Отец Сергея Проханова трудился на закрытом производстве, а мама из-за слабого здоровья была домохозяйкой. Семья жила в Тушине, где в двух шагах от их дома стоял Дворец пионеров «Салют». Папа записал ребенка в кучу секций: вокал, музыка, танцы, каратэ. При этом из обычной московской школы мальчика быстро перевели в учреждение для одаренных детей — Проханов играючи перемножал в уме трехзначные числа.
В драмкружок артист попал случайно: ребята нашептали, что там полно симпатичных девчонок. С учетом, что Сергей жаждал покорить сердце первой красавицы школы Светы Токаревой, идея казалась удачной.
Из-за девушки Проханов променял технический вуз на театральный, однако свою главную любовь встретил чуть позднее. 29 декабря Сергею Проханову исполняется 70, и мы рассказываем, как он нашел и почему потерял женщину своей жизни.
Слава в кино
Самоуверенный юноша впечатлил комиссию на смотрах, так что легко поступил в «Щуку». В те времена педагоги негативно относились к съемкам студентов-театралов в кино, однако Проханов, приметив в коридоре ассистентов режиссеров, решил идти напролом. Обратив на себя внимание, уже через два дня Сергей оказался на Одесской киностудии.
Ради первой крупной роли в картине «Юлька» артист совершил 102 перелета по маршруту «Москва — Одесса» и обратно. Узнаваемость же пришла после следующего фильма — «А пароходы гудят и уходят…» Как-то раз актер прогуливался по Калининскому проспекту, и его окликнули поклонники: назвали матросиком и попросили уважить именинника, заглянуть на огонек. Так и получилось, что «звездное» утро сопровождалось похмельем.
Окончив вуз, Проханов вступил в труппу Театра имени Моссовета, однако первые годы довольствовался небольшими ролями. Все изменилось после спектакля «Сашка», где артист раскрылся на все 100 процентов.
В конце 70-х удача улыбнулась актеру и в кино: он сыграл Кешу Четвергова в «Усатом няне». «Кастинг — огромный, проваливали пробы все претенденты. Это потом я узнал, что детки получили от режиссера ценное указание: „стоять на ушах“. Мне было предложено войти в „клетку“ — в комнату, где засели в засаде и ждали очередную жертву „отборные“ трехлетние бармалеи. Зашел. Увидел. Победил. Галдеж быстро прекратился. Дети — они ведь что любят? Игру. Вот я и начал с театральных этюдов, уровень первого курса», — вспоминал Проханов.
Фильм принес артисту сумасшедшую популярность, ведь оказался в пятерке самых кассовых вместе с «Кавказской пленницей». Плакатами с изображением Сергея обклеили всю Москву, а во время премьер в других городах едва ли не останавливались заводы. Проханов собирал стадионы, а однажды автомобиль с ним поклонники несли на руках.
Однако образ дал столько же, сколько и отнял: клеймо Усатого няня отвадило от актера серьезных режиссеров. Персонажи казались похожими друг на друга — Володька из «Молодой жены», пионервожатый в «Завтраке на траве». Артист сыграл шофера в «Трижды о любви» и Крапиву в «Тайне Снежной королевы». Многие сочли прорывом роль Костика в «Гении», однако сам Проханов в 90-х порядком разочаровался в кино и переключился на театр.
Худрук
Еще в конце 80-х актер начал выступать в концертных программах как чтец. С уходом из «Моссовета» Романа Виктюка востребованность Проханова пошла на спад, и стало ясно, что нужно искать другие варианты реализации.
В 1990-м Сергей организовал кооператив «Маскарад», а когда в театре решили поставить мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда», выступил сорежиссером. Премьера прошла успешно, и с тех пор актер играл царя Ирода и активно участвовал в закулисной работе.
