Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Еще до выхода спортивная драма поставила рекорд: более миллиона пользователей добавили «Игры» в персональные списки «Буду смотреть». После премьеры двух эпизодов сериал влетел в топ-10 «Кинопоиска», обскакав зарубежный хит «Дом дракона». Но оправдал ли проект завышенные ожидания зрителей?

16 августа 2024 06:3097 594
Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Сериал об Олимпиаде-80 выходит по субботам

В 1974-м СССР победил в голосовании МОК и впервые получил право принять иностранных спортсменов на крупнейших соревнованиях. Сериал «Игры» заявлен как проект о конце 70-х, когда вся страна занималась организацией грандиозного события. На фоне проблем бюрократического толка развивается афганский конфликт, ставящий вопрос о возможности проведения Олимпиады.

В центре сюжета — сын функционера Игорь Зорин, которого властный папа в исполнении Алексея Серебрякова пристраивает в оргкомитет Олимпиады-80. Его начальницей становится генеральская дочь Ирина Светлова, идеологически заряженная, строгая и бескомпромиссная. Такие разные выходцы из номенклатурных семей вынуждены сблизиться из-за общего дела, а столкновения с причастными к Олимпиаде людьми призваны изменить их картину мира.

Интересный период истории, красивая картинка, блестящий каст, собравший в одном проекте несколько лет не появлявшегося на экране Леонида Каневского, перезапустившего карьеру «Триггером» Игоря Костолевского, легенду комедии Юрия Стоянова – реклама «Игр» выглядела многообещающе. Но удалось ли режиссеру Евгению Стычкину и шоураннеру Александре Ремизовой погрузить зрителей в ностальгию по Олимпиаде-80?

Актерская сборная

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Стычкин отмечал, что не хотел вновь задействовать Верника, однако в итоге он больше всех подошел по кастингу

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Серебряков играет в проекте мрачного функционера, чьи старания не ценит сын

Последний тренд при создании рейтинговых сериалов — это главные герои, сыгранные молодые актерами, на фоне второстепенных персонажей в исполнении маститых звезд. Так было в проекте «Слово пацана», прославившем не только уже успевшего заявить о себе Ивана Янковского, но и таких новичков, как Леон Кемстач и Рузиль Минекаев; да и в «Цикадах» Евгения Стычкина, где в центре сюжета оказался Григорий Верник.

Собственно, сын Игоря Верника перекочевал вслед за режиссером и в «Игры». Более того — как и в «Цикадах», Григорий играет мажора из влиятельной семьи, лишенного материнской любви. На этот раз, правда, экранным папой Верника-младшего стал не сам Евгений Стычкин, а Алексей Серебряков, да и герой артиста уже не школьник, а выпускник МГИМО, которого в оргкомитет отец отправил на перевоспитание.

Пользователи Сети нещадно критикуют Григория и за самоповтор, и за недостаточно органичный образ в «Играх». Многим кажется сомнительным факт существования подобного персонажа как в комитете, так и вообще в стране — перед нами скорее современный «золотой мальчик», чем герой 80-х. Почему Игорь Зорин ведет себя так, словно был долгое время оторван от реалий жизни в СССР? Ведь у выпускника МГИМО почти нет знакомых, он попадает в нелепые ситуации, несмотря на явное наличие интеллекта. Если это некий оммаж на Пьера Безухова из «Войны и мира», который после учебы за границей никак не мог вписаться в российское общество, то Игорю не хватает важного пункта — того самого длительного пребывания в Европе.

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Преображение героини Карповой состоялось на съемках эпизода в Узбекистане: художник по гриму решил сделать ей прическу в стиле принцессы Дианы для сцены свадьбы, ведь в Москве у карьеристки не хватало времени для ухода за собой

Гораздо меньше претензий у зрителей к Марии Карповой, сыгравшей идеологически подкованную начальницу Ирину Светлову. Героиня «правильная» во всех смыслах этого слова, верит в то, что делает, и прекрасно ладит с папой в исполнении Сергея Чонишвили, хотя тот был бы рад, если б из карьеристки дочь превратилась в хранительницу очага. Если не считать короткометражку «Веселый понедельник», это первая главная кинороль для актрисы МХТ имени Чехова. Нюанс лишь один — дуэт Карповой с Верником неизбежно отсылает публику к «Служебному роману», хотя Светлова и не дотягивает до легендарной Людмилы Прокофьевны, скорее напоминая профсоюзную активистку Шуру.

Приятно удивил зрителей Игорь Костолевский: его фанатичный руководитель оргкомитета убедителен и твердо настроен на победу. К тому же после образа психотерапевта в «Триггере» у актера расширилась и заметно «омолодилась» аудитория поклонников. А вот 85-летний Леонид Каневский, которого мы не видели на экране с момента выхода комедии «Оливье и роботы», показался публике слишком уж пожилым для роли тренера тяжелоатлета.

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что гимнастку Елену в сериале сыграла настоящая олимпийская чемпионка Ангелина Мельникова. Изначально ее приглашали в проект как дублершу, но затем Стычкин решил провести актерские пробы. И не прогадал — личный опыт участницы крупных турниров для подобной роли незаменим.

