В 1966-м на экраны вышла лента по мотивам сборника «1000 и одна ночь», благодаря которой зрители узнали «Аладдина» Бориса Быстрова и «принцессу Будур» Додо Чоговадзе. Для только окончившего вуз Быстрова эта роль была подарком судьбы, ведь он мгновенно стал узнаваемым и востребованным артистом. Вот только интерес режиссеров быстро угас, с каждым годом актеру предлагали все меньше интересных проектов, а ключевые персонажи сменялись второстепенными.
12 февраля актеру исполняется 76, и в последний раз в кино он появлялся 12 лет назад, в сериале «Исаев». В основном же Борис Евгеньевич играет в театре и дублирует зарубежные художественные и мультипликационные фильмы. Как же вышло, что артист, сыгравший легендарного Аладдина, в 90-е озвучивал попугая Яго и Гомера Симпсона?
От звезды сказки до голоса за кадром
Борис Евгеньевич появился на свет в сложное послевоенное время, так что детство его было полуголодным. Когда мальчику исполнилось 10, родители решили развестись, поставив его перед выбором, с кем остаться жить. На судебном заседании ребенок заявил, что поселится с отцом: мама на тот момент уже нашла нового кавалера, и Борису казалось, он ей больше не нужен.
«Раньше, когда был маленький, на маму обижался. Мы с ней практически не общались. Со временем наши отношения стали теплеть. Но лишь на ее похоронах все старые обиды забылись», — сетовал актер.
С юных лет Быстров интересовался театром и грезил профессией артиста. А когда Борис Евгеньевич поступил в Школу-студию МХАТ на курс Александра Карева, то открыл для себя еще одно увлечение — живопись. Летом студенты ездили в пионерские лагеря вожатыми, и однажды, пока его отряд спал днем, актер отправился в Москву и купил масляные краски, картон и кисти, чтобы запечатлеть красоту местной природы.
Сразу после окончания вуза Быстрова приняли в «Ленком», а через два года мужчина перешел в труппу театра имени Ермоловой, где по сей день остается ведущим актером. Зрители запомнили его по участию в спектаклях «Измена», «Невольницы», «Балы и страсти Петербурга». Ну а всесоюзную известность Борису Евгеньевичу принесла главная роль в фильме «Волшебная лампа Аладдина».
Тогда Быстров только-только получил диплом, для вчерашнего студента оглушительная слава после премьеры картины оказалась неожиданной и в прямом смысле слова пьянящей: прохожие останавливали «Аладдина» улице и приглашали пропустить по стаканчику. Как позднее признавался актер, сперва он выпивал из-за накрывшей популярности, а позднее — из-за забвения… В алкоголика артист не превратился, хотя эта участь нередка для представителей творческих профессий, но, по слухам, спиртное сыграло не последнюю роль в его неудачах.
После восточной сказки Быстров снялся в фильмах «Удар! Еще удар!» и «Приключения желтого чемоданчика». Внешность артиста стремительно менялась, и в 70-е в нем сложно было узнать миловидного юного принца: Борис Евгеньевич поправился, отрастил усы и уже не мог претендовать на роли романтических героев. Зато новый облик пришелся кстати для образов следователя в «ТАСС уполномочен заявить…» и Петухова в детективе «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Яркие персонажи достались Борису Евгеньевичу в лентах «В Крыму не всегда лето» и «Заряженные смертью», но с 90-х он появлялся на экране редко и исключительно в эпизодах. Понимая, что кинокарьера идет ко дну, актер переключился на дубляж. Так, голосом Быстрова заговорили Гомер Симпсон, Джим Уолш из «Беверли-Хиллз, 90210», Скуби-Ду, артисты Майкл Кейн и Джон Гудман.
«Когда долго занимаешься этой работой, то уже понимаешь темперамент того или иного артиста, — рассуждал Борис Евгеньевич. — Допустим, тот же Майкл Кейн 30 лет назад — это один человек, а сейчас другой. Раньше он был утонченно-ловеласистый тип, такой донжуанистый, а сегодня зрелый, проживший жизнь. Всегда надо отталкиваться от изображения и то, что играет артист, стараться воплотить голосом. Хотя часто бывает такое, тем более в нашем языке, где больше интонаций, чем в английском, что актеры дубляжа преображают персонажа, и он выглядит даже лучше, чем сам исполнитель».