Артиста все больше вдохновляла идея создать собственное учреждение, тем более что руководство «Моссовета» не поддерживало его план поставить спектакль «Византия». В итоге актер открыл сначала маленькую коммерческую студию при Союзконцерте, а затем открыл «Театр Луны».
Большинство людей ремонт не любят, а вот Проханов с воодушевлением окунулся в строительство театра — сначала полуподвального помещения на Патриарших, а потом и полноценного отдельного здания в центре Москвы. Но если в карьере все складывалось многообещающе, то в семье в тот момент произошел роковой разлад…
Внучка маршала
Проханову было 20, когда на даче у друзей он встретил 16-летнюю внучку маршалов Георгия Жукова и Александра Василевского. Татьяна казалась типичной представительницей «золотой молодежи», не знавшей бедности и трудностей, но, с другой стороны, никакого пафоса в девушке не проглядывалось.
Поначалу семья Тани не принимала начинающего актера, желая для дочери как минимум высокопоставленного чиновника в мужья. Однако спустя два года влюбленные поженились, а когда Проханов обрел популярность, то доказал свою «полезность»: мог добыть в магазине дефицитных продуктов, привезти супруге из Польши подарков.
Татьяна отучилась на юриста-международника, а когда родила двоих детей, отдала всю себя материнству. Дочка Анастасия впоследствии устроилась руководителем «Мастерских Луны» по производству сценических костюмов, ну а сын Антон перебрался за границу: сначала занимался дайвинг-центром, потом стал пилотом гражданской авиации.
Благодаря именитым родственникам Татьяны и успехам Сергея в кино супруги ни в чем не нуждались. Выдержал брак и многочисленные сплетни об интрижках Проханова с поклонницами. «Что касается моих увлечений, а какие-то слухи до нее доходили, жена ограничивалась меткими выстрелами-фразами по поводу женщин, с которыми меня связывала молва. У одной замечала недостатки ума, у другой — недостатки внешности. И я внутренне как-то все принимал к сведению… Но дела труппы, состав — это ее действительно ничуть не интересовало. Хотя, конечно, и любила меня, и ревновала, наверное», — рассуждал актер.
Кризис наметился в период строительства здания «Театра Луны». «Я просто стал регулярно задерживаться с людьми, увлекся планами, фантазиями — каким он будет, мой театр… И дофантазировался. В то время как я обретал дело, я терял жену», — признавался артист.
Проханов погряз в деле и даже дома мог думать только о театре. Татьяна стала раздражительной, чего ранее за ней не наблюдалось, а однажды, уехав к подружке, не вернулась ночевать. Хотя сам актер много раз пропадал на съемках, поступок жены он счел изменой.
Супруги разъехались, хотя вполне могли помириться. «Хорошо пожили, и хватит», — спокойно говорит Татьяна, подчеркивая, что мы с ней пересекли точку невозврата. Женская обида — как ржавая противотанковая мина: никогда не знаешь, когда рванет…» — рассуждал худрук «Театра Луны».
Бессмысленные романы
Год после развода Проханов жил один, а затем у него появилась девушка — Виктория Алмаева. Артист привел пассию в театр и помог ей в карьере. Вместе влюбленные провели четыре года, а когда разошлись, актера закружил «осенний марафон» — одна избранница сменяла другую.
Ту единственную Сергей Проханов так и не нашел. Даже спустя 20 лет после развода он продолжал видеть идеал в бывшей жене. «Самое главное в жизни — это семья. Я и до сих пор жалею, что развелся. Считаю, что это была ошибка. Но мы с Таней все еще любим друг друга», — отмечал актер в эфире программы «Судьба человека» канала «Россия 1».
Сожаления о прошлом — не единственная тема для переживаний артиста. В последнее время режиссера подводит здоровье: несколько лет назад у него выявили проблемы с сердцем, затем потребовалась операция из-за перелома ноги, ну а минувшим летом — произошло желудочное кровотечение. Поклонники надеются, что после всех неприятностей Сергея Борисовича ждет белая полоса.