Спорные моменты

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Герой Костолевского убеждает генсека провести Олимпиаду, а Игорь Гордин выступает против мероприятия

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Некоторые пользователи Сети раскритиковали парики артистов

Сам режиссер создал достаточно комичный образ английского журналиста, освещающего подготовку к Олимпиаде. Но наибольшее количество споров коснулось не его персонажа, а конечно, Леонида Ильича Брежнева. Изначально Юрию Стоянову предлагали одну из главных ролей в проекте, но из-за чрезмерной загруженности он отказался. А потом артист уточнил, кто будет играть Леонида Ильича, и узнав, что кандидатур нет, выслал свое фото в очках и портрет Брежнева. К слову, Стоянов учился в ГИТИСе вместе с внучкой генсека Викторией Милаевой, а потому лично видел государственного деятеля на ее дне рождения.

«Так все и решилось — без разговоров, в несколько минут. Приехал, попробовали грим, сфотографировались — и в кадр. Мне посчастливилось лично встретиться с Леонидом Ильичом. Тогда он произвел впечатление доброго, легкого на шутку, остроумного человека с мягким взглядом. Это вблизи, но не в качестве генерального секретаря. Все остальное время я его воспринимал исключительно как главу государства», — пояснял артист.

Кому-то генсек в исполнении Стоянова действительно показался «домашним» и эксцентричным со знаком «плюс», другие же заключили, что образ получился карикатурным, словно мы вернулись в 90-е и смотрим «Городок». При появлении персонажа на экране сюжет грозит скатиться в пародийное скетч-шоу. Если же предположить, что это хитроумный ход сценаристов, демонстрирующих через такого Брежнева причины нарастания кризиса в позднем СССР, то возникает закономерный вопрос: почему за сатиру в кадре отвечает лишь Юрий Стоянов? К тому же обозначенный создателями проекта жанр — драма — без какого-либо намека на комедию.

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

На фоне политических игр и бюрократических проволочек спортсмены готовятся к главным соревнованиям в жизни

Впечатления от первых серий остаются смешанными по ряду причин. Во-первых, медлительность повествования словно вторит нерасторопности персонажа Стоянова, и это несмотря на новаторство съемки: тут и мастерские переходы от оператора «Чик» Михаила Дементьева, и использование нейросети для улучшения архивной хроники. Во-вторых, обилие сюжетных линий путает зрителя — мы наблюдаем и за перипетиями в оргкомитете, и за суровыми тренировками спортсменов, и за афганским аулом, но все эти кусочки мозаики — словно несколько разных сериалов, косо сшитых в единое полотно.

Третий момент связан с отсутствием симпатий и сопереживания к персонажам, у которых, впрочем, еще есть шанс раскрыться в последующих эпизодах. Ну а четвертый — с амбивалентностью проекта.

Пока что зрители гадают, что именно задумали авторы, которые показывают как жестокую систему СССР с подковерными играми и грядущими военным и международным конфликтами, так и яркие декорации, костюмы и прически, словно слетевшие с открыток, но скорее «стиляжные» и оторванные от реальности. «Хочется спросить, где главные герои „Игр“ затариваются одеждой, иначе откуда такое разнообразие костюмов и красок в конце 70-х?» — вопрошают пользователи Сети.

Что не так?

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Создателей сериала уже поймали на исторической неточности: фильм «Пираты ХХ века» не мог идти в кинотеатрах в 1979-м, ведь премьера состоялась в 1980-м

Ностальгии не получилось? Что не так с сериалом «Игры», где собрались Костолевский, Стоянов, Гордин и Каневский

Некоторые критики отмечают, что «Игры» будут или любить, или сильно ненавидеть, но равнодушных к сериалу точно не останется

Сериал называют как масштабной ретродрамой, так и фантасмагоричной версией позднего СССР. В чем же проблема четвертого режиссерского проекта Евгения Стычкина? Начнем с того, что «Нулевой пациент» создавался артистом не в одиночку, а в связке с мастерами своего дела — сценарий писали Олег Маловичко, известный по работе над «Методом», и литератор Андрей Геласимов, а в качестве второго постановщика позвали опытного оператора Сергея Трофимова.

Вышедшие минувшей осенью «Цикады» считаются уже «соло» Стычкина-режиссера, и к этому проекту у зрителей уже возникало немало вопросов — и про чересчур взрослых «школьников», и про авторскую интонацию повествования Екатерины Тирдатовой. Основным же сценаристом «Игр» указан Михаил Покрасс, в чьей фильмографии значатся лишь «Елки» 2010 года выпуска. Быть может, поэтому сюжет из нескольких линий не кажется публике целостным? Или же виной всему — преемственность и самокопирование?

«Гордин в очередной раз играет большого чиновника („Нулевой пациент“). Майков снова играет представителя силовых структур („Нулевой пациент“), сам Стычкин — очередного „свободного“ журналиста („Нулевой пациент“), а Верник-младший в таком раскладе явно подойдет для очередного мажора с терками с папашей („Цикады“). Авось проканает», — подмечают зрители на кинофорумах.

Но не будем рубить с плеча и посмотрим, как проявят себя герои «Игр» в последующих сериях. Быть может, нас ждут неожиданные метаморфозы и залатанные сценарные дыры.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения