Путь Андрея Панина к славе был долог и тернист, но даже получая за первые работы копейки, он не думал бросать актерскую профессию. Целеустремленность и самоотверженность артиста окупились сполна: после картины «Мама, не горюй» и выхода сериала «Бригада» на него обрушились популярность и любовь зрителей.
Актер оставался востребованным до конца дней. Он сыграл бы еще десятки ярких ролей, если бы не ушел из жизни столь неожиданно и рано. 6 марта 2013-го Андрей Владимирович скончался в собственной квартире. Согласно официальному заключению следствия, 50-летний артист погиб в результате несчастного случая. Но и сегодня поклонники и друзья Панина сомневаются в этой версии, полагая, что его могли убить. Где же правда? 28 мая звезде могло исполниться 60, и мы вспоминаем его удивительный путь.
Долгий путь к славе
Несостоявшийся инженер
Андрей Владимирович появился на свет в Новосибирске в семье физиков. Когда ребенку исполнилось два, родители приняли решение о переезде в Челябинск, а еще через пару лет перебрались в Кемерово.
Панин хорошо учился, однако слыл балагуром: на вопрос педагога мог ответить байкой. В школе юноша увлекался боевыми искусствами и народными танцами, нередко выступал на ВДНХ с ансамблем. Но, несмотря на артистизм, Андрей Владимирович не сразу поступил в театральный вуз. Сперва, по рекомендации родителей, он подал документы в Кемеровский пищевой институт на специальность «инженер холодильных установок». Впрочем, студент продержался там недолго и был отчислен за «аморальное поведение».
«Был санаторий-пансионат, куда завезли студентов на зимние каникулы. Директор, чтобы прикрыть свое очередное воровство, убрал оттуда всю охрану. Ну, люди и пожили там «весело» две недели. Вещи разные происходили: где-то что-то побили, натворили. А когда милиционеры приехали разбираться, я достаточно нагло себя повел, убегал от них. За особую дерзость в отношении сотрудников милиции меня отчислили со второго курса», — вспоминал Панин.
«Неснимаемый»
В актерскую же профессию Андрея Владимировича привела… балерина. «Ходил по разным вузам, смотрел, что да как. Кафедра режиссуры находилась на этаже балетных классов. Я увидел красавицу у станка, и выбор был сделан», — признавался артист.
По окончании Кемеровского института культуры Панин устроился в местный театр, а в 1983-м попробовал себя в роли преподавателя студии пантомимы. Однако этого было недостаточно для перспективного артиста, мечтавшего покорить столицу. Лишь с четвертого раза он сумел поступить в Школу-студию МХАТ.
«Когда Панин был зачислен на курс, то уже казалось, что старт дан. Однако ему сказали, что он «неснимаемый» из-за своей якобы неясной фактуры: и не герой-любовник, и не явный комик. Он часто в интервью говорил, что ему не нравится свое отражение в зеркале», — рассказывал Алексей Заболоцкий.
И широкая известность, и первое собственное жилье появились у Андрея Владимировича в 35 лет, а до этого кем он только не работал, чтобы прокормиться. «От регулировщика каких-то там труб на химзаводе и заканчивая... черт знает! Пытался даже по бизнесу ударить. Но понял, что это не мое», — отмечал артист.
Гениальный злодей
Кинодебют актера в картине «По прямой» прошел мимо зрителей. Узнавать Панина стали после премьеры фильмов «Мама, не горюй», «Свадьба» и «24 часа», а массовая популярность обрушилась на него с выходом «Бригады» Алексея Сидорова. Роль милиционера, постепенно погружающегося в пучину криминала, впечатлила даже самых строгих критиков.
Позднее Андрей Владимирович вновь сотрудничал с Сидоровым, снявшись в трех частях «Боя с тенью». Каждая последующая работа демонстрировала публике глубину таланта артиста: «Шик», «Сволочи», «Водитель для Веры». В качестве режиссера в соавторстве с Тамарой Владимирцевой он выпустил ленты «Полный вперед!» и «Внук космонавта».
Со временем у зрителей сложился стереотип, что Андрей Панин всегда предстает на экране в образе антагониста главного героя. Сам же актер так не считал. «Может, просто эти роли яркие, или зрители злодеев больше любят. На самом деле из более чем 60 сыгранных мною ролей только семь процентов отрицательные», — уверял он.
