Виталий Хаев, родившийся 1 июня 1965-го, вырос в Мытищах в семье инженера и чертежницы. «Туалет на улице, огороды… Горсть малины с куста в одну руку, крыжовника в другую — и в рот по очереди. У соседа была свинья. Проходя мимо, по носу ей — щелк! И все развлечения… Еще мог после дождя по щиколотку стоять в воде и смотреть, как текут ручейки: бросал туда всякие веточки, запускал бумажные кораблики и фантазировал, как они доплывают до моря… Домой прибегал по уши мокрым и постоянно болел ангиной. Такова расплата за мечту об океанах», — вспоминал артист.
В юности Виталий стал мастером спорта по дзюдо, а после школы задумал пойти в мореходку, но завалил экзамены. Тогда будущий актер попал в ВМФ и прослужил на Балтийском море три года. Интересно, что историю, как водолаз обнаружил на дне банку трески и отравился ею, впоследствии включили в свою пьесу «Изображая жертву» братья Пресняковы.
В армии Хаев неожиданно увлекся самодеятельностью, так что демобилизовавшись, устроился в Москонцерт. Со сказкой, где артист играл Кощея Бессмертного, он объехал всю страну. К тому же, читая стихи в постановках ансамбля Вишневских, актер встретил первую жену – наполовину цыганку. Почему супруги легко сошлись, но так же легко и расстались, и где Виталий нашел вторую избранницу? Обо всем этом и не только – в нашем материале.
Танцы при разводе
Для Виталия Жанна была буквально Эсмеральдой из романа Гюго, так что парень приложил все усилия для завоевания красавицы. Претендентов на руку и сердце оказалось немало, и однажды на актера даже напали в темном переулке и едва не прирезали за притязания к девушке. Однако в итоге из толпы поклонников цыганка выделила Хаева.
В 24 Виталий стал мужем Жанны, но свадьбу, в отличие от развода, помнил плохо: при расторжении поспешного брака супруги кружились в загсе в вальсе. Сотрудники удивлялись: мол, они же любят друг друга, зачем расходиться? А молодые люди лишь смеялись и отвечали, что пока оформляются бумаги, они потанцуют.
«Легко сошлись и так же легко разошлись: чего страдать, когда вся жизнь впереди? Я к тому времени поступил в Щукинское — решил попробовать и меня взяли», - делился артист.
Вторая любовь
Во время учебы Хаев почти не общался со студенткой актерско-режиссерского факультета Инной, однако сыграл в ее дипломном спектакле. Сблизились молодые люди уже в театре Владимира Клименко, откуда вышел и Константин Лавроненко.
«На нашей с Инной свадьбе весь театр присутствовал. Правда, актерская карьера у нее на этом завершилась: вскоре родился Владислав, потом Георгий и жена занялась домом, детьми. А со временем получила вторую профессию — педагога. Поначалу трудностей хватало: в девяностые в театре не было ни одного зрителя. Приходилось на Новый год Дедом Морозом халтурить по детским садам. Сыновья безошибочно меня опознавали, правда, младший долго притворялся, что верит», — отмечал артист.
Супруги снимали квартиру в Москве, но когда старшему сыну не понравилась школа, решили воспитывать детей в Обнинске Калужской области – теща Хаева работала там завучем в одной из лучших гимназий, да и обилие лесов радовало глаз.
Уже когда актер стал ведущим лотереи «Золотой ключ», то купил квартиру в Текстильщиках. Вот только занятость в столице в итоге разрушила брак артиста. «В Москве всю неделю работал, а на выходные ездил в Обнинск. Конечно, не мог уделять детям и жене достаточно времени. И вся наша ладно выстроенная семейная жизнь несколько лет назад омрачилась разводом... Это была череда ошибок, о которых впоследствии жалеешь. Могу сказать одно: не женитесь на актерах! Психика разношенная, мы всегда играем. Это на руку профессии, но не семье».
