Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Неизвестные фото со съемок саги о д’Артаньяне и трех мушкетерах

Блестящая операторская работа, прекрасные музыкальные номера, точный подбор актеров — все это о фильмах Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Несмотря на то, что телепроект вышел 25 декабря 1979-го, большая часть историй о закулисье съемок стала известна только сейчас.

25 декабря 2019 12:0006 042
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский

Экранизация романов Александра Дюма в видении Георгия Юнгвальд-Хилькевича оказалась достаточно вольной, что не повлияло на популярность фильма среди зрителей. С выхода «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» до ленты «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини» прошло 30 лет, но исполнители главных ролей согласились сыграть во всех трех частях продолжения: вновь собраться вместе ради общей работы было заманчиво.

Трудности, с которыми столкнулись артисты и операторы, остались за кадром, и зрители увидели лишь результат стараний авторов киноэпопеи. Теперь же в распоряжении «СтарХита» оказались уникальные фотографии бэкстейджа съемок.

«Д’АРТАНЬЯН И ТРИ МУШКЕТЕРА»

Валентин Смирнитский тщательно работал над образом Портоса, продумывая детали с художниками по костюмам
Валентин Смирнитский тщательно работал над образом Портоса, продумывая детали с художниками по костюмам

Пожалуй, самое большое впечатление на зрителей произвела первая часть киноэпопеи, которая, в свою очередь, делилась на три серии — «Атос, Портос, Арамис и д’Артаньян», «Подвески королевы» и «Приключения продолжаются». Съемки проходили до августа 1978-го, а монтаж завершили еще через три месяца, однако картина вышла на экраны лишь спустя год.

Такая задержка случилась из-за конфликта между Георгием Юнгвальд-Хилькевичем со сценаристом Марком Розовским и поэтом-песенником Юрием Ряшенцевым. Как позднее рассказывал Розовский, в третью серию режиссер внес слишком много изменений, а также не прописал в титрах, что текст для композиции Миледи придумал Вениамин Смехов, а не Ряшенцев. Смехов и сам был не рад сложившейся ситуации: он не знал о разладе между коллегами и, к тому же, оказался недоволен тем, как Юнгвальд-Хилькевич отредактировал изначальный вариант его стихов.

Сценарист и поэт даже выиграли суд у режиссера, однако менять отснятый материал никто не стал, а бунтовщиков еще пять лет не пускали на телевидение. Обиды и поражения были забыты, когда все, кто трудился над фильмом, наконец, увидели результат на экране в 1979-м. В восторг пришли и зрители, и актеры, и операторы. Большую роль в успехе проекта занимала музыка и костюмы, превратившие советских артистов в настоящих мушкетеров.

«Мы все в определенной степени работали над внешностью своих персонажей. У нас были замечательные художник по костюмам Татьяна Острогорская и художник-постановщик Лариса Токарева», — делился Валентин Смирнитский с создателями документального фильма «Пока мы еще вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя».
Ирина Алферова до сих пор не любит вспоминать о съемках у Георгия Юнгвальд-Хилькевича
Ирина Алферова до сих пор не любит вспоминать о съемках у Георгия Юнгвальд-Хилькевича

Сейчас, пересматривая культовый фильм, зрители отмечают, как органично каждый артист выглядит в своей роли. Но ведь изначально в амплуа д’Артаньяна должен был выступить Александр Абдулов, на позицию кардинала утвердили Михаила Козакова, а не Александра Трофимова, Констанцией Юнгвальд-Хилькевич видел только Евгению Симонову. Но встретив Михаила Боярского, режиссер осознал, что тот — настоящий гасконец, никто другой не воплотит главного героя так точно. Георгий Эмильевич на две недели ушел в запой — так боялся обидеть Абдулова, с которым дружил. Александр Гавриилович позвонил драматургу сам и с достоинством принял отказ.

Ирину Алферову режиссер утвердил на роль Констанции только потому, что по распоряжению Госкомитета по телевидению и радиовещанию без ее участия не разрешили бы взять Боярского. Отношения между актрисой и постановщиком были, мягко говоря, напряженными. До сих пор Алферова не может простить Юнгвальд-Хилькевичу, что тот ставил под сомнение ее талант. Впрочем, похвалы артистка не дождалась и от супруга Александра Абдулова.

