Анатолий Равикович появился на свет в Ленинграде 24 декабря 1936-го, так что в раннем детстве познал все тяготы блокады. В те годы погиб дедушка будущего артиста, да и его родители, сломленные трудом и непростыми условиями, впоследствии рано ушли из жизни, так и не увидев триумфа сына на сцене.
Разыгрывая сценки из кинофильма «Волга-Волга», Толя желал заслужить авторитет у дворовых мальчишек, ну а в театральный кружок пошел ради общения с девочками и загадочной атмосферы, которая ему импонировала. С учетом, что у юноши были плохие отметки, особого выбора просто не оставалось – артистичный выпускник поступил в институт имени Островского, насмешив комиссию фальшивым исполнением песни «По долинам и по взгорьям».
После вуза по распределению актера направили в Комсомольск-на-Амуре, а затем в Сталинград. В Северную столицу артист вернулся благодаря случайному знакомству с Игорем Владимировым, позвавшим в Театр Ленсовета. Следующей судьбоносной встречей можно назвать столкновение Равиковича с будущей второй женой, ведь именно при ней мужчине улыбнулась удача: в 46 наш герой прославился ролью Хоботова в «Покровских воротах». Что же еще обрел, а что потерял Анатолий Юрьевич?
Служебный роман
В студенчестве Анатолий Равикович женился на одногруппнице Елене Доброседовой, и в семье родилась дочка Маша. Ладилось у артиста и с карьерой: с начала 60-х он блистал на сцене Театра Ленсовета, а в 70-е стал мелькать на экране, пусть и в небольших ролях.
К 40 годам в артисте начало копиться недовольство карьерой: ему казалось, что достойных ролей уже не будет, да и жизнь превратилась в рутину. А спустя три месяца после празднования юбилея в театр пришла 18-летняя Ирина Мазуркевич…
У звезды «Чуда с косичками» был возлюбленный Роман, она знала, что Равикович женат и растит дочку, более того — сперва коллега на 22 года старше казался ей чуть ли не дедушкой. Все изменилось в два этапа: сперва Мазуркевич увидела актера на сцене и восхитилась его игрой, а затем застала его в отделе кадров флиртующим с секретарем.
«Сначала Равиковича даже не узнала. Впервые увидела любимого артиста в жизни. Невысокого роста, лысеющий, с черными как смоль бровями и озорными, совершенно молодыми глазами. Мы посмотрели друг на друга, и я вдруг почувствовала, как между нами проскочила искра. С нее-то, наверное, все и началось…» — вспоминала Ирина.
Когда в театре ставили спектакль по пьесе Иона Друцэ «Именем земли и солнца», Равиковичу дали роль педагога, ну а Мазуркевич — ученицы. Актер не мог оторвать взгляда от молодой партнерши, а чтобы впечатлить ее, сделал сальто прямо во время репетиции. Налаженная жизнь артиста полетела ко всем чертям, и как он не уговаривал себя, что влюбленностью переболеет как скарлатиной, тяга к коллеге только усиливалась.
После ввода Ирины в спектакль «Интервью в Буэнос-Айресе» актер убедился, что у девушки еще и есть талант. А после того, как на обсуждении репетиции артистка заступилась за старшего коллегу, Равикович убедился, что небезразличен партнерше и вызвался ее проводить. На прогулке мужчину ожидало еще одно приятное открытие: Мазуркевич оказалась здравомыслящей и интересной собеседницей.
Старый Новый год в 1978-м актеры традиционно отмечали в театре, и Равикович пригласил Ирину на танец. Тогда они впервые рассказали друг другу о взаимной симпатии и поцеловались, а дальше — наступило время тайных свиданий на морозе, разговоров в 28 трамвае, прогулок по аллеям и Волковскому кладбищу.
Вскоре Мазуркевич призналась во всем Роману, и хотя сердце парня было разбито, он отпустил девушку. А вот Равикович медлил с разводом, боясь как покинуть дочку, так и перемен. Естественно, между любовниками начались ссоры, и когда во время одной из них Ирина укатила в Москву, Анатолий Юрьевич понял, что пора выбирать. Едва артистка вернулась в Ленинград, мужчина пришел к ней с чемоданом, променяв родной дом на 14-метровую коммуналку…
«Он многим пожертвовал ради меня. Толя знал, что причиняет жене боль, но иначе поступить не мог. Не знаю, как он объявил Лене, что уходит. С женой Равикович прожил 20 лет, они были однокурсниками, долго мыкались по провинциальным театрам, наконец устроились в Ленинграде, влезли в долги и купили долгожданную квартиру. Толя много работал, ездил с концертами, чтобы расплатиться. Только начали жить по-человечески, и он ушел…» — поясняла Мазуркевич.
Новый брак и звездная роль
Еще год коллеги по театру скрывали служебный роман от родных, пока наконец в 1980-м не сыграли скромную свадьбу. В 1981-м у супругов родилась дочка Лиза, ну а еще через год Равикович получил свою самую знаменитую кинороль — Льва Хоботова из «Покровских ворот». Но если экранный герой был абсолютно неприспособленным к быту, то реальный Анатолий Юрьевич наоборот умел и чинить мебель, и готовить, учил молодую жену копить, клеить обои и разбираться в политике.
«Он не страдал от „тени Хоботова“, наоборот, ему было приятно, — вспоминала Ирина Мазуркевич. — Ведь и этой роли могло не быть. Знаете, Хоботов — всего лишь маленькая грань того, что он умел. Он был прекрасен в театре и там полностью раскрывался как артист, но все же только кино может собрать огромное количество зрителей».
В конце 80-х благодаря удивительному внешнему сходству с Дэвидом Суше актеру довелось сыграть Эркюля Пуаро в «Загадке Эндхауза». В 1992-м артист перевоплотился в кардинала Мазарини в «Мушкетеры 20 лет спустя», а следующие несколько лет снимался редко и в эпизодах, так как наступил период «бескартинья», когда зрители не шли ни в кино, ни в театры.
Возникали у семьи и более серьезные проблемы, чем кризис в карьере: после семи лет брака Мазуркевич влюбилась в партнера по спектаклю. К счастью, чувство схлынуло, и супруги сумели сохранить отношения, к тому же перешли в другой театр — Комедии имени Акимова.
«Мы с Равиком прошли через разные этапы совместной жизни, — рассуждала Мазуркевич. — Поначалу, конечно, отношения были как у дочки с папой. А потом поменялись ролями: я стала его мамой, а он моим вторым ребенком. У него давно было плохое сердце, с возрастом начались болезни. Мне многое пришлось взвалить на свои плечи. Я сама строила дачу, покупала доски, кафель, ругалась с прорабом. В интервью для телепередачи Равикович сказал: „Я просыпаюсь каждый день в страхе ее потерять“. Только теперь понимаю: он бы не перенес, если бы я от него тогда ушла…»
В нулевых Равикович выходил на подмостки, играл в сериале «Две судьбы» и вновь перевоплощался в кардинала Мазарини в продолжении саги о мушкетерах. Супруги много путешествовали, их дочка родила сына Матвея, ну а старшая наследница подарила актеру двоих внуков. Артист чувствовал себя счастливым, и все бы ничего, если б не его проблемы с сердцем.
Забота о жене
За месяц до печального финала супругам позвонила Лиза с сообщением, что снова беременна. Актер лишь улыбнулся и сказал, что рад за жену, у которой будет двое внуков — он прекрасно понимал, что не доживет до рождения малышки Евы после ранее перенесенного инфаркта и клинической смерти 2011-го. Так и вышло: 8 апреля 2012-го 75-летний артист скончался в клинике Петербурга.
«Когда он болел, говорил: „Ну, мы же знали, что я уйду раньше. А ты обязательно должна выйти замуж, не будь одна“. Наверное, это будет… когда-нибудь. Во всяком случае, я уже воспринимаю людей противоположного пола, ну как… как кого-то, с кем можно жить дальше. Наверное, так и будет. Тут вопрос времени», — рассуждала Ирина Степановна в программе "Однажды..." на НТВ.
Мазуркевич провела в браке с Равиковичем 32 года, каждый из которых считала бесценным. Заменить актрисе возлюбленного не мог никто, однако спустя семь лет после похорон вдова все же нашла утешение в новых отношениях — в 2019-м она представила на фестивале в Гатчине бизнесмена Владимира Файнштейна. Поклонники писали в соцсетях, что уверены: звезда «Покровских ворот» одобрил выбор артистки с небес, ведь кажется, со вторым мужем она счастлива.