Их считали идеальной парой: в каждом интервью Гафт повторял, как ему повезло с Ольгой Остроумовой, такой заботливой, терпеливой и безупречной во всех отношениях женщиной. Актриса с иронией отзывалась о сумбурном начале романа с Валентином Иосифовичем, высмеивала его беспомощность в бытовом плане, однако не скрывала, что искренне любит мужа со всеми его недостатками.
В свое время Гафт произнес фразу, что в их отношениях с Остроумовой должно начаться «второе действие». Оно растянулось на 24 года, до самой смерти актера в декабре 2020-го. 21 сентября Ольге Остроумовой исполняется 77, и мы рассказываем, как она переживает потерю любимого и какие испытания преодолела задолго до встречи с ним.
Неожиданное решение
Ольга Михайловна родилась в Бугуруслане Оренбургской области в семье физика и домохозяйки. Дед будущей артистки был священником в третьем поколении, что доставило близким немало неприятностей в советское время: Остроумовых считали неблагонадежными, так что постоянно переселяли с места на место.
В семье подрастали четверо детей, жили они бедно, но очень дружно. В доме царил уют, родители всегда готовы были поддержать наследников, поэтому Ольга не побоялась заявить близким, что намерена поступать в ГИТИС. Это могло показаться неожиданным: в школьной самодеятельности Остроумова никогда не участвовала, но в 10 увидела спектакль, который вдохновил ее стать артисткой. Папа купил дочке билет на поезд, мама напекла в дорогу пирожков и отправила в столицу, где девушка никого не знала.
На консультации в ГИТИСе абитуриентка растерялась и расплакалась, решив, что потерпела неудачу. Однако другие поступающие утешили, что это не конец, и посоветовали снова предстать перед комиссией. Второй тур девушка прошла с блеском, а вот во время третьего — упала. Несмотря на все эти казусы, Ольгу приняли в ряды студентов театрального вуза.
Звездные роли
Через два года в стенах ГИТИСа появился ассистент режиссера Станислава Ростоцкого, искавший актеров на роли в картине «Доживем до понедельника». Ольге Остроумовой предложили сыграть девятиклассницу Риту Черкасову, в которую безответно влюблен Генка Шестопал. Лента пользовалась популярностью у зрителей, а критики отмечали, что дебютанты справились с задачей не хуже маститых артистов.
По окончании вуза Остроумова устроилась в Московский ТЮЗ, через три года перешла в Театр на Малой Бронной, а в начале 80-х — в Театр Моссовета. Однако мы остановимся подробнее на киноролях актрисы, ведь именно за экранные образы ее полюбила вся страна. Речь, прежде всего, идет о драме «…А Зори здесь тихие» все того же Станислава Ростоцкого.
Сценарий фильма Ольга получила, как только стартовал кастинг, однако не стала даже просматривать его: после «Доживем до понедельника» девушка сыграла в «Городе первой любви» и «Море в огне» и настолько разочаровалась результатом работы, что решила завязать с кино. Сокурсник Андрей Мартынов, служивший вместе с Остроумовой в одном театре, как-то раз посетовал, что мечтает засветиться в грядущей картине Ростоцкого. Только тогда артистка углубилась в чтение и нашла героинь истории потрясающими.
Первый и последний раз в жизни Остроумова сама позвонила режиссеру и напросилась на пробы. В итоге в один день Станислав Иосифович утвердил на роли Ольгу, Ирину Шевчук и Екатерину Маркову. Девушек смутило, что Ростоцкий настаивал на съемках откровенной сцены в бане, но в итоге им все же пришлось обнажиться перед камерой ради высокой идеи — постановщику необходимо было показать красивые женские тела, которые потом попадут под пули.
После успеха картины режиссеры засыпали Ольгу предложениями о съемках, однако все персонажи точь-в-точь копировали Женю Комелькову, а эксплуатировать один и тот же образ в каждом фильме актриса не хотела. Только через два года артистка снова появилась на экране — в ленте «Любовь земная». Маня Поливанова так понравилась звезде, мечтавшей сыграть женственную героиню, что ту же роль она исполнила в продолжении ленты под названием «Судьба».
Потом были «Гараж», «Василий и Василиса», «Очарованный странник» и «Змеиный источник». В новом веке актриса блистала в картинах «По ту сторону волков», «Бедная Настя» и «Ван Гоги», а также играла на подмостках. Так, для многих зрителей настоящим откровением стал спектакль Театра Моссовета «Ричард III», где Остроумова появилась в роли герцогини Йоркской, и постановка «Восемь любящих женщин», где она перевоплотилась в бабушку.
Рухнувшие браки
За роль Жени Комельковой актрису не только хвалили, но и ругали. Так, однажды ей пришло письмо, в котором поклонник негодовал, как же артистка решилась сняться обнаженной, мол, после такого замуж ее никто не возьмет. Зритель не подозревал, что на момент премьеры «…А зори здесь тихие» Остроумова уже была несвободна.
Первым мужем актрисы стал студент театроведческого факультета ГИТИСа Борис Аннабердыев. После выпуска мужчину по распределению отправили в Ашхабад, а Ольга вскоре осознала, что даже не скучает по супругу. Брак превратился в пустую формальность. Совсем иначе дело обстояло с режиссером ТЮЗа Михаилом Левитиным. На примерке костюмов драматург не сводил с Остроумовой глаз, а вскоре за взглядами последовали красивые жесты и настойчивые ухаживания, на которые артистка откликнулась, несмотря на семейный статус.
