Будущая актриса появилась на свет в семье генерал-лейтенанта Константина Мышкова и представительницы обедневшего дворянского рода. Имя Нинель девочка получила в честь Ленина, однако дома ее часто звали Евой.
Детство Мышковой прошло в трехкомнатной квартире на Чистых прудах. Ее обожали и баловали родители, но хрупкое счастье оборвалось, когда папа погиб под Сталинградом. Мама растила дочку трудолюбивой и хозяйственной, так что Нинель не боялась ни гвоздь забить, ни сшить платье. Яркая и артистичная, свое место девушка обрела в стенах Щукинского училища.
Сценическая карьера Нинель не складывалась: она сотрудничала с разными труппами по договору, а когда устроилась в Театр-студию киноактера, то почти не выходила на подмостки. Зато девушке повезло сыграть в ряде ярких картин, хотя звездой оттепели она все же не стала. Почему же все в судьбе Мышковой было столь противоречивым? 8 мая исполняется 98 лет со дня рождения артистки, и самое время вспомнить ее историю.
Отвергнутые мужчины
«Щука» свела Нинель с Владимиром Этушем, который только оканчивал обучение. «Когда мы познакомились, я учился на четвертом, а она — на первом курсе. Представилась она Евой. О том, как Мышкову зовут по-настоящему, я узнал только в загсе. Она была дочкой генерала артиллерии, погибшего на войне. Увлеклась мной и бурно проявляла свое пристрастие. Я на ее чувства ответил, почему бы и нет. Сначала не испытывал к ней никаких романтических чувств, но постепенно приходил в это состояние. Помню, как будто это было вчера: утро, ярко светит солнце, лежу в кровати. Рядом — молодая красивая женщина. И вдруг ощущаю, что влюблен и счастлив», — делился актер своей историей.
Но едва только Этуш осознал, что по-настоящему влюбился, жена спуталась с вхожим к ним в дом композитором Антонио Спадавеккиа, написавшим музыку к фильму «За тех, кто в море». Итальянец на 19 лет старше Мышковой не казался молодому Владимиру Абрамовичу серьезным конкурентом. А зря — устав ждать от мужа яркого проявления чувств, Нинель с головой ушла в новый роман.
Отношения с композитором актриса скрывала полгода, после чего брак с Этушем рухнул на фоне предательства. Но и с автором музыки к «Золушке» артистка счастья не обрела: разница в возрасте и интересах неизбежно привела влюбленных к разрыву.
Долго в одиночестве артистка не сидела: на съемках «Садко», где она играла Ильмень-царевну, Нинель встретила оператора Константина Петриченко. Мужчина на 11 лет старше был и мудр, и талантлив, и, конечно, по уши влюблен в актрису, так что свадьба не заставила себя ждать. В этом союзе на свет появился сын звезды Костя, но разве служило это гарантией нерушимости брака?
Через два года после рождения наследника актриса вернулась на площадку, засветившись в «Сердце бьется вновь…» и «Илье Муромце». Все бы ничего, если бы наша экранная Василиса не встретила на съемках очередную любовь — привычная схема тут же повторилась.
Финал скитаний
Легенда гласит, что едва только Виктор Ивченко заметил звезду ленты «Дом, в котором я живу» на площадке, как тут же утвердил ее на роль в «Здравствуй, Гнат!», попросив остальных претенденток удалиться. По другой версии, актриса и режиссер просто виделись на пробах. Так или иначе, Ивченко кривить душой не стал, а вскоре уже просил жену Ольгу о разводе.
В свою очередь и Нинель поставила Константина перед фактом, что воспылала чувствами к другому. Не пугал актрису даже тот факт, что влюбленным придется мотаться между Киевом, где трудился режиссер, и Москвой, где остался сын — Костя не препятствовал новому замужеству мамы, однако хотел жить с бабушкой в привычном месте.
Впервые в жизни актриса чувствовала, что нашла гармонию и покой, которых раньше не ощущала. Трогательными письмами в периоды разлуки дело не ограничивалось: Ивченко тут же решил снять возлюбленную, уже блиставшую в лентах «Марья-искусница» и «Дом с мезонином», в фильме «Гадюка». На роль Ольги Зотовой претендовала сама Светлана Дружинина, но разве мог режиссер выбрать кого-то лучше, чем его супруга и муза?
Оператором Ивченко назначил Алексея Прокопенко, в чьем профессионализме не сомневался никто… кроме Нинель. На момент работы актрисе было 39, но ей казалось, что это Прокопенко намеренно снимает ее с неудачных ракурсов, делая визуально старше. Под давлением супруги Виктор Илларионович согласился заменить сотрудника, лишь бы муза оставалась довольна.
Так или иначе, картина принесла режиссеру и актрисе славу, Госпремию и диплом Всесоюзного фестиваля, чего не скажешь о последующих проектах пары — «Десятый шаг», «Путь к сердцу», «Падающий иней» и «Софья Грушко» не могли похвастаться ни громкими похвалами критиков, ни народной любовью.
В этом ли состояла главная проблема? Еще на съемках «Гадюки» Нинель, считавшая себя молодой и выносливой, отказывалась от дублеров и галопом скакала на лошади. Вероятно, именно тогда актриса заработала тяжелую травму спины, последствия которой мучили ее до конца дней. Но и это оказалось не самым крупным разочарованием звезды…
Одинокая и все забывшая
На съемках «Когда человек улыбается» Ивченко перенес четвертый по счету инфаркт. Организм стареющего мужчины не выдержал нагрузки, и Нинель превратилась в безутешную вдову. Поговаривали, всего за ночь артистка сшила себе траурный наряд с вуалью, чтобы «не опозорить честь мужа на похоронах».
«Человек меняет кожу» и «Гонки по вертикали» стали последним картинами в фильмографии актрисы: после смерти мужа Нинель стала затворницей, которую не прельщали ни творчество, ни встречи со знакомыми. Кроме того, травма спины так обострилась, что передвижения давались артистке все труднее.
Потеряв вкус к жизни, Мышкова утратила и остатки здоровья: в конце 80-х ей диагностировали прогрессирующий рассеянный склероз. В увядающей женщине было трудно узнать роскошную даму, отчаянно переживавшую за возраст и ставшую одной из первых в стране, кто решился на круговую подтяжку лица. Отныне Нинель ничего не волновало.
Даже когда сына-дипломата позвали во Францию, Мышкова отказалась присоединиться к нему: о Париже она мечтала лишь во времена, когда была счастлива со своим четвертым мужем. Наследник продолжал навещать маму и возить по врачам, но все оказалось тщетно — вскоре актриса перестала узнавать близких. «Помню, как-то решил позвонить Еве, поговорить. Был такой порыв. Трубку подняла жена ее сына, сказала: „Поговорить вы с ней не сможете“. Оказалось, у нее болезнь Альцгеймера. Время не щадит никого…» — говорил о том периоде Владимир Этуш.
В мире забвения актриса провела почти 20 лет — пока не умерла 13 сентября 2003-го из-за осложнений проблем со здоровьем. В памяти зрителей она осталась смелой, самоуверенной и стремящейся к красоте во всем — в кадрах, картинах и даже в сценарии собственной личной жизни.