Но никакие конфликты не смогли испортить фильм, популярность которого превзошла все ожидания создателей.

«МУШКЕТЕРЫ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»

Большая часть съемок проходила в Таллине
Большая часть съемок проходила в Таллине

Четырехсерийное продолжение истории о мушкетерах начали снимать летом 1990-го. Работа велась в Таллине, Одессе и Ленинграде. Конечно, многое изменилось: появился новый кардинал, Мазарини, воплощенный на экране Анатолием Равиковичем, подругой д’Артаньяна стала Мадлен, сыгранная Екатериной Стриженовой, а главным злодеем выступил сын Миледи — Виктор Авилов. Пение Михаила Боярского в этой части киносаги зрители не услышали: он сорвал голос на гастролях на Дальнем Востоке, и режиссер решил, что все композиции исполнит Игорь Наджиев. Актер не обиделся, ведь его вокал не пытались заменить — голос Наджиева звучал за кадром.

Казусов во время съемок картины «Мушкетеры двадцать лет спустя», пожалуй, было гораздо больше, чем в 1978-м. Так, в Одесской киностудии построили масштабные декорации для сцены встречи кардинала Мазарини и Мордаунта. Но у «сына Миледи» Виктора Авилова случился флюс, щека ужасно распухла. Смену уже хотели отменить, как вдруг режиссеру пришла в голову гениальная идея приглушить свет.

«В полумраке на фоне камина и каких-то свечек сходятся два профиля с одной стороны — два заговорщика, два интригана. Вся сцена была построена на силуэтах, с приглушенным освещением. В результате получилось даже лучше, чем мы задумывали с самого начала», — рассказывал оператор Александр Носовский.
Из-за флюса Виктора Авилова снимали в полумраке
Из-за флюса Виктора Авилова снимали в полумраке

У Михаила Боярского и вовсе случилась серьезная травма на съемках: он упал с лошади и сломал руку. Произошло это накануне любовной сцены д’Артаньяна и Мадлен, так что актер, разыгрывая страсть с Екатериной Стриженовой, был полностью одет и старался скрыть от камер гипс.

Ко всему прочему, в Таллине склад с реквизитом обворовали, и мушкетеры остались без своего оружия. Новые шпаги им выковали преступники из местной колонии — в обмен на выступление Боярского, Старыгина и Смехова.

Интересно, что во второй части киноэпопеи, в отличие от первой, Михаил Боярский, Валентин Смирнитский, Игорь Старыгин и Вениамин Смехов находятся примерно в том же возрасте, что их персонажи по книге Дюма. А вот Ольга Кабо, наоборот, слишком молода: 22-летняя актриса исполнила роль герцогини де Шеврез, которой по роману около 50.

«ТАЙНА КОРОЛЕВЫ АННЫ, ИЛИ МУШКЕТЕРЫ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ»

В фильме главные герои не умирают, а едут воевать в пустыню
В фильме главные герои не умирают, а едут воевать в пустыню

Параллельно с картиной «Мушкетеры двадцать лет спустя» велись съемки и следующей части о приключениях героев, так что фильм вышел уже в 1993-м. Сюжет сильно отличался не только от романа Александра Дюма, но и от исторических реалий, например, тяжелобольной кардинал Мазарини не умирает.

Кроме того, в книге главные герои погибают, а режиссер решил «отправить» их на войну в Африку. Благодаря этому ходу артисты побывали под Бухарой, где научились ездить на верблюдах.

«Я думал, что там кругом пустыня, пески, а оказалось какое-то поле и три холмика из песка. И вот мы в этих трех холмиках снимали «путешествие мушкетеров в пустыню Сахару». И пленка Kodak у нас появилась под эту историю, и весь фильм практически был снят на эту пленку. На этот проект возлагались очень большие надежды», — рассказывал Александр Носовский.
Игорь Старыгин на съемках картины
Игорь Старыгин на съемках картины

Однако ожидания не оправдались, и фильм оказался гораздо менее популярен, чем предыдущие. Почему так произошло? Возможные причины авторы проекта видели и в отсутствии финансирования, тормозившего съемки, и в том, что просто изменилось время и люди. С другой стороны, никто не спорил с очевидным фактом: переплюнуть успех «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» не удастся никогда.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ МУШКЕТЕРОВ, ИЛИ СОКРОВИЩА КАРДИНАЛА МАЗАРИНИ»

