17 августа Олегу Табакову могло исполниться 85, но два года назад он скончался после тяжелой болезни. Без «отца» остались сразу два храма культуры — «Табакерка» и МХТ имени Чехова. Первый возглавил Владимир Машков, руководство вторым отошло к Сергею Женовачу. Разумеется, новые начальники многое изменили в привычном укладе учреждений.
В последнее время волна негатива выплеснулась на Женовача: череда преобразований, реализованная им в стенах МХТ, не понравилась многим актерам и зрителям. Чем же режиссер провинился в глазах общественности и на самом ли деле его действия привели к катастрофическим последствиям?
ОБЕЩАНИЕ ПЕРЕМЕН
Сперва поясним, как Женовач пришел в МХТ. Путь будущего постановщика начался в Потсдаме, где служил его отец, позднее семья переехала в Краснодар. Здесь Сергей Васильевич вступил в драмкружок, затем окончил институт культуры и возглавил молодежный любительский театр. Образование он продолжил на режиссерском факультете ГИТИСа, а после — оказался среди создателей гремевшей в Москве студии «Человек» и на несколько лет стал руководителем театра на Малой Бронной.
Женовач преподавал в ГИТИСе, а в 2005-м организовал с учениками «Студию театрального искусства». Наконец, в апреле 2018-го, через месяц после смерти Олега Табакова, режиссер вступил в должность худрука МХТ имени Чехова. Как видим, опыта у нового директора учреждения предостаточно.
На первом же сборе с артистами драматург четко обозначил программу действий: никакой революции, только эволюция. «Чтобы не рубить сплеча, этот сезон мы живем все вместе, — объявил Женовач. — Оставляем спектакли, которые идут в репертуаре. Я говорил со всеми режиссерами, у всех есть мысли, предложения. За спектаклями, которые изжили себя, мы посмотрим, как будут идти, с какими-то будем прощаться. Потому что с новыми работами у нас сейчас получается 70 спектаклей. Это вредно для театра и стресс для артиста, который играет роль раз в два месяца. Так что новые спектакли будут делаться, старые — поправляться».
С восторгом труппа приняла новость о вводе в репертуар спектакля «Бег» по Булгакову, понравилось ей и заявление о том, что режиссер ратует за реализацию местных актеров, а количество приглашенных артистов хочет минимизировать. Многие театралы прямо говорили, что чувствуют воодушевление после собрания, хотят быстрее приступить к работе, словно у них «распрямилась спина». Но сохранилось ли это вдохновение в дальнейшем?
Ходили слухи, что далеко не все звезды МХТ были согласны с продвижением Женовача. Во-первых, он был не из выпускников МХАТа, кроме того, главным проектом в жизни по-прежнему считал «Студию театрального искусства». «Условия, на которых я согласился трудиться в МХТ, чтобы студия оставалась самостоятельным организмом, хотя по организационной структуре это будет филиал Московского художественного театра. Но это только для того, чтобы можно было руководить в обоих местах. Тут свои артисты, там — свои, иная среда», — четко разделял Сергей Васильевич.
Во-вторых, как говорится, новая метла по-новому метет: кадровые перестановки были неизбежны. Главным художником при Женоваче стал Александр Боровский, первым заместителем худрука — известный менеджер Марина Андрейкина. К слову, у Олега Павловича помощников было 12, Сергей Васильевич же сразу отметил, что так много персонала ему не нужно.
Неожиданностью для театралов оказалось и непродление контракта с Константином Богомоловым. «Олег Павлович был великий артист, а я — режиссер. Зачем мне помощник-режиссер? Он будет постановщиком приглашенным, как и все, когда возникнет в этом потребность», — пояснял Женовач.
ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ?
В последнее время в Сети можно найти массу негативных комментариев зрителей о работе МХТ. Главная причина возмущения публики — это сокращение репертуара театра. С апреля 2018-го по декабрь 2019-го из афиши исчезли 17 спектаклей, причем без предупреждения, хотя обычно принято сообщать о последнем прогоне постановки. Речь идет о пьесах «Вишневый сад», «Трамвай «Желание» с Михаилом Пореченковым и Мариной Зудиной, «Мушкетеры. Сага. Часть первая» с Игорем Верником и Ириной Мирошниченко.
Отдельного внимания заслуживает ситуация с режиссером Александром Молочниковым. Его спектакль «Светлый путь 19.17» был востребован, многие зрители приходили на него по несколько раз. Женовач же не только убрал постановку из репертуара, но, по словам инсайдеров, еще и попросил Молочникова уволиться по собственному желанию.
