Необычную фамилию артист унаследовал от немецких предков, которых переселили на Урал в эпоху сталинских репрессий. Детство родившегося в Челябинске Александра Паля выдалось трудным: мальчик рано потерял отца, а мама едва сводила концы с концами, пытаясь обеспечить сына.
Как Александр решился покинуть родной город и выбрал профессию актера? В какие скандалы попадал звезда сериала «Толя-робот», и что творится между ним и внучкой Олега Янковского? 16 декабря Палю исполняется 34, и мы рассказываем, как из провинциала, подрабатывавшего охранником, он превратился в звезду.
Трудный подросток
Мальчика отдали учиться в интернат для детей с ограниченными возможностями: у Александра обнаружили сильное искривление позвоночника, и инвалидность сняли только к третьему классу. Воспитанники школы не испытывали друг к другу жалости и постоянно дрались. К примеру, парень по имени Олег однажды ударил Паля так, что у него полопались капилляры.
Впоследствии, когда актеру довелось играть героя с бионическими протезами рук и ног в сериале «Толя-робот», он подчеркивал, что никогда не рассматривал инвалидов как людей несовершенных, ведь на протяжении 10 лет учился с ними бок о бок.
Паль рос дерзким уличным подростком, который постоянно попадал в передряги. Однажды тинейджера сильно избили, а в другой раз он угодил в милицию за то, что отогнал из соседнего двора старый «Москвич». Компания Саши полагала, что машина брошена, но как выяснилось, хозяин у авто был. Недоразумение разрешилось спустя несколько часов.
«Я думаю, меня решили просто запугать, шили какие-то дела, мол, фамилия Паль уже есть в картотеке, и это не первый угон. Часов пять меня помурыжили и отпустили», — рассказывал актер в одном интервью.
После девятого класса Сашу отправили в гости к тете в Германию. Юноша провел в Баден-Вюртемберге полгода и заразился идеей остаться там на ПМЖ, но для этого хозяевам потребовалось бы усыновить Паля, что, во-первых, было трудным решением для едва знавших тинейджера родственников, а во-вторых — ранило бы чувства мамы Александра. В итоге он вернулся в Челябинск, но совершенно другим человеком: много читал, стал серьезнее.
Веселые студенческие годы
Когда Паль в первый раз пришел в театральную студию, то испытал стыд и смущение: на занятии присутствовали одни девочки, к тому же урок предполагал интерактив. Парень почувствовал себя глупо, поэтому решил, что актерство — это не его конек. Спустя несколько месяцев Александр столкнулся с бывшим преподавателем, который уговорил его вернуться на курсы, заверив, что теперь в группе полно юношей.
После школы Саша поехал в Москву, хотя и мама, и знакомые не верили в успех предприятия. Паль устроился охранником в нотариальную конторы, где готовился к экзаменам по вечерам, когда здание пустело. По ночам парню снилось, как приемная комиссия ему отказывает.
Однако в реальности абитуриенту удалось попасть в ГИТИС на курс Леонида Хейфеца. С Александром учился и Саша Петров, а совместные этюды и комната в общежитии позволили одногруппникам стать друзьями.
Разумеется, без веселых историй в студенчестве не обошлось. Так, чтобы раскрепоститься, Паль надевал плащ на голое тело и шел на улицу пугать людей. Момент цензуры заключался в том, что причинное место Александр закрывал куском бумаги. Когда же подобную выходку он проделал с дежурившей в деканате ГИТИСа 80-летней Илоной Михайловной, то услышал в ответ: «Чего ты тут свою чичирку выставил, дебил? Было б что смотреть-то!»
Взлеты и падения
Первой серьезной работой Паля в кино стала роль Дэна в ленте «Все и сразу». Дебют получился скомканным: актер не спал две ночи, нервничал, литрами пил кофе, а кроме того, заболел. «Я понял, что не могу не сказать об этом режиссеру, потому что буду убегать куда-то. Он говорит: «Ну ладно, слушай, мы тебе найдем врачей к ночи, а пока надо работать». Все смешалось, так что даже сейчас, когда я пересматриваю некоторые кадры из фильма, понимаю, что это плохо», — сетовал артист.
Роль гопника Лехи в комедии «Горько!» подарила актеру известность, однако неприятностей принесла не меньше. Незнакомые люди приставали к Палю на улице, требуя показать татуировку с тремя богатырями, которую гордо носил персонаж. С трудом удавалось объяснить, что рисунок был не более чем творением гримеров.