Любую свободную минуту артист проводил с наследниками. Старшего, к слову, актерство никогда не интересовало, а вот младший – в 12 записался в театральную студию. Тем не менее Владислав все же выбрал «околокиношную» профессию – окончил Высшую школу экономики и пошел работать администратором на площадке, чтобы в дальнейшем заняться продюсированием.
Не только злодеи
В 2001-м артист дебютировал в кино в картине «Место на земле». Впоследствии актер делился, что снимать его начали, после того как пара хулиганов сломали нос. Виталий успел исправить перегородку, а от последующей пластики его отговорил Юрий Мороз, у которого наш герой работал в «Каменской-3».
Режиссер недаром называл кулак бандита рукой судьбы — роли так и посыпались на Хаева. «Благословите женщину», «Бесы», «Любовь-морковь». За образ милиционера в картине «Изображая жертву» артист получил «Нику», ну а после «Провокатора», где сыграл сотрудника МУРа, обрел народную популярность.
В 2014-м список наград артиста пополнился призами XV Международного телекинофорума «Вместе» и Национального фестиваля дебютов «Движение» — за роль в «Переводчике». Изначально Хаев отказывался от героя, так как боялся, что не выучит монологи на немецком, но благодаря стараниям и помощи суфлера все удалось.
Нередко Виталию доставались роли не самых приятных олигархов: в «Я тебя никогда не забуду», «Как я стал русским», наконец — в «Бывших». «Мой герой был единственным злодеем, главным отрицательным персонажем всего действа, — рассуждал Хаев о сериале. — Главное для меня — чтобы было понятно, что он все-таки любит свою дочь, молодую жену, предыдущую жену. Мне хотелось, чтобы это не было игрой в одни ворота: он всех ненавидит, он плохой. Почему он плохой? Этот человек такой, какой есть: жесткий, коррупционер. Но хотелось, чтобы зритель чувствовал, что любовь к детям, к семье прошлой, новой — для него все равно главное».
Во втором сезоне актеру пришлось участвовать в постельных сценах, что немало его смутило: мол, когда был молодым парнем, подобного не предлагалось, а тут в 50 лет пришлось отдуваться за прошлое. Впрочем, оголяться артисту выдалось не в первый раз — в Театре Наций в спектакле «Киллер Джо» Виталий выскакивал на сцену абсолютно обнаженным, пусть и длился эпизод всего несколько секунд.
«Перед этим игралась сцена с Юлей Пересильд, и она совершенно голой находилась на сцене минут пять. Были такие заметки — я на всю жизнь их запомнил: «Бабушки в раздевалке выдают бинокли, чтобы посмотреть хозяйство Хаева». Прошло несколько спектаклей, и кто-то написал: «Это полная ерунда, что-то подвязывают, такого не бывает».
Тогда ко мне обратилась старейший работник театра, завтруппой, ее звали Марина Юзефовна... Она подошла ко мне и сказала: «Виталий, я первый раз на премьере, после которой все обсуждают гениталии артиста. Пожалуйста, я вас прошу, наденьте трусы. Режиссер уехал, ничего не изменится». Это действительно было так», - вспоминал артист.
Ради образа друга главного героя в «Докторе Рихтере» актер учил огромные тексты, полные медицинской терминологии, ради «Грозного» зачитывался книгами по истории, ну а для «Стрельцова» и фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» — вспоминал биографии футболистов и тренеров. Потраченное на подготовку время принесло пользу, ведь персонажам артиста верили зрители.
При этом из театра актеру пришлось уйти ради кинематографа. «Я, наверное, переиграл в театре, — заключил пару лет назад артист. — Я работал в театре очень долго и отдал ему очень много. Сейчас меня спрашивают: „Почему не хочешь вернуться? Может, возьмешься за спектакль?“ Когда я почувствую, что это мое, когда захочется обратно, тогда я вернусь. Мне, конечно, все говорят: „Ты сошел с ума, у артистов так не принято“. Все живут театром, любят его. Я так жил. Но потом для меня все изменилось. Это мое личное ощущение — я не хочу находиться на сцене. Мне нравится кино».