Что же предложили публике вместо 17 известных спектаклей? Пять пьес, из которых всего две — на большой сцене: уже упомянутый выше «Бег», поставленный самим Женовачем, «Венецианский купец», «Белые ночи», «Сахарный немец» — все три — авторства не мхатовцев, а выпускников группы Сергея Васильевича; и наконец, «Чайка» Оскараса Коршуноваса из Литвы. По словам экспертов, проекты учеников худрука спросом не пользуются, собирая лишь 30 процентов кассы.
«Театру не хватает сильного директора, — заключила генпродюсер проекта «Театральная Россия» Эльмира Щербакова, работавшая в МХТ при Олеге Табакове. — Сергей Женовач совмещает два поста худрука и директора при том, что он руководит еще театром СТИ и кафедрой в ГИТИСе. При всем моем уважении к Сергею Васильевичу, он не такой гениальный менеджер, каким был Олег Табаков. МХТ не хватает премьеры, которая сплотит коллектив и, как говорится, «заставит уважать худрука».
КРИЗИС И СОКРАЩЕНИЯ
Самоизоляция стала сложным временем для всех культурных учреждений страны, но особенно обстановкой оказались недовольны звезды МХТ имени Чехова. Так, на июльском сборе труппы Женовач заявил, что количество артистов сейчас — 122 человека, а рациональное число не должно превышать 60. Связан такой план сокращения с кризисом из-за пандемии коронавируса или же непосредственно с представлениями режиссера об организации работы театра? В любом случае, актерам идея не пришлась по вкусу.
Не радует артистов и распределение работы в грядущих постановках. В спектакле «В окопах Сталинграда» задействовано 23 актера, все мужчины, так что же делать талантливым дамам, у которых пока нет работы? К примеру, у Ирины Мирошниченко и Натальи Теняковой — по одной роли.
В довершение ко всему, в театральных кругах ходят слухи о том, что в МХТ зреет бунт во главе с Константином Хабенским. Поговаривают, он сам метит в худруки. Или же это просто сплетни недоброжелателей?
Пока рано говорить о том, что в театре полетят головы: обсуждение острых вопросов отложено до открытия сезона в сентябре. Зато уже несколько месяцев в кулуарах активно обсуждают намерение Дарьи Мороз покинуть труппу.
«Когда Олега Павловича Табакова не стало, а Константин Богомолов ушел из театра, для меня что-то безвозвратно умерло, и это никак не относится к тому, как сейчас существует МХТ. Просто я 19 лет проработала при Олеге Павловиче, к которому относилась и всегда буду относиться как к очень близкому и родному человеку. Я же с младых ногтей в театре, фактически была одной из первых молодых артисток, которых Табаков взял в театр, когда начал руководить МХТ».
Справедливости ради, отметим, что поведение нового худрука не так уж сильно отличается от действий предшественника. Олег Табаков, возглавив театр в 2000 году, тоже снял немало спектаклей, некоторые из которых были прибыльными и успешными. Часть народных артистов при мэтре первое время оставались без ролей, включая тех же самых Мирошниченко и Нину Гуляеву. Однако позднее актрисы получили ярких персонажей в спектаклях. Вероятно, стоит просто подождать, а не сетовать на тяжелую долю именитых мхатовцев?
Кроме того, последние годы театр Табакова подвергался критике за обилие приглашенных звезд и отсутствие «собственного лица». Так может, наибольшая проблема Сергея Женовача не тактика, а отсутствие авторитета? «Женовач должен быть такой же масштабной фигурой, как Олег Табаков. Актеры МХТ привыкли к авторитетным руководителям, — заключил актер Николай Сахаров. — Не стоит исключать и денежный перевес в пользу актеров. Уверен, что Хабенский и Пореченков за съемки в кино в месяц получают намного больше, чем Сергей Женовач в театре. Мне кажется, что Сергей Васильевич совсем не рад, что возглавил этот сложный театр. Это видно по его лицу. Ему надо заниматься со своими актерами, которых он воспитал, с которыми создал прекрасный театр СТИ, а ему дали совсем противоположный театр, устроенный по принципу звезд и аншлагов».
По материалам «МК», «РИА-новости», newizv.ru, «7 дней», Telegram-канала Zakuliska.
Фото: Legion-Media, Сергей Ведяшкин, Кирилл Зыков, Антон Кардашов/АГН «Москва»