Узбекский «Пахтакор» с блеском начал чемпионат СССР 1979 года, одержав несколько побед и сыграв с московским «Спартаком» со счетом 1:1. Болельщики отмечали перспективность ташкентской команды, которая к августу закрепилась в середине турнирной таблицы. Но светлого будущего для большинства спортсменов не наступило, ведь 44 года назад коллектив так и не долетел до Минска, где должен был схлестнуться в схватке с «Динамо».
84 человека, включая 17 игроков «Пахтакора», сели в Ту-134. Точно такой же самолет, следовавший маршрутом Челябинск – Воронеж – Кишинев, с 88 пассажирами и шестью членами экипажа поднялся на высоту 8400 метров. Над Днепродзержинском произошло роковое столкновение, унесшее жизни 178 людей. Но кто был виноват в трагедии? И кому удалось избежать злого рока? Обо всем этом в траурный день – в нашем материале.
Ошибка диспетчеров
11 августа 1979-го в Харьковском РЦ ЕС УВД на смену вышла команда Сергея Сергеева. Дежурство взял на себя Николай Жуковский, который отработал всего 2,5 месяца, а более опытный диспетчер Владимир Сумской лишь следил за стажером. В результате такое решение начальства привело к катастрофическим последствиям.
Жуковский рассчитал, что ту же точку в небе самолеты пройдут с разницей в три минуты, хотя на деле – оставалась всего одна. Владимир заметил ошибку лишь за 120 секунд до трагедии и срочно сообщил экипажу, что нужно подниматься выше. Ответ «принято» успокоил диспетчера, но как оказалось, команду отдали не тому борту…
Пилоты двух Ту-134 увидели друг друга лишь за миг до столкновения – по одной версии, оно случилось лоб в лоб, по другой – челябинский самолет врезался в хвост ташкентского. В этот момент на жителей поселка Куриловка, праздновавших свадьбу, посыпались осколки лайнеров, обгоревшие останки людей и разорванные вещи. По слухам, у кого-то из гостей торжества остановилось сердце, другие – молились…
Злой рок
Казалось, скрыть трагедию такого масштаба невозможно, но родственников футболистов старались уберечь от шока. «12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу», — вспоминала вдова игрока Владимира Макарова.
Уже после прилета вскрылась страшная правда – никто из пассажиров двух самолетов не выжил. Более того – некоторые из команды не должны были оказаться на борту, но по воле злого рока погибли вместе с остальными. Так, 18-летний Сирожиддин Базаров намеревался приехать в Минск вместе с дублирующим составом, но опоздал на рейс из-за визита отца, поэтому полетел с основным.
Капитан команды Михаил Ан не должен был отправляться в Беларусь, так как получил травму, но товарищи, которых он провожал, уговорили полететь с ними в качестве поддержки. За верность друзьям полузащитник заплатил жизнью…
«Ан был классным парнем и поле видел уникально. В начале карьеры даже полтайма не выдерживал, бросал в перерыве бутсы и говорил: «Как можно в такую жару играть в футбол?», однако потом освоился. А таких техничных игроков во всем советском футболе по пальцам можно было пересчитать — Володя Гуцаев, Давид Кипиани... Ан почти стал звездой — в сборную СССР просто так не приглашали. И молодежный чемпионат мира они с Володей Федоровым выиграли...» - отмечал Туляган Исаков.
Те, кто избежал гибели
Имя Туляган переводится как «заплатил», а отчество Ульмасович означает «не умираешь». И действительно — футболист не полетел с друзьями из-за травмы и совета тренера Вячеслава Соловьева отдохнуть в Москве несколько дней перед отъездом. «Назвали меня так потому, что до меня девять детей, моих братьев и сестер, умерли, — пояснял игрок. — В 30-е годы — от голода, нищеты, болезней. И когда я родился, папе с мамой сказали: „Назовите его Туляган. Потому что вы Богу уже заплатили сполна. Сколько можно?!“ В августе 79-го выяснилось, что и правда — судьба меня сохранила».
