Анастасию Вертинскую называли главной красавицей советского кинематографа, а за границей сравнивали с Гретой Гарбо и Вивьен Ли. Представители противоположного пола признавались, что, увидев актрису, не могли отвести от нее глаз: настолько притягательной внешностью и магнетической энергетикой она обладала в юности.
Когда артистка познакомилась с Никитой Михалковым, то уже была известна как исполнительница ролей Ассоль и Гуттиэре. Режиссер вспоминал, что тогда за восходящей звездой ухаживал даже Андрей Миронов. Проявив настойчивость, Михалков смог завоевать расположение Вертинской и вскоре женился на ней. К сожалению, в этом браке каждый тянул одеяло на себя и не желал играть вторую скрипку. В стремлении построить блестящую карьеру, Анастасия Александровна развелась с мужем.
О романах актрисы говорила вся Москва: перед ней не устояли ни Александр Градский, ни Олег Ефремов, ни Михаил Козаков. Но кого по-настоящему любила Анастасия Вертинская?
19 декабря звезде исполняется 79. Сейчас она уже не снимается в кино, а помогает сыну в ресторанном бизнесе, делает художественные выставки с картинами матери и проводит время с родственниками. В день рождения артистки вспоминаем ее яркое прошлое.
От Ассоль до Атаманши
Анастасия появилась на свет в Москве в звездной семье поэта и шансонье Александра Вертинского и художницы Лидии Циргвавы, известной также по ролям в сказках «Садко» и «Королевство кривых зеркал». С детства Настя была дружна со старшей сестрой Марианной, хотя впоследствии в их истории имели место соперничество и конфликты.
Родители постарались дать детям наилучшее образование: прививали им любовь к литературе, музыке, изучению иностранных языков. Анастасия мечтала стать балериной, но из-за высокого роста преподаватели не приняли ее в хореографическую секцию. Тогда девушка решила связать жизнь с профессией переводчика, но когда в 15 лет оказалась на съемочной площадке, поняла, что нашла свое место.
На прослушивание на роль Ассоль в экранизации «Алых парусов» Вертинская пришла в качестве эксперимента. Поначалу вид школьницы в спортивном костюме не понравился режиссеру, но когда она переоделась в платье, постановщик изменил мнение. Фильм стал открытием для зрителей и сделал Анастасию звездой, но она называла то время периодом бессознательного творчества и к героине своей относилась скептически.
Еще одна яркая роль досталась артистке в картине «Человек-амфибия». Режиссер искал девушку с глубоким выразительным взглядом, и именно поэтому Анастасия подошла ему идеально. На съемках юная актриса вела себя как настоящий профессионал: ныряла в ледяную воду, отказывалась от помощи дублеров. Вновь фильм с восторгом приняли зрители, а Вертинская впоследствии отзывалась о нем прохладно.
Настоящим дебютом в кино артистка считала роль Офелии в «Гамлете», которую она исполнила, уже будучи студенткой театрального вуза. Сложный драматический образ удался актрисе с блеском. Картина удостоилась специального приза жюри Венецианского фестиваля, а Анастасия обрела международную известность. Ее называли «советской Вивьен Ли».
Следующим успехом звезды стала роль Лизы Болконской в экранизации «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Не отказалась Вертинская и от работы в мелодраме «Влюбленные», а затем в военной ленте «Случай с Полыниным». «Преждевременный человек», «Не горюй!», «Тень» — казалось, фильмография актрисы постоянно пополнялась. Но за съемками в «Человеке не на своем месте» последовала шестилетняя пауза.
«Я не гожусь на роли сталеварш и общественного работника. У меня нет этого не только во внешности, но и в жизни, и пафоса этого я не знаю, — объясняла артистка в документальном фильме „Другие берега Анастасии Вертинской“. — Это трудно, когда у тебя существуют рамки твоей социальности».
Похожая картина ожидала звезду и в театре: времена требовали «румяных и веселых активисток», и аристократичная внешность Анастасии не соответствовала этому запросу. Актриса застряла в массовке, хотя зрители узнавали ее и кричали из зала: «Вертинская!».
В конце 70-х артистка сыграла Мону в «Безымянной звезде», а затем исполнила роль Джеммы в «Оводе». К концу 80-х репертуар Анастасии Вертинской резко изменился: она воплотила на экране отрицательных персонажей в «Житии Дон Кихота и Санчо» и в «Новых приключениях янки при дворе короля Артура».
В 1989-м Вертинской предложили преподавать актерское мастерство в Оксфорде, и следующие 12 лет, с небольшими перерывами, она жила за границей. Кроме того, Анастасия продолжала сниматься — предстала перед зрителями в неожиданном образе Атаманши из «Бременских музыкантов & Co», — и вела две авторские программы: «Золотое сечение» и «Другие берега».