Личная жизнь
Неидеальный семьянин
Если в кино Панин перевоплощался в злодеев, то в жизни слыл рубахой-парнем, отзывчивым и щедрым. Однажды он отдал все сбережения, чтобы выручить друга, Алексея Заболоцкого, а сам сидел несколько месяцев на хлебе и воде. Но был ли Андрей Владимирович готов на все ради семьи?
Первой избранницей тогда еще будущего актера стала дочь партийного начальника Татьяна Французова, студентка экономического вуза. Родители Татьяны не жаловали Панина, мол, слишком уж прост и беден парень. Однако свадьба состоялась, и Французова была рядом, когда Андрей Владимирович, наконец, поступил в Школу-студию МХАТ. Пара поселилась в крошечной каморке полуподвального помещения. Супругу артиста не смущали ни постоянная нехватка денег, ни маленькая комната, ни отсутствие мужа, пропадавшего на учебе.
Панину не очень удавалась роль примерного семьянина. В документальном фильме «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства» родственники признали, что актер легко увлекался красивыми женщинами и изменял жене. Татьяна продолжала боготворить мужа и развелась с ним лишь фиктивно: чтобы получить жилье. Все пошло прахом только после того, как Андрей Владимирович не приехал в больницу к Французовой, когда она рожала дочь Надю.
Разлука с дочерью и вторая попытка создать семью
Что же помешало актеру приехать к жене и дочери? Поговаривали, что именно тогда он впервые серьезно запил. Причин для депрессии у Андрея Владимировича было предостаточно: брак рушился на глазах, в Московском художественном театре он сидел почти без работы. Окончательно расставшись с Татьяной, артист начал терять связь с наследницей. Он очень гордился успехами девочки, пока имел возможность общаться с ней. А затем Французова переехала с Надей в США, и от папы у нее не осталось даже фамилии.
Второй женой Панина стала актриса Наталья Рогожкина. На момент знакомства студентке Школы-студии МХАТ было всего 19, а ему — 32. Девушка приняла артиста со всеми достоинствами и недостатками: человек-хаос, он то появлялся в ее жизни, то исчезал. Осложняло ситуацию то, что у обоих имелись другие любовники. Осознав серьезность нагрянувшего чувства, Андрей Владимирович и Наталья разошлись с прошлыми партнерами и начали жить вместе.
В 2001-м на свет появился сын Александр, однако влюбленные не спешили ставить штампы в паспорте и в итоге расписались в 2006-м. Их отношения переживали взлеты и падения. Панин не менял прежних привычек, и Рогожкина была вынуждена закрывать глаза на его бесхозяйственность, мириться с постоянной занятостью супруга, когда на него обрушилась слава. Зато Андрей Владимирович всегда организовывал семейный отдых, решал квартирные вопросы, стал потрясающим отцом. В 2008-м жена подарила ему второго наследника, Петю.
«Папа — сам ребенок, хулиган. Он не заправляет кровать, готов сколько угодно бегать, пугать всех из-за угла, скакать лошадкой, кричать и драться подушками. Другой разговор, что у него не всегда находится на все это время — просто в силу его занятости», — говорила Наталья.
Дети знаменитого артиста вели довольно закрытый образ жизни. По словам Рогожкиной, интерес к актерству проявлял только младший ребенок. Как ни странно, спустя годы именно старшего сына Панина пригласили сниматься в кино: летом прошлого года Александру дали одну из главных ролей в картине «Недетский дом».
Загадочная смерть
Любовь к одиночеству
В 2013-м востребованный актер работал над проектами «Шерлок Холмс» и «Гетеры майора Соколова», где снимался в главных ролях. Супруга отмечала, что почти девять месяцев артист провел в Петербурге, вживаясь в образ доктора Ватсона — нужно было постараться, чтобы сделать его непохожим на героя Виталия Соломина. Тем не менее Наталья Рогожкина подчеркивала: в каждый выходной муж приезжал в Москву к ней и детям.
Стремлению чаще видеться с семьей противоречила другая черта Панина: после тяжелых нагрузок на съемках он любил побыть в одиночестве, закрыться в доме на Балаклавском проспекте, отдыхать, читая книги. «Ключи у меня от этой квартиры всегда были. Когда Андрей с женой Наташей приобрели рядом новое жилье, эти апартаменты пустовали. И Панин предложил использовать свободную жилплощадь для хранения нашего инвентаря — монтажки, обработанных материалов», — пояснял друг и партнер актера по компании «Парус» Геннадий Русин.