Смерти избежал и главный тренер Олег Базилевич — руководство отпустило его пораньше к жене в Сочи. Впоследствии наставник винил себя в трагедии, словно капитан, покинувший тонущее судно. Нелегко пришлось и Исакову: в 30 он бросил футбол.
«Два раза пытался покончить с собой, потому что мне постоянно, каждый день снились ребята, и хотел быть с ними. Когда едва не повесился и отец понял, что я совсем плохой, — выгнал из дома, чтобы не сидел в четырех стенах. Уехал в другое место, где люди со мной постоянно общались. И отец, видя мое состояние, сказал: «Бросай футбол, ты уже отыграл свое». И я бросил, хотя по физическому состоянию мог бы играть еще лет пять», - признавался Туляган.
По слухам, массажист Анатолий Дворников с журналистом Олегом Якубовым, обязанные лететь роковым рейсом, накануне загуляли и опоздали на рейс. Однако, по словам Исакова, мужчины успели, но их не пустили на борт из-за нетрезвого состояния. Дворникова сразу выгнали из команды за нарушение режима, но, как выяснилось, пагубная привычка сыграла ему на руку.
После трагедии
18 августа состоялись похороны, и с шести утра в аэропорту Ташкента шел траурный митинг. Более 200 тысяч человек рыдая ехали по городу кавалькадой машин – новости расходились быстро, поэтому город узнал о траурной процессии. «Пятерых похоронили в Ташкенте, на том же кладбище Боткина, где мемориал установлен. В Самарканд я ездил хоронить Базарова, в Навои — Ишбутаева, в Бухару — Сабирова. Случались, конечно, скандалы. Гроб просили открыть. Не разрешали, конечно, — солдаты охраняли. И что там увидишь, в этом гробу, когда два самолета столкнулись и с такой высоты падали?» - удивлялся Туляган.
Впоследствии Исаков присоединился к тренерскому составу, ведь нужно было кормить семью. Первые годы после трагедии дались ему тяжело, утешало лишь то, что не он один сохраняет память о «Пахтакоре». Команду усилили добровольцами из других клубов, кроме того, в регламент чемпионата СССР внесли статью, по которой в течение трех лет, независимо от результатов, ташкентцы сохраняли место в высшей лиге.
В августе в Ташкенте ежегодно проводятся памятные мероприятия, международные турниры и встречи с ветеранами «Пахтакора». Мемориалы менялись несколько раз — дважды их обновляли к юбилеям трагедии.
В августе каждый год — памятные мероприятия. Обязательно проводим международные турниры — детский, ветеранский. Сборная СССР иногда приезжает играть с ветеранами «Пахтакора». «Могилу Геннадия Красницкого перенесли на видное место центральной аллеи кладбища Боткина, раньше он был похоронен на отшибе. Большой молодец Алла Тазетдинова, вдова погибшего в авиакатастрофе второго тренера Идгая Тазетдинова. Всю жизнь после трагедии Алла Сергеевна посвятила увековечению памяти «Пахтакора»-79. Дружила со всеми вдовами, организовывала все памятные мероприятия, помогала выходу фильмов и книг. Она умерла в прошлом году и оставила завещание, чтобы ее похоронили рядом с мужем. 41 год спустя. И даже памятник на месте катастрофы, в украинской Куриловке, установлен благодаря ее усилиям», - пояснял в 2022-м Исаков.
Но заплатили ли виновные за ту драму, что выпала на долю 178 жертв и их родных? Начальник диспетчеров Сергеев к суду почему-то не привлекался, а вот Владимиру Сумскому и Николаю Жуковскому дали по 15 лет колонии общего режима. Первый вышел за примерное поведение спустя 6,5 лет, а про Жуковского ходили слухи, что он покончил с собой в лагере. «Неправда. Отсидел срок и умер своей смертью», — опроверг Исаков.