Наследие
После роли Аладдина у актера не было недостатка в поклонницах, однако он не спешил с выбором спутницы жизни. Спустя полтора года после премьеры Быстров закрутил роман с коллегой по цеху Инной Кмит, известной зрителям по фильму «Она вас любит». Правда, на момент знакомства женщина уже перестала сниматься и переквалифицировалась в телережиссера.
«И из театра ушла, — поясняла дочь артистки. — В «Ленкоме» случился скандал. Режиссер стал к ней приставать, и она влепила ему пощечину. Дедушка дал маме совет: «Иди на телевидение. За ним будущее». Он же смекалистый был у нас».
Из-за путаницы в документах окружающие считали, что Инна была на 13 лет старше Бориса, а на самом деле — всего на шесть, к тому же выглядела хрупкая женщина очень молодо. Так или иначе, Быстров и Кмит поженились, а в 24 актер впервые стал отцом — супруга подарила ему дочь Екатерину. Впоследствии наследница начала карьеру в кино под фамилией матери, а в 90-е снялась в картине «Охота на сутенера» обнаженной, за что коллеги прозвали ее чуть ли не первопроходцем в жанре эротики.
Но почему же красивая пара распалась, прожив вместе почти 10 лет? «Отца из семьи увела танцовщица Татьяна Лейбель. Ее любимый Абдулов ушел к Ирине Алферовой, и она занялась моим папой. Прожили они недолго. При разводе разменяли папину роскошную «двушку» на Пушкинской, которая ему досталась от бабушки. В результате он получил где-то в тмутаракани однокомнатную квартиру, а Татьяна вскоре собралась в Канаду на ПМЖ. Когда папа через два года после того как ушел от нас, развелся с Лейбель, позвонил. Хотел вернуться в семью. Но мама не согласилась. Так и не простила его», — рассказывала Екатерина Кмит.
Позднее в театре имени Ермоловой актер встретил главную женщину в своей судьбе, Ирину Савину. Правда, понравилась она артисту не сразу. «Сначала ее не замечал, — признавался Борис Евгеньевич. — А однажды смотрю, стоит за кулисами и горько плачет. Спрашиваю: что случилось, кто обидел? А она в ответ: «Дайте лучше закурить!» Я взбесился: не люблю, когда женщина курит, хотя сам смолю. С той сигаретки и начался наш роман».
Влюбленные вскоре поженились, а в 1989-м у них родился сын Николай. «Когда пришла пора Коле появляться на свет, утром я Иришу отвез в роддом, а вечером она звонит и плачет, — вспоминал Быстров. — Жена хотела дочку, а родился мальчик. «Что я буду со всеми вами теперь делать?» — причитала она в трубку».
Николай рос в творческой семье, и неудивительно, что сам заинтересовался делом родителей: с малых лет озвучивал американские фильмы, а в 12 снялся в сериале «За кулисами» с Виталием Соломиным. «Я Колю привел на студию, когда он даже читать не умел, но заучил текст и справился. А потом уже озвучивал Гарри Поттера во всех фильмах, кроме первой части», — с гордостью рассказывал Борис Евгеньевич.
Хотя Борис Быстров утратил прежние позиции в кино, он по-прежнему играет на сцене театра и дарит свой глубокий голос персонажам мультфильмов и зарубежных картин. Главным же достижением артист считает создание крепкой семьи с Ириной Савиной и рождение детей: сам он был лишен материнской ласки, зато сумел подарить любовь и заботу дочери и сыну.
По материалам EG.ru, Wday.ru, «7 дней».
Фото: Анатолий Ломохов/PhotoXPress,ru, Василий Малышев, Екатерина Чеснокова/РИА Новости, кадры фильмов «Волшебная лампа Аладдина», «Заряженные смертью», «Новый аттракцион», «Дом свиданий»