Советская певица с проникновенным голосом стала местной звездой, когда начала участвовать в самодеятельности на заводе. Прошли годы, прежде чем Майя Кристалинская осознала, что действительно хочет быть артисткой. Каждая исполненная ею композиция вызывала восторг у зрителей: Кристалинская казалась им родным человеком, вышедшим из народа и сумевшим понять, что тревожит простых людей.
На пути к славе Майя Владимировна пережила угнетение начальством, первый неудачный брак, осуждение знакомых. Ей было всего 28, когда певице поставили неутешительный диагноз — рак. Артистка молила Бога только об одном: дать ей сил, чтобы петь.
Много лет опорой исполнительницы был возлюбленный. Потеряв супруга, Кристалинская перестала выступать, все для нее утратило смысл. Майя Владимировна умерла в 53 года, но песни артистки до сих пор живы. В памятную дату мы вспомним историю о ее непростой судьбе.
БЕЗ СУЕВЕРИЙ
Владимир Кристалинский и его супруга Валентина мечтали о большой семье. Их радости не было предела, когда на свет появилась малышка Майя. Но девочка скончалась через два года из-за порока сердца. Когда Валентина вновь забеременела, родители уже знали, какое имя дадут следующему ребенку. Не побоявшись дурных примет, они назвали дочь так же, как ее умершую сестру.
Майю Владимировну воспитывали строго, стараясь приучить девочку к тяготам, которые ждут ее впереди. В начале Великой Отечественной войны, когда ребенку было всего девять, во время налета авиации противника мама не увела дочь в бомбоубежище.
Через всю жизнь будущая певица пронесла урок, который преподала ей мать. Впрочем, верила она и знакам: дядя подарил девочке гармошку, и ребенком Майя Владимировна начала играть и напевать военные композиции. Фактически, презент родственника помог ей сделать первые шаги на пути к профессии. Кроме того, папа Кристалинской руководил кружком в Доме пионеров, где его наследница смогла не только заняться творчеством, но и найти друзей.
Лучшей подругой артистки стала единомышленница из кружка отца, Валентина Котелкина. Вместе одноклассницы окончили школу и авиационный институт. Выпускниц по распределению отправили в Новосибирск, но из-за грубого отношения к молодым специалистам на предприятии, работницы сбежали оттуда обратно в Москву. Руководство завода хотело подать на девушек в суд, ведь по целевому направлению они обязаны были пробыть в цеху три года, однако делу не дали ход.
В столице подруги устроились в конструкторское бюро. Майя Кристалинская продолжила заниматься самодеятельностью в труппе Центрального Дома работников искусств и пела в хоре. Артистка не сразу осознала, что призвание ждет ее не на заводе.
СТАНОВЛЕНИЕ ЗВЕЗДЫ
В начале 1957-го Майя Владимировна попала на Всемирный фестиваль молодежи. Композитор Юрий Саульский пригласил талантливую вокалистку в джазовый оркестр. Однако такой музыкальный стиль не был привычен советскому слушателю, и после разгромной статьи в газете труппу выгнали из Дома работников искусств.
Затем хористку заметил композитор Олег Лундстрем, искавший певицу на замену для собственного оркестра. Майя Владимировна взяла отпуск на заводе, чтобы поехать на гастроли, а вернувшись, уволилась из конструкторского бюро.
С Лундстремом певица объездила весь Советский Союз. А затем ее пригласили записать для фильма «Жажда» композицию «Мы с тобой два берега». Настал звездный час артистки: пластинку раскупили тиражом в семь миллионов. Голос Кристалинской зазвучал на всех известных радиостанциях.
Артистка выступала на одной сцене с Валентиной Толкуновой и Иосифом Кобзоном, а ее композиции «А снег идет», «Я тебя подожду», «Топ, топ, топает малыш» стали хитами. В 1966-м Кристалинскую признали певицей года по данным всесоюзного опроса. До сих пор исполненная Майей Владимировной «Нежность» на стихи Александры Пахмутовой вызывает у слушателей слезы. Трогательная запись, которую в народе называли по первой строчке «Опустела без тебя земля…», прозвучала в картине «Три тополя на плющихе». Майя Кристалинская достигла вершины славы, и тем больнее было для нее падение с Олимпа.
НЕУДАЧИ В ЛЮБВИ
С первым супругом, Аркадием Аркановым, Майя Владимировна познакомилась на репетиции оркестра Саульского. Сатирика поразил голос певицы. Роман пары развивался стремительно: через месяц знакомства, на третьем свидании, Арканов сделал артистке предложение. Свадьбу сыграли в скромной квартире писателя.