«Левитин всегда был очень магнетическим человеком: стоило ему посмотреть на меня, и я тут же уехала с ним в Ленинград, даже не предупредив мужа. Когда мы возвратились обратно, то на эскалаторе метро на «Комсомольской», держась за руки, поклялись друг другу: приходим домой и говорим своим половинам всю правду. Потому что, как мне тогда казалось, любовь и ложь — вещи несовместимые. Я как приехала, так сразу с порога все и объявила. А вот Михаил Захарович сделал это… несколько позже. А что до разлучницы… Что вы, я так любила его жену! Я считала, что она ангел, а я — падшая. Единственное мое оправдание — это то, что я очень любила его, а он меня», — поясняла актриса в интервью.
После скромной свадьбы у супругов появились дети Оля и Миша. Рождение второго ребенка вынудило актрису пожертвовать работой: «щадящий» режим позволял остаться в театре и сниматься в одной картине в год. А вот Левитин, чья карьера стремительно развивалась, не стал менять приоритеты. Остроумова тащила на себе дом, в то время как муж даже не замечал, как ей трудно.
Но это ли стало главной причиной развода? Коллеги, знавшие об интрижках Михаила Захаровича на стороне, не преминули сообщить Остроумовой о предательстве мужа. В 1992-м, спустя 23 года совместной жизни, супруги расстались. «Когда Ольга предложила мне уйти из дома, я ответил, что надо подать в суд и сразу все разрушить, — вспоминал Левитин. — На суде она была истицей, и мы раздумывали, какой повод указать в заявлении. Я предложил написать: «За безответственное отношение к семье». А Ольга — «За безудержную любовь к свободе». Судья все смотрела на нас и говорила: «Ну чего вы… Ну посмотрите на него, он же хороший». Ольга: «Он поздно домой приходит». Судья: «Но он же не слесарь. Почему он должен приходить рано?» Такая вот аргументация: слесарь не имеет права приходить поздно, а я имею».
Позднее Левитин выпустил книгу, в которой просил у бывшей супруги прощения. Остроумова смогла лишь отметить, что не имеет к режиссеру претензий, но означало ли это отпущение грехов? «Я отдана была ему полностью, всю свою жизнь подчинила ему. У меня личного ничего не было — только все его. И это разрубить было очень страшно… Но я прожила, пережила, понимаете. Да, он отец моих детей. Но иметь дело с ним я не хочу, — резюмировала актриса. — Все было. Не то что просто измена — разные предательства. Очень много было всего».
Валентин Гафт
Еще на съемках «Гаража» Гафт обратил внимание на статную актрису, однако и подумать не мог, что однажды она станет его супругой. В середине 90-х артистов пригласили на один сборный концерт, и после выступления Валентин Иосифович пригласил Ольгу Михайловну на прогулку. После нескольких встреч актер неожиданно пропал на три месяца: как оказалось, пустился в раздумья — не слишком ли он стар для Остроумовой и не испортит ли ей жизнь.
По слухам, поставить точку в размышлениях помог Игорь Кваша, заявивший, что Гафт попросту теряет время на беспочвенные сомнения. Валентин Иосифович позвонил Ольге Михайловне и бросил фразу о том, что им пора начать второе действие. Остроумова с иронией ответила: «Посмотрим, через сколько оно закончится».
Не стоит думать, что отношения пары были воплощением романтики. Остроумова признавалась, что была обескуражена просьбой Гафта потрогать его бицепсы на первом свидании — очевидно, кавалер надеялся поразить даму своей мускулатурой, но не на ту напал. Кроме того, поначалу актриса чувствовала к ухажеру лишь влюбленность, а на роман решилась, чтобы досадить предыдущему мужу. Поженились Ольга Михайловна и Валентин Иосифович и вовсе по нужде: иначе бы артисту не дали большую квартиру. Причем расписываться пришлось прямо в клинике, куда угодил мужчина.
Однако с годами связь пары окрепла, а влюбленность Остроумовой переросла в сильное и крепкое чувство. Актриса была рядом, когда дочка Гафта от второго брака покончила с собой. Именно поддержка жены позволила артисту справиться с депрессией.
С самого начала Остроумова понимала, что супруг — человек искусства, далекий от ведения хозяйства. Актриса с легкостью взяла на себя все заботы по дому, позволив мужу заниматься творчеством. Мама Ольги Михайловны обожала зятя, дети тоже привязались к нему, так что картинка счастливой дружной семьи сложилась.
В последние годы артистка вела борьбу за здоровье супруга: в 2011-м у него случился инфаркт, через четыре года понадобилась операция на сердце. Болезнь Паркинсона прогрессировала, и еще несколько лет назад Гафт признавался в интервью, что боится стать для близких обузой. В 2019-м актер перенес инсульт, после чего его состояние ухудшалось с каждым месяцем. 12 декабря 2020-го 85-летний мужчина умер в своем загородном доме.
«Могу сказать, что мне выпала честь и счастье прожить с этим человеком близко довольно много лет. Я старалась быть его защитницей, товарищем, другом. И знаете, от любви зрительской до ненависти один шаг. Я верю, что ни одно слово какого-то дурака не приведет вас к этому шагу. С вами этого не случится никогда. Спасибо тем, кто с нами в эти дни», — произнесла Ольга Остроумова на похоронах мужа.
После смерти второй половины вдова жила не только воспоминаниями: справиться с горем помогали работа в театре, общение с детьми и тремя внуками. Так, даже в день 75-летнего юбилея актриса играла в постановке «Соло для часов с боем» по одноименной пьесе Освальда Заградника в «Моссовете».