Лянка Грыу сыграла дочь д'Артаньяна
Лянка Грыу сыграла дочь д'Артаньяна

Фильм сняли в трех версиях, прокатной, режиссерской и сериальной, поэтому и вышли они в разное время — в 2009-м и 2012-м. Сюжет начинается с печальных событий — гибели неразлучных друзей-мушкетеров. Новыми заступниками королевы Анны становятся дети главных героев. Не обходится без мистики: искренняя молитва д’Артаньяна, наблюдающего за наследницей с небес, на время возвращает умерших персонажей на землю.

Детей мушкетеров сыграли Лянка Грыу, Антон Макарский, Данила Дунаев, Ирина Пегова и Дмитрий Нагиев. Новые герои заимствованы не из романа Дюма, а из творчества его современных «продолжателей». Так, наследница д’Артаньяна Жаклин — персонаж, скопированный из фильма с Софи Марсо. Число исторических неточностей в картине достигло апогея: к событиям во Франции, освещенным в ленте, Фронда давно распалась, Мазарини умер, парламента не было.

«Ни один из «мушкетеров» не хотел сниматься в фильме, где герои должны были встретиться на том свете, — признавался Боярский. — Но, в конце концов, и для меня, и для Игоря, и для Вальки, и для Веньки это была прекрасная возможность еще раз вместе поработать. Хотя мы понимали, что это слабая работа и дважды в одну реку не войти нельзя».
Игорь Старыгин умер вскоре после окончания съемок
Игорь Старыгин умер вскоре после окончания съемок

Для Игоря Старыгина эти съемки стали последними: он скончался в результате инсульта 8 ноября 2009-го. Символично, что в романе Дюма Арамис, напротив, единственный из четверки друзей остается в живых.

Работая над фильмом, Михаил Боярский и исполнитель роли де Жюссака Владимир Балон загорелись идеей изменить сюжет. Они предложили режиссеру, чтобы в финальной части Балон стал пятым мушкетером, хотя тот всегда играл их главного врага.

«Юнгвальд-Хилькевич сказал, что это полный бред, никогда в жизни он такого не сделает, мол, представьте, что Миледи перешла бы на сторону мушкетеров, — делился со «СтарХитом» сценарист Максим Федоров. — Это повлекло серьезную обиду Боярского и Балона, хотя конфликта и не было. Но потом, незадолго до ухода из жизни Георгия Эмильевича, Боярский и Смирнитский к нему приехали домой, встали на колени и поцеловали ему руки со словами: «Это ты нас сделал, если бы не ты и этот фильм, неизвестно, как бы сложилась наша актерская судьба».

К слову, 14 февраля 2020 года в Белом зале Центрального Дома кино состоится премьера пятисерийного документального фильма «Пока еще мы вместе, или Мушкетеры 40 лет спустя», посвященного созданию картин Георгия Юнгвальд-Хилькевича.