«Когда вышел фильм «Горько!», мама пошла на первый же сеанс, потом сразу позвонила мне, сказала, что в зале смеялись все, кроме нее, что это безобразие, а не роль, что я обязательно должен пойти в церковь, исповедаться и больше таких героев не брать, — делился Паль. — А играть, к примеру, хирургов, серьезных людей, тогда меня будут считать таким человеком. Через две недели звонит: «Я тут сходила в церковь, побеседовала с батюшкой, у нас новый батюшка, молодой такой, красивый, я ему говорю: «У меня сын сыграл в кино роль очень страшную, как ему теперь быть?» Батюшка мне: «Вам страшно было?» Я ему: «Да!» — А он: «Значит, хорошо ваш сын сыграл. Сходите еще раз посмотрите». Я пошла. Сашка, а ты и правда хорошо сыграл!»
Заложником одного образа Александр не остался, ведь активно играл в Театре имени Маяковского и соглашался на новые роли в кино. Актер появился в киноальманахах «Без границ» и «Страна чудес», боевике «Хардкор», фильме-катастрофе «Ледокол».
Картина «Тряпичный союз» покорила «Кинотавр», и впервые в истории фестиваля приз за лучшую мужскую роль получил тандем актеров: Александр Паль, Иван Янковский, Павел Чинарев и Василий Буткевич. Затем фильмография Александра пополнилась сериалами «Вы все меня бесите», «Налет» и «Толя-робот», ну а мелодрама «Глубже!» удостоилась положительных отзывов критиков во многом благодаря игре Паля.
В этом году артист засветился в нашумевшем американском боевике «Никто» и драме Алексея Германа-младшего «Дело». Однако Палю симпатизировали не только как перспективному актеру: в прошлом году вместе с Никитой Кукушкиным он стал волонтером, запустив приложение по доставке лекарств и продуктов пенсионерам. Медийность не испортила Александра, что бесконечно радовало его поклонников.
Тайны личной жизни
Александр заслужил репутацию скрытного актера, ведь добиться от него откровений о сердечных делах почти невозможно. Тем не менее с 2012-го поклонники обсуждают отношения артиста с внучкой Олега Янковского. Ходили даже слухи, что в ГИТИС из Школы-студии МХАТ Лиза перевелась из-за возлюбленного.
Пара не стеснялась публиковать совместные снимки в соцсетях, но громких заявлений не делала. Друг артиста из Челябинска отмечал, что в интервью Паль любит рассуждать о будущей большой семье, но на деле — пока не нагулялся.
В 2017-м СМИ писали, что дочь Филиппа Янковского и Оксаны Фандеры разошлась с Палем, и ее все чаще видят в обществе журналиста Виталия Кулакова. «Наверное, Лиза и Саша устали друг от друга. Такое бывает. Каждой паре нужна пауза. Кому-то достаточно месяца разлуки. Другие только за год понимают, что не могут жить друг без друга, — размышляли инсайдеры из окружения актеров. — Точку в их отношениях ставить рано. Это точно!»
Последнюю гипотезу подтвердило видео, сделанное в день рождения Александра в 2019-м: поздравить актера пришла и Лиза. Затем в микроблоге Оксаны Фандеры появился снимок, где Елизавета, ее брат Иван, Паль и Диана Пожарская отмечают Пасху. Поклонники надеются, что у пары все в порядке, ведь откровений от артистов ждать не приходится.
Скандалы
В последние годы Александр не раз оказывался в эпицентре скандалов. В 2017-м он был задержан полицией после участия в несанкционированном митинге. Позднее Паль пояснил, что попал в толпу случайно, так как просто шел через Тверскую домой. Однако спустя два года актер вновь очутился в автозаке после акции протеста.
Весной 2021-го Паля задержали за избиение хоккеиста Кевина Антипова. За умышленное причинение легкого вреда здоровью актеру грозила «уголовка», но 25-летний спортсмен не стал выдвигать обвинений и заявил, что получил травмы из-за падения с высоты собственного роста. Александр пояснил, что конфликт произошел из-за того, что нетрезвый Кевин решил справить нужду рядом с его авто. В любом случае, пострадавший не имеет претензий к звезде кино.
По материалам
Фото: Андрей Калмыков/Woman.ru, Екатерина Цветкова / PhotoXPress.ru, соцсети, кадр сериала «Толя-робот», кадры фильмов «Горько!», «Тряпичный союз», «Никто»