Именно в этой обычно пустующей квартире Русин обнаружил друга 7 марта 2013-го. Геннадий решил заглянуть в дом, так как Панин не отвечал на звонки несколько дней. Страшная картина еще долго не выходила у бизнесмена из головы: разбросанные вещи, бездыханное тело артиста... Началось расследование обстоятельств гибели Андрея Владимировича. Официальной версией оперативников стал несчастный случай, смерть в результате кровопотери от черепно-мозговой травмы.
Альтернативные версии
Заключение следствия выглядело логичным: по данным экспертизы, незадолго до трагедии актер пил алкоголь, в нетрезвом состоянии он мог неудачно упасть и удариться головой, после чего запаниковал и начал беспорядочно передвигаться по комнате — это объясняет, почему вещи были разбросаны. Из-за физической активности усилилось кровоизлияние, что и стало причиной смерти.
Однако друзья не верили в несчастный случай да и не считали, что Андрей Владимирович имел серьезные проблемы со злоупотреблением спиртным. «Да, у него бывали запои. Но к алкоголю он относился скорее как к чему-то для души, — пояснял оператор Игорь Гринякин. — И при этом был внимателен к телу: не курил и правильно питался — ел только свежие продукты, не пил растворимый кофе. Каждый день занимался гимнастикой».
Особенно много сомнений возникло у Русина: оперативники убеждали его, что входная дверь была заперта изнутри, а значит, Панин находился в квартире один, и посторонние не могли нанести ему травмы. Наружные камеры наблюдения не зафиксировали появления незнакомцев у дома, впрочем, у пожарной лестницы видеооборудование не устанавливали. Следов насилия на теле умершего не нашли, если не считать странных ссадин и царапин на руках...
«Дверь была закрыта не на щеколду, а на ключ, которым можно было запереть и снаружи. Все эти вопросы я задавал следователю. Никогда они не убедят меня, что гибель Андрюши — случайность, и не стоит искать третьих лиц в этой трагедии. Нужно было видеть тот кошмар, который творился в квартире. И я понимаю, что Панин — талантливый человек, но только он не мог так талантливо сам себя убить», — заключил Русин.
Друзья предполагали, что Андрей Владимирович мог познакомиться с кем-то на улице, привести сомнительных людей в дом, а во время бурного застолья — поссориться с ними со всеми вытекающими последствиями. «Он всегда избегал конфликтов, никогда не лез на рожон, — отмел подобную версию Геннадий. — Но в то же время с кем-то обниматься, а тем более выпивать — Панин до такого панибратства никогда не опустился бы. То, что в тот день до него могли докопаться, — только мои предположения. Ну и о том, что в квартире между Паниным и еще кем-то возник конфликт, говорит характер травм, которые нанесли актеру. Все они были не смертельны. Просто их оказалось слишком много. И время было упущено».
Необычным показалось другу артиста и то, что в квартире нашли несколько бутылок водки: Панин предпочитал красное вино. Еще один подозрительный момент — перевернутое съемочное оборудование. Андрей Владимирович аккуратно относился к инвентарю и старался вообще не трогать его.
Но если это было убийство, то каков мотив? Бытовала версия о личной неприязни преступника к актеру и, конечно, финансовый интерес. «У него была принципиальная позиция: он никогда не брал и сам не давал в долг, — утверждал Русин. — Однажды я предложил ему взять кредит на один проект. Он тогда жестко отказался: «Геныч, никогда не обращайся ко мне с подобной просьбой».
Вероятно, мы так никогда не узнаем, что именно случилось 6 марта 2013-го. Следственный комитет закрыл дело Андрея Панина «за отсутствием события преступления». Гадать о причинах гибели артиста родственники не видят смысла: все равно никто не вернет им близкого человека. Утешением для друзей и поклонников остается творческое наследие Панина — его фильмы, рисунки, награды. Последнюю «Нику» за роль в картине «Искупление» актеру присудили посмертно.
По материалам «7 Дней», «МК», «Собеседник», «Вечерний Челябинск».
Фото: Vadim Tarakanov, Gennadiy Usoev / Legion-Media, Екатерина Цветкова/PhotoXPress.ru, Vk.com, личный архив, кадры из фильмов «Мама, не горюй», «Искупление», кадр из сериала «Шерлок Холмс»