю с квартирой. Неизвестные заявились в дом к Светлане и заявили, что ее отец задолжал им баснословные деньги. Мошенники угрожали отобрать апартаменты, поэтому актрисе ничего не оставалось, кроме как судиться.
Заседания и споры подточили и без того слабое здоровье звезды «Пеппи Длинныйчулок». Подтвержденной информации о судьбе актрисы не появилось, однако по комментариям на киносайтах женщины, назвавшей себя соседкой Ступак, можно сделать вывод о печальном финале. «Светлана Ступак умерла 23 марта 2018 года от остановки сердца, — писала знакомая артистки в августе 2018-го. — Жаль, скорблю… Добавлю, я даже не знала, кто она есть, перед смертью только выяснила. Она была моей соседкой. Женщина сгорела за пару лет, я помогала как могла. Только сегодня во дворе встретила ее подругу детства, они из „хрущевки“ переехали все вместе, она была на ее похоронах».