Габриэль Бонер Шанель появилась на свет в многодетной семье прачки и ярмарочного торговца. В однокомнатной квартире в Брив-Ла-Гайард, помимо будущей знаменитости и ее родителей, жили пятеро ребятишек. Все изменилось, когда Габриэль было 11: мама умерла, отец отправил братьев работать в деревню, ну а трех сестер определил в сиротский приют. С одной стороны, это кажется печальной участью, но с другой — именно в пансионе Шанель научилась шить, что определило ее дальнейшую судьбу.
Габриэль работала швеей, а в свободное время пела в кабаре. Поговаривали, что там у девушки и появилось прозвище Коко — то ли из-за часто исполняемой композиции «Кто видел Коко?», то ли в качестве намека на понятие cocotte, что значит «содержанка». Так кем же была Шанель: соблазнительницей, грамотно пользовавшейся протекцией влиятельных кавалеров ради реализации творческих идей, или просто несчастной влюбчивой женщиной? 10 января исполняется 52 года со смерти модельера, и самое время вспомнить ее историю.
Бальсан и его друг
Коко быстро осознала, что успешная певческая карьера ей не светит, зато познакомилась в кабаре с наследником крупной текстильной фабрики Этьеном Бальсаном. Три года девушка жила с ним в замке Руайо, наслаждаясь атрибутами роскоши: верховой ездой, охотой, вечеринками. Как раз тогда Шанель начала создавать шляпки, а Бальсан, хотя и относился к этому занятию несерьезно, помог ей открыть собственный магазин.
Первый успех пришел, когда творения Коко стали носить театральные актрисы. В тот момент брюнетка уже променяла Этьена на его друга капитана Артура Эдварда Кэйпела. Британский аристократ, возможно, был единственной большой любовью Габриэль — даже когда Артур прекратил хранить Шанель верность, она не оборвала с ним связь.
Кэйпел поселил любовницу в парижской квартире и весьма щедро вложился в развитие ее творчества. В свою очередь, Коко черпала вдохновение в общении с избранником: прямоугольные скошенные линии флаконов Chanel No. 5 навеяны не то туалетными принадлежностями Артура, не то формой его графина для виски.
Шанель настолько любила Кэйпела, что не порвала с аристократом даже после его женитьбы на Диане Уиндхэм. Более того — Коко согласилась сшить платье для невесты, которой, впрочем, пришлось терпеть измены мужа с модисткой.
22 декабря 1919-го стало самым ужасным днем в жизни Коко: Артур ехал из Парижа в Канны, где влюбленные планировали провести Рождество, но по дороге попал в автокатастрофу и погиб. Спустя четверть века Шанель призналась другу, что со смертью Кэйпела потеряла все, а ее жизнь после трагедии утратила краски.
В память об избраннике Габриэль создала знаменитое маленькое черное платье — модельер не имела права официально скорбеть по аристократу, за которым не была замужем, зато одела в траур весь мир.
Князь и герцог
Сама Шанель не была святой, ведь, по слухам, тоже изменяла Артуру Кэйпелу. С учетом, что Коко старалась не распространяться об интрижках, а молва часто приписывала ей связи, не имеющие ничего общего с действительностью, точно назвать число ее любовников не представляется возможным.
Уже после смерти Артура, в 1920-м на приеме в Биаррице Шанель познакомилась с кузеном Николая II Дмитрием Романовым. Обстоятельства сближения были несколько странными, ведь Дмитрия Павловича брюнетке «передарила» оперная дива Марта Давелли: певица заявила, что Романов слишком дорого ей обходится. Тем не менее короткий, но яркий роман принес Коко огромную пользу — князь свел ее с парфюмером Эрнестом Бо — тем самым, что создал по просьбе модельера Chanel No. 5.
Позднее Коко откликнулась на ухаживания Хью Ричарда Артура Гросвенора. Герцог Вестминстерский баловал пассию безумно дорогими подарками: дом в Лондоне и участок на юге Франции были лишь малой частью презентов. Коко позволяла любить себя, принимала подношения и даже отодвинула работу на второй план, чтобы чаще проводить время с кавалером.
Казалось, дело движется к свадьбе, но заветного кольца на руке Шанель так и не появилось. Вероятно, это было связано с тем, что британский аристократ мечтал о детях, чего Коко не могла ему дать в силу проблем со здоровьем. В итоге Гросвенор нашел другую невесту, ну а модельер в отместку погрузилась в роман с журналистом Полем Ирибарнегаре.
Как творческая личность, декоратор и журналист обожал новые знакомства, веселые вечеринки и светские рауты, так что Коко с ним не скучала. К сожалению, эта лавстори тоже закончилась трагически: Поль развелся, чтобы жениться на Коко, но не успел осуществить задуманное — в 1935-м во время игры в теннис у иллюстратора остановилось сердце.
Поговаривали, что у Шанель вспыхивали романы не только с дипломатами и аристократами, но и с музыкантами. Так, в книге Криса Гринхалджа «Коко и Игорь» описывается история любви модельера с Игорем Стравинским. На самом деле композитор приятельствовал с дизайнером и даже приезжал к ней в Париж с семьей, но никаких доказательств адюльтера у автора не было.
От любви до ненависти
Когда началась Вторая мировая, Коко закрыла уже вовсю развивавшийся модный дом и магазины, так как людям было не до нарядов. В 1940-м война постучалась в ее дверь: племянник Шанель Андре попал в плен, и чтобы освободить его, Габриэль обратилась за помощью к давнему знакомому — атташе немецкого посольства Гансу Гюнтеру фон Динклаге. Родственника освободили, а вот женщина впуталась в опасную историю — в 56 она закрутила с бароном роман, да еще и заслужила репутацию шпионки.
Некоторые историки утверждали, что Шанель была агентом немецкой разведки и даже отвечала за операцию «Модельхут», в ходе которой намеревалась встретиться с Уинстоном Черчиллем. Сама Коко во время допроса заявила, что когда даме ее возраста везет встретить молодого любовника, грех заглядывать в его паспорт. В любом случае, обвиненной в коллаборационизме женщине предложили покинуть Францию, чтоб избежать тюремного заключения, с чем она поспешно согласилась.
Коко уехала в Швейцарию, где ее ждал… Динклаге. Отношения просуществовали еще девять лет — модельер винила барона в своем изгнании из Франции, постоянные ссоры разрушили фактический брак, и в Париж в 1953-м Шанель вернулась одна.
Спустя год начался новый виток ее карьеры: Коко представила коллекцию одежды, а спустя три сезона покорила модниц не только Франции, но и всего мира. Ее твидовые костюмы с узкими юбками стали символом успеха. Одри Хепберн, Жаклин Кеннеди и Лиз Тейлор выбирали созданные Шанель платья и знаменитые сумочки на цепочке для светских раутов. Лишь отказ от мини в 60-е оказался стратегически неверным решением, из-за которого Дом временно утратил ведущие позиции.
До конца дней главной любовью Шанель оставалась работа, наряды снились ей по ночам, а просыпаясь утром, она тут же делала эскизы. Модельер смирилась с одиночеством, а последние годы провела не в собственном доме, куда обожали приезжать племянники, а в отеле «Риц». Здесь 87-летняя Коко и умерла от сердечного приступа 10 января 1971-го, оставив поколениям модниц богатое фэшн-наследие и свою личную печальную историю.