Со сценами дуэлей актерам помогал Владимир Балон
Со сценами дуэлей актерам помогал Владимир Балон
Михаил Боярский прекрасно держался в седле
Михаил Боярский прекрасно держался в седле
Вениамин Смехов на съемках
Вениамин Смехов на съемках
В одном эпизоде Михаилу Боярскому выбили зуб шпагой
В одном эпизоде Михаилу Боярскому выбили зуб шпагой
Михаил Боярский редко спорил с режиссером картины
Михаил Боярский редко спорил с режиссером картины
Арамис и Атос стали любимыми персонажами зрителей
Арамис и Атос стали любимыми персонажами зрителей
Олег Табаков прекрасно справился с ролью короля
Олег Табаков прекрасно справился с ролью короля
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский стали близкими друзьями благодаря съемкам киноэпопеи
Михаил Боярский и Валентин Смирнитский стали близкими друзьями благодаря съемкам киноэпопеи
Александр Трофимов и Борис Клюев в первом фильме
Александр Трофимов и Борис Клюев в первом фильме
Александр Трофимов и Маргарита Терехова быстро сработались
Александр Трофимов и Маргарита Терехова быстро сработались
Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов могли убедить режиссера скорректировать сцену
Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов могли убедить режиссера скорректировать сцену
Больше трети сцен снимали во дворцах
Больше трети сцен снимали во дворцах
Михаил Боярский в первом фильме был гораздо старше своего персонажа
Михаил Боярский в первом фильме был гораздо старше своего персонажа
Максим Дунаевский не сразу нашел певца для исполнения вокальной партии Вениамина Смехова
Максим Дунаевский не сразу нашел певца для исполнения вокальной партии Вениамина Смехова
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский исполнили многие сцены с первого дубля
Алиса Фрейндлих и Михаил Боярский исполнили многие сцены с первого дубля
Александр Трофимов и Алиса Фрейндлих на съемках первого фильма
Александр Трофимов и Алиса Фрейндлих на съемках первого фильма
Лев Дуров и Михаил Боярский подружились на съемках
Лев Дуров и Михаил Боярский подружились на съемках
Режиссер уверял, что у д'Артаньяна должна быть даже особая походка
Режиссер уверял, что у д'Артаньяна должна быть даже особая походка
Михаил Боярский помогал коллегам с эпизодами
Михаил Боярский помогал коллегам с эпизодами
Георгий Юнгвальд-Хилькевич давал Михаилу Боярскому ценные советы
Георгий Юнгвальд-Хилькевич давал Михаилу Боярскому ценные советы
Большое внимание режиссер уделял костюмам героев
Большое внимание режиссер уделял костюмам героев
У Михаила Боярского и Алисы Фрейндлих оказалось много совместных эпизодов
У Михаила Боярского и Алисы Фрейндлих оказалось много совместных эпизодов
Вместо Михаила Боярского д'Артаньяном мог стать Александр Абдулов
Вместо Михаила Боярского д'Артаньяном мог стать Александр Абдулов
Михаил Боярский был воодушевлен работой в проекте
Михаил Боярский был воодушевлен работой в проекте
Боярский, Юнгвальд-Хилькевич и Балон на обсуждении сцены
Боярский, Юнгвальд-Хилькевич и Балон на обсуждении сцены
За кадром Олегу Табакову постоянно поправляли грим
За кадром Олегу Табакову постоянно поправляли грим
Олег Табаков и Михаил Боярский много шутили на съемках
Олег Табаков и Михаил Боярский много шутили на съемках
Костюм Миледи Маргарита Терехова меняла сама
Костюм Миледи Маргарита Терехова меняла сама
Маргарита Терехова и Ирина Алферова почти не пересекались в кадре
Маргарита Терехова и Ирина Алферова почти не пересекались в кадре
Одна из самых эмоциональных сцен была у Маргариты Тереховой с Евгением Данчевским
Одна из самых эмоциональных сцен была у Маргариты Тереховой с Евгением Данчевским
Маргарита Терехова на съемке сцены в Бетюнском монастыре
Маргарита Терехова на съемке сцены в Бетюнском монастыре
Олег Табаков четко выполнял команды режиссера
Олег Табаков четко выполнял команды режиссера
Маргарита Терехова и Ирина Алферова в сцене убийства Констанции
Маргарита Терехова и Ирина Алферова в сцене убийства Констанции
Ирина Алферова с трудом сохраняла спокойствие, слушая критику режиссера
Ирина Алферова с трудом сохраняла спокойствие, слушая критику режиссера
Георгий Юнгвальд-Хилькевич лично рисовал клеймо Миледи
Георгий Юнгвальд-Хилькевич лично рисовал клеймо Миледи
Мария Ярыгина с режиссером
Мария Ярыгина с режиссером
Для Алисы Фрейндлих роль королевы Анны стала одной из главных в карьере
Для Алисы Фрейндлих роль королевы Анны стала одной из главных в карьере
По окончании съемок первого фильма группа устроила небольшой праздник
По окончании съемок первого фильма группа устроила небольшой праздник
Во второй части киносаги появились новые персонажи