Но романтика быстро угасла. Родственники молодоженов не понравились друг другу и так и не нашли общий язык. Жить влюбленным было негде, и в маленькой комнате, которую они снимали, все чаще происходили скандалы. Карьера Кристалинской пошла в гору, но критики было не избежать. Певица очень остро реагировала на газетные заметки, за что супруг осуждал избранницу и говорил о ее «звездной болезни». Однажды сатирик просто собрал чемодан и ушел навсегда. Пара провела вместе меньше года.
В жизни Майи Владимировны ненадолго появился журналист из «Огонька». Исполнительница вновь всецело отдалась чувствам, но избранник не был с ней искренен. «Ему, похоже, просто льстило, что знаменитая певица потеряла из-за него голову. К тому же он любил выпить, а пьянство еще никого до хорошего не довело. Это был тяжелый период Маечкиной жизни, до нее постоянно доходили слухи, что любимый мужчина в очередной раз где-то напился и с кем-то подрался. Какое-то время она терпела, пыталась бороться с его пристрастием к алкоголю, но потом не выдержала», — пояснила Котелкина.
Переживая разрыв с избранником, певица полностью ушла в музыку. Она гастролировала, записывала пластинки и общалась с поклонниками. Но артистку ожидали новые испытания.
БОЛЕЗНЬ И ПОТЕРИ
Казалось, Кристалинскую обожали зрители. Но насколько она была успешна на радио, настолько сложно строилась карьера артистки на телевидении. Так, после композиции «В нашем городе дождь» Майю Владимировну обвинили в «пропаганде грусти». Якобы песня о дожде не подходит для новогоднего периода и нагнетает депрессию. Количество эфиров исполнительницы сократилось. Ходили слухи, что это случилось из-за неприязни к вокалистке Сергея Лапина, занявшего в 1970-м пост председателя Гостелерадио СССР.
Майя Владимировна переживала из-за «чистки эфиров», которой подверглись тогда многие коллеги звезды. Но концертов меньше не стало, Кристалинская продолжала ездить по стране. Однако у певицы были более весомые причины для волнения.
Вскоре на шее исполнительницы начали появляться уплотнения, похожие на шарики — это была опухоль, с которой артистке предстояло прожить больше двух десятилетий. Но Кристалинская не готова была сдаться, она продолжала усердно работать и выступать, несмотря на запреты врачей.
«Говорили, что, напрягая связки, она ухудшает свое состояние. Но Майя, услышав об этом, сказала: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: «Неужели она так тяжело больна? Да не может быть!» — сетовала Котелкина.
Многие специалисты пытались поставить исполнительницу на ноги. В 1970-е годы поддержанием здоровья Майи Кристалинской занимался именитый гематолог Андрей Иванович Воробьев. Позднее он стал министром здравоохранения РСФСР. После серии облучений Майя Владимировна не могла позволить себе носить открытые платья. Из-за ожоговой сетки она прикрывала шею платками и шарфиками. Поклонники считали, что это часть образа кумира, не подозревая, какие страдания переносит певица.
Артистка была серьезно больна, когда встретила новую любовь в лице архитектора Эдуарда Барклая. Он красиво ухаживал за певицей, дарил букеты, но исполнительница не верила собственному счастью. Чтобы испытать поклонника, Кристалинская рассказала ему о неутешительном диагнозе. Но это не спугнуло Барклая, пообещавшего всегда быть рядом с избранницей.
Пара сыграла свадьбу и провела вместе несколько лет. Но, к сожалению, Барклай и сам не был здоров: он страдал от диабета. Архитектор скончался внезапно, в июне 1984-го, когда Майя Владимировна собирала чемоданы, готовясь к семейному отпуску.
После смерти возлюбленного Кристалинская потеряла волю к жизни. У артистки никого не осталось. Несмотря на то, с какой нежностью Майя Владимировна исполняла композиции «Аист» и «Топ, топ, топает малыш», она так и не испытала радость материнства. У знакомых звезды были свои семьи, и, хотя Валентина Ивановна навещала подругу, та чувствовала себя одинокой и брошенной. Вскоре после потери близкого человека вокалистка согласилась на экспериментальное лечение, после которого состояние здоровья певицы быстро ухудшилось: речь стала неразборчивой, голос пропадал, отнималась рука.
Кристалинская больше не могла выступать и плакала, слушая собственные записи. Последние месяцы ее утешала только работа над переводом биографии Марлен Дитрих, но артистке было не суждено увидеть книгу на полках магазинов — она умерла в больнице до выхода издания 19 июня 1985-го, ровно на год пережив любимого супруга. Певице было всего 53. Майю Владимировну похоронили на Донском кладбище, а на могильной плите высекли трогательные слова: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь».
До сих пор песни Майи Владимировны любят и помнят слушатели. О ее судьбе сняли документальный фильм «Опустела без тебя земля. Майя Кристалинская». Все, кто знал артистку, уверены: если бы не смерть возлюбленного, вокалистка исполнила бы еще много проникновенных композиций.
По материалам Bulvar.