Яак Йоала появился на свет в небольшом эстонском городе Вильянди в семье музыковеда и автогонщика. Работавшая в филармонии мама не видела в сыне больших талантов, однако для общего развития отдала его в классы фортепиано и флейты. В юности парень сам освоил бас-гитару и ударные, ведь обожал The Beatles и мечтал о собственной рок-группе.
Подобные интересы принесли Яаку немало проблем: с одной стороны, в Таллинском музыкальном училище оценили красивый голос артиста, а вот с другой – его увлечение рок-н-роллом преподаватели считали пагубным. Юному «диссиденту» поставили ультиматум – или вуз, или «Битлы», и строптивый студент не задумываясь выбрал второе.
Парня забрали в армию, где к его хобби отнеслись с большим пониманием. Яак играл в военном ансамбле, участвовал в сборных концертах и почти в совершенстве выучил за время службы русский язык. Вскоре артист уже блистал в коллективах Lainer и Radar, а затем покорил и Москву. Почему это получилось не с первого раза и куда Йоала пропал в конце 80-х?
Свой среди чужих
Яак не только выступал в составе нескольких ВИА, но и ездил по музыкальным конкурсам сольно. На заре 70-х внимание на парня обратили в Москве, однако сперва телередакторы его отвергли: от юношей с ангельскими голосами и «онегинским» типажом в тот период пытались избавиться.
Ситуация изменилась в 1975-м, когда Йоала получил специальный приз престижного фестиваля в Сопоте. Вокалиста звал в Англию продюсер Джо Наполи, но покидать СССР певец не собирался. Зато победа в конкурсе принесла ему сотрудничество с лучшими композиторами Советского Союза: Раймондом Паулсом, Давидом Тухмановым, Александром Зацепиным.
Особенно артист ценил композиции Тухманова: из восьми треков цикла «Фотографии любимых» Яак исполнил три, включая заглавную. Также поклонникам эстонца запомнились хиты Йоалы «Я рисую», «Любовь нас выбирает», «Подберу музыку», «Как жаль». Приглашали вокалиста и спеть для фильма «31 июня», вот только озвучивал он героя «невозвращенца» Александра Годунова, из-за чего после премьерного показа лента легла на полку на семь лет.
Мешали развитию карьеры Яака и соотечественники: многим не нравилось, что эстонец запел на русском и выступает в других республиках. В то время как в Москве вокалисту предоставляли лучшие залы, чиновники Таллина на год лишили его концертов. На популярности Йоалы это сказалось слабо, а, будучи человеком с жестким характером, артист и сам стал демонстративно игнорировать мероприятия на родине.
Певец сыграл в фильмах «Дуэт-дуэль» и «Двойники», причем в последнем соединил оба своих самых горячих увлечения — пение и автогонки. Без Яака не обходились праздничные концерты и «Голубые огоньки», ну а в «Утренней почте» он мелькал едва ли не так же часто, как Алла Пугачева. При этом большая часть репертуара Йоале претила: он по-прежнему обожал рок-н-ролл, но композиторы доверяли ему актуальные для массового слушателя легкие эстрадные шлягеры.
Так, в 1986-м Яак покорил публику дуэтом с Софией Ротару. Но хотя песня «Лаванда» стала хитом на долгие годы, сам артист ее терпеть не мог, уверяя, что исполнил ее в первый и последний раз в жизни для «Голубого огонька». «Я не пою такие песни. Это уже слишком, ниже всякого уровня. И это неважно, что песня имела сумасшедшую популярность», — негодовал Йоала.
Куда он исчез
Очевидно, избирательность и требовательность стали основными причинами, по которым Яак покинул сцену в 38. «Для меня наступил предел, я уже не мог петь эти дурацкие, дешевые песни. И все, я ушел… Я ушел вовремя. Мне надоела вся эта работа и все, что было вокруг нее… Мне нравится классика, и это просто случайность, что я попал в легкий жанр», — пояснял исполнитель.
Окончательно от музыки артист не отказался, ведь преподавал в Таллинском училище, занимался продюсированием и вопросами защиты авторских прав исполнителей, да и в целом помогал коллегам в работе. «Я должна сказать Яаку „спасибо“ за то, что когда мы вместе поехали в Ленинград, он познакомил меня с Валерием Севастьяновым и Виктором Резником, — отмечала спустя годы Анне Вески. — После этого у меня появились самые первые хорошие песни, например, „Милый, горячо любимый“. Я должна сказать Яаку огромное спасибо за поддержку в мои первые годы на эстраде».
Ради спасения оказавшегося в кризисном положении Эстонского Эстрадного оркестра Яак объединился с Иво Линной и Тынисом Мяги, устроив тур с исполнением старых хитов. Но полноценного возвращения на сцену поклонники так и не дождались, ведь в нулевых артист отвергал любые предложения об участии в ретро-концертах.
Распространилось немало слухов о причинах исчезновения певца с радаров: то ли он ушел в запой, то ли перебрался в США, то ли наоборот стал отшельником и переехал в глухую деревню. На самом же деле Яак не покидал Эстонию, а большую часть времени проводил в своем загородном доме. «Думаю, что нужно было раньше переехать на хутор, — рассуждал артист в 2014-м. — У меня домик среди прекрасных берез, чистый воздух и полное спокойствие. Как это можно променять на город? Таллин потерял уже свою индивидуальность! От старого города ничего не осталось, а только ходят там чванливые иностранцы».
Причины «пропажи» искали и в любовной биографии артиста. Впервые он женился на коллеге по фильму «Дуэт-дуэль» по имени Дорис. Актриса подарила звезде сына Янара, но брак рухнул, когда Яак познакомился с солисткой хора Майре. Вместе со второй супругой он провел более 30 лет, однако поговаривали, что последние годы Йоала коротал дни отдельно от избранницы, любившей гулять по центру Таллина.
Неизвестно, когда ухудшились отношения певца с единственным сыном: артист называл дату рождения Янара лучшим днем в жизни, но наследник не верил в папину любовь. «Мне кажется, что отец всегда относился ко мне как к пустому месту, — сетовал парень пять лет назад. — Да и мать постоянно приговаривала: „Ты дурак у известного отца, никчемный сын“. Он и с внучкой, моей дочкой, виделся всего пару раз. Отцу, видно, это вообще не надо было. Жил сам по себе».
Как ушел «эстонский соловей»
Янар заявлял, что отец всегда любил выпить и собрать дома народ, однако мало кто верил словам неблагополучного наследника звезды: парень сам уходил в запои и даже получил «условку», когда в нетрезвом виде сел за руль папиного «Ягуара» и протаранил чужой забор.
Алкогольную зависимость Йоалы отрицали и многочисленные коллеги: на самом деле артист тяжело болел, но так боялся показаться окружающим старым и немощным, что даже прервал общение с друзьями, пытаясь остаться в их памяти сильным и гордым.
«Проблемы со здоровьем начались еще на пике популярности, когда из-за напряженного гастрольного графика у Яака случилось несколько микроинсультов. Тогда его поставили на ноги с помощью уколов и таблеток, — делилась подруга вокалиста Мариийн Распе. — В 2006 году Йоалу сразил инсульт, после которого он не восстановился: левая рука потеряла чувствительность, он оглох на левое ухо, чем и объясняется его уход из музыки. С годами положение только ухудшалось, и список заболеваний пополнялся. Состояние Яака ухудшилось еще больше в марте 2014-го, когда он слег, и в последние полгода Йоала был вынужден проводить большую часть времени в больнице».
25 сентября 2014 64-летний артист умер от сердечной недостаточности. Единственный сын пережил Яака всего на пять лет: в августе 2019-го эстонские СМИ сообщили, что 45-летнего мужчины не стало. Вдова Яака Йоалы не раскрыла причин трагедии, отметив лишь, что Янар был хорошим человеком, но жизнь его пошла под откос.