Во второй части киносаги появились новые персонажи
Каждую сцену Боярский и Смирнитский могли обсудить с режиссером напрямую
Каждую сцену Боярский и Смирнитский могли обсудить с режиссером напрямую
Актеры старались снять эпизод с первого дубля
Актеры старались снять эпизод с первого дубля
Кардинала Мазарини сыграл Анатолий Равикович
Кардинала Мазарини сыграл Анатолий Равикович
На съемках присутствовали ассистенты
На съемках присутствовали ассистенты
Декорации и сюжеты постоянно менялись
Декорации и сюжеты постоянно менялись
Актеры до сих пор ассоциируются у зрителей с культовыми персонажами
Актеры до сих пор ассоциируются у зрителей с культовыми персонажами
Крупные планы Михаила Боярского сохранились в большом количестве
Крупные планы Михаила Боярского сохранились в большом количестве
В разгар съемок актеры не успевали даже поесть
В разгар съемок актеры не успевали даже поесть
Михаил Боярский с режиссером
Михаил Боярский с режиссером
Режиссер помогал актерам вжиться в роли
Режиссер помогал актерам вжиться в роли
Ольга Кабо сыграла герцогиню де Шеврез
Ольга Кабо сыграла герцогиню де Шеврез
Ольге Кабо на съемках было 22, в то время, как ее героине по книге — около 50
Ольге Кабо на съемках было 22, в то время, как ее героине по книге — около 50
Сцена с зеркальцем стала ключевой для образа персонажа актрисы
Сцена с зеркальцем стала ключевой для образа персонажа актрисы
Алексей Петренко сыграл Карла Первого в «Мушкетерах двадцать лет спустя»
Алексей Петренко сыграл Карла Первого в «Мушкетерах двадцать лет спустя»
На площадке «Мушкетеров двадцать лет спустя» не обходилось без юмора
На площадке «Мушкетеров двадцать лет спустя» не обходилось без юмора
Съемки шли в Таллине, Одессе и Ленинграде
Съемки шли в Таллине, Одессе и Ленинграде
Екатерина Стриженова исполнила роль Мадлен
Екатерина Стриженова исполнила роль Мадлен
Зачастую съемки велись в темноте
Зачастую съемки велись в темноте
Автомобили съемочной группы контрастировали с основными декорациями
Автомобили съемочной группы контрастировали с основными декорациями
Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Павел Винник и Анатолий Равикович в работе над вторым фильмом киноэпопеи
Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Павел Винник и Анатолий Равикович в работе над вторым фильмом киноэпопеи
Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Алексей Петренко и Олег Белов на съемках второй части саги
Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Алексей Петренко и Олег Белов на съемках второй части саги
С каждым фильмом ведущие актеры становились все дружнее
С каждым фильмом ведущие актеры становились все дружнее
Михаил Боярский с Виктором Павловским
Михаил Боярский с Виктором Павловским
Съемки батальных сцен занимали особое место в фильмах
Съемки батальных сцен занимали особое место в фильмах
Распятие Арамиса символизировало внутренние перемены героев
Распятие Арамиса символизировало внутренние перемены героев
Режиссер создал свою версию экранизации романа «Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя»
Режиссер создал свою версию экранизации романа «Виконт де Бражелон, или Еще десять лет спустя»
В каждой части саги королева попадает в беду
В каждой части саги королева попадает в беду
Михаил Боярский жаловался на недостаток финансирования картины «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
Михаил Боярский жаловался на недостаток финансирования картины «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя»
Дмитрий Харатьян и Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма о приключениях героев 30 лет спустя
Дмитрий Харатьян и Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма о приключениях героев 30 лет спустя
В каждую сцену режиссер вкладывал душу
В каждую сцену режиссер вкладывал душу
Вычиткой сценария актеры и режиссер занимались ежедневно
Вычиткой сценария актеры и режиссер занимались ежедневно
Арамис как персонаж сильно изменился к концу эпопеи
Арамис как персонаж сильно изменился к концу эпопеи
Редкие кадры со съемок сохранились в цвете
Редкие кадры со съемок сохранились в цвете
В третьей части киноэпопеи мушкетеры едут воевать в пустыню
В третьей части киноэпопеи мушкетеры едут воевать в пустыню
Валентин Смирнитский был не в восторге от перспективы ездить на верблюде
Валентин Смирнитский был не в восторге от перспективы ездить на верблюде
Вениамин Смехов часто падал с верблюда
Вениамин Смехов часто падал с верблюда

Фото: личный архив Натальи Юнгвальд-Хилькевич, личный архив Александра Носовского, кадр из фильма «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения