30 августа 1934-го в Богородске Горьковского края на свет появился Отто Солоницын — именно так папа-журналист назвал сына, в честь Отто Шмидта. После Великой Отечественной войны немецкое имя казалось неприемлемым, так что наш герой стал Анатолием.
Семья осела в Саратове, где Толя пошел в первый класс. В дальнейшем он отучился на слесаря-инструментальщика, считая, что это наиболее престижная рабочая профессия. Парень устроился на завод, но затем его отца командировали в Киргизию, и родственники последовали за ним. Именно в Бишкеке Солоницын заинтересовался самодеятельностью и раскрыл свой артистический талант.
Несмотря на явные способности, в ГИТИС попасть юноше не удалось. Тогда Анатолий поступил в Свердловскую художественную студию, а после — устроился в местный драмтеатр. 12 лет он менял учреждения, четыре года провел в театре имени Ленсовета, ну а в последний раз вышел на сцену в роли Гамлета в «Ленкоме». Как кино заменило Солоницыну подмостки и почему Андрей Тарковский из единомышленника превратился для него в предателя? Обо всем этом — в нашем материале.
Андрей Рублев
Для близких талант Солоницына был очевиден, но даже в Свердловскую худстудию он попал со скрипом — глаза абитуриента комиссии казались впалыми, да и сутулость не добавляла ему «очков». При этом учеба так захватила Анатолия, что он легко сносил любые невзгоды, лишь бы иметь возможность заниматься творчеством.
Так, младший брат актера Алексей рассказывал, как из-за отсутствия хорошего питания накануне выпускных экзаменов Толя заболел цингой. Тогда Леша продал церковные книги, доставшиеся в наследство от деда, чтобы спасти здоровье Анатолия. Студент выздоровел и стал лучшим в вузе, но в театрах ему еще долго не доставалось ключевых ролей из-за неподходящего типажа.
Кино началось для актера с картины Глеба Панфилова «Дело Курта Клаузевица», причем сразу с главной роли. Сыграл Анатолий блестяще, а вскоре наткнулся на напечатанный в журнале сценарий «Андрея Рублева» и спросил Панфилова, не закончились ли еще смотры в Москве. Ни с кем не советуясь, артист наскреб денег на билет и уговорил Тарковского на фотопробу.
Режиссер мог пригласить любого актера, даже заграничного, но увидел что-то особенное в фотографии Анатолия. Весь худсовет забраковал кандидатуру начинающего артиста, однако Тарковский настоял на своем. И не прогадал — к роли Андрея Рублева Солоницын отнесся как к монашескому послушанию. Чтобы достоверно изобразить осипший тембр художника, мужчина перетянул горло шарфом и молчал две недели, рискуя лишиться голоса навсегда.
«Андрей Арсеньевич считал Толю идеальным актером. Выразить словами то, что хотел, этот режиссер мог не всегда. Кроме того, ему было важно, чтобы человек, работающий с ним, схватывал вещи неуловимые. А Толя все невыразимое понимал. Он относился к Тарковскому как к учителю, называл по имени-отчеству», — рассказывал Алексей Солоницын.
Вот только картина, которая должна была вытащить Солоницына из провинции, на несколько лет легла на полку, лишь после успеха в Каннах в 1969-м ее выпустили в ограниченный прокат. Отдав всего себя роли Рублева, Анатолий вернулся в скромную квартирку в Свердловске, еще не предполагая, что ждет впереди.
Меняя города и жен
Со стороны Солоницын мог показаться сдержанным аскетом, но близкие знали и про его прекрасное чувство юмора, и про желание создать крепкую семью. «Первая Толина женитьба вышла в стиле героев Федора Михайловича — на девушке, так сказать, „облегченного поведения“, которую брат возмечтал „спасти“. Правда, вскоре понял, что ничего не получится, и они с Людмилой разошлись», — рассказывал Алексей Солоницын о браке брата с гримершей.
Вторую жену, студентку химического техникума Ларису Сысоеву, актер встретил, когда вел в Свердловске театральные кружки. «Однажды Толя вернулся домой, а она, словно Патриция Хольман в „Трех товарищах“ Ремарка, сидит на лестнице и ждет его. Это все и решило. Причем если у Толи возникала привязанность, женщина не могла оставаться его любовницей — только женой. И никаких увлечений на стороне, это шло от отца», — пояснял Алексей.
Вместе с женой и только родившейся дочкой Ларисой актер отправился в новосибирский «Красный факел», где играл Бориса Годунова, а затем — в Таллин и Ленинград. Благодаря славе «Андрея Рублева» увеличилось и количество приглашений в кино — артист снялся в лентах «Анютина дорога», «В лазоревой степи», «Любить человека». Особняком в фильмографии Солоницына стояли работы в картинах Тарковского — он перевоплотился в астробиолога в «Солярисе», судебного врача в «Зеркале».
Вторая семья Солоницына распалась, когда дочке было восемь. Тот факт, что теперь с наследницей придется встречаться редко, для актера казался катастрофой, поэтому он топил горе в алкоголе. Частично спасла Анатолия предложенная Тарковским театральная роль Гамлета, ну а из пучины депрессии его вытянула работа над «Сталкером» — на съемках мужчина встретил помощницу гримера Светлану.
Хотя девушка была на 20 лет младше, она оказалась мудрой не по годам и подарила артисту ощущение спокойствия и гармонии. Света родила актеру сына Алексея и могла бы осуществить его мечту о большой семье, но Солоницыну довелось прожить лишь 47 лет…
Убитое здоровье
В картине Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» актер сыграл знаменитого писателя, а если бы ему довелось перевоплотиться в него у Тарковского — и вовсе сделал бы пластическую операцию, чтобы воссоздать скулы Федора Михайловича. Эта самоотверженность, по сути, и погубила актера.
Дело в том, что на съемках картины «Великая судьба», проходивших в Монголии, Анатолий упал с лошади, сильно ударился и начал кашлять. Когда поднялась температура, его положили в больницу.
«Его друг, врач, позвал меня и Светлану в ресторан и сказал, что обнаружили рак легкого: после того падения дала о себе знать болезнь, развивавшаяся подспудно. Здоровье у Толи было слабым, ребенком он перенес все возможные детские хвори, взрослым много курил. Не жалел себя, на съемках одной картины заболел воспалением легких и продолжал сниматься не долечившись. Жил нервно. Все, видно, сплелось в клубок, который и привел к недугу. Толе удачно сделали операцию, удалили легкое, но уже пошли метастазы», — делился брат звезды.
Поговаривали, что о смертельном диагнозе Анатолию не сообщили, чтобы еще больше не расстраивать. Однако брат актера подобных версий не подтверждал, отмечая лишь, что они со Светланой сделали все возможное, чтобы продлить жизнь артиста.
Бытовало и мнение, что добило Солоницына предательство Тарковского: режиссер планировал снять друга в картине «Ностальгия», но когда тот тяжело заболел, пригласил в Италию на роль Горчакова Олега Янковского. Алексей Солоницын отмечал, что в один из дней Андрей Арсеньевич навестил Анатолия, чтобы проститься и с ним, и с Россией перед эмиграцией. Судя по рассказу очевидца, оба понимали, что это их последняя встреча…
11 июня 1982-го 47-летний Анатолий Солоницын скончался, поперхнувшись кашей. Андрей Тарковский не приехал на похороны друга, так как уже обосновался за границей, а вскоре еще и стал «невозвращенцем». Символично, что всего четыре года спустя режиссер умер от той же коварной болезни — рака легких.