От активной сценической работы артистка отошла в 2000-х, отметив, что сделала для кинематографа достаточно, а роли в боевиках ее не прельщают. Общественная деятельность в благотворительном фонде, создание выставок с картинами мамы-художницы и восстановление коллекции записей отца оказались ей ближе.
Никита Михалков
Вслед за сестрой Анастасия поступила в «Щуку», мечтая стать профессиональной актрисой. Марианна рассказала родственнице и о своем романе с Андреем Кончаловским, упомянув, что у него есть обаятельный младший брат Никита Михалков.
«Они познакомились, Никита боялся ухаживать за Настей. Помню, мы открывали дверь, а там для нее лежал сверток, открываем — там цветочек и духи», — вспоминала Марианна Вертинская.
Михалков понял, что девушка была избалована мужским вниманием, и твердо решил добиться ее расположения. Часами он стоял под окнами Анастасии с букетом в надежде на случайную встречу. Неожиданно на одной из студенческих тусовок Вертинская сама подошла к Никите Михалкову, взяла его за руку и увела из компании. С первым страстным поцелуем начались их незабываемые отношения. В 1966-м влюбленные сыграли свадьбу.
Супругов называли самой красивой парой советского кинематографа. У них родился сын Степан, и окружающие были уверены, что крепкая семья никогда не распадется. Но спустя три года артисты решили разойтись.
«Развод стал ужасной трагедией. Встретились два сильных человека в период своего формирования. Я по натуре — не жена гения, не могу нигде быть вторым человеком, только первой. Таким людям, как мы, ужиться было очень трудно. У Никиты должна быть жена, которая полностью живет его жизнью. Я достаточно рано поняла, что мне вообще не надо было выходить замуж», — заключила Вертинская.
Расставание прошло интеллигентно, без скандалов и лишних слов. Анастасия никогда не говорила Степану, что его папа в чем-то провинился или повел себя недостойно. По словам Никиты Сергеевича, встречаясь с бывшей женой, он до сих пор испытывает чувство светлой ностальгии.
А был ли брак?
Одно время в Интернете распространилась информация о четырех замужествах артистки. Вертинская неоднократно опровергала подобные слухи.
«У меня был всего один муж — Никита Михалков. Конечно, случались романы, когда происходит волнение в крови, особый подъем духа, потом это превращается в иные взаимоотношения. Я от романов не отказываюсь, но это — не мои мужья, — уверяла Анастасия Александровна. — Я даже не считаю, что у меня были гражданские браки».
Но как же Александр Градский, с которым звезда расписалась в 1976-м? Как оказалось, союз с музыкантом Вертинская считала большой ошибкой, а потому зачастую отказывалась даже называть Градского бывшим мужем. По словам актрисы, два года совместной жизни с певцом принесли ей только разочарования.
Бурные романы
Один из самых ярких романов в жизни случился у Вертинской со звездой «Здравствуй и прощай» Олегом Ефремовым. Он был старше, опытнее, мудрее. Анастасия Александровна восхищалась талантами Олега Николаевича. Их отношения переживали взлеты и падения и тянулись годами, но к браку так и не привели, хотя однажды руководитель «Современника» сделал возлюбленной предложение.
«Это случилось во второй части нашего романа, а это уже было абсолютно бессмысленно. В тот период, когда я хотела за него выйти, это было невозможно, так как он был женат. А когда он этого сам захотел, я его уже не любила, — признавалась звезда кино. — Олег Николаевич был очень пьющим человеком. Это тяжкий крест, и я его взвалить на себя не могла. В молодости нас часто обуревают страсти, проходит время, и все кажется незначительным. А важными становятся совсем другие вещи».
Головокружительный роман Вертинская закрутила и с Михаилом Козаковым. Георгий Юнгвальд-Хилькевич вспоминал, что на озвучивании «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», где Анастасия Александровна записывала реплики Констанции, артисты смотрели друг на друга влюбленными глазами. Отношения Козакова и звезды «Алых парусов» тогда обсуждала вся Москва, но ничем серьезным они не закончились: страсть угасла, и на смену ей пришла дружба.
В списке поклонников Анастасии Вертинской числились Борис Эйфман и Павел Слободкин. Последний был так влюблен в артистку, что услышав от нее комментарий, что он полноват, сел на жесткую диету: 40 дней только гречка с молоком. Жертва не окупилась, ведь Анастасия Александровна давно сделала вывод, что ей комфортнее оставаться одной.
Прошли годы, но Вертинская сохранила стройность, горделивую осанку и грацию. Лишь в одном поклонники критикуют звезду: она сделала пластику. После подтяжки лица актриса стала выглядеть моложе, но, по мнению окружающих, потеряла индивидуальность, за которую ее так любили зрители.