Ела Санько появилась на свет в Ташкенте в семье генерал-майора артиллерии Ивана Санько и актрисы Елены Москаленко. Последняя забросила грезы о сценической карьере, посвятив себя детям, так что именно им выпало осуществить мечты матери. Так, артисткой стала младшая дочка Наталья, попробовала себя на этом поприще и средняя — Татьяна, вот только умерла молодой. В итоге по-настоящему прославиться удалось лишь старшей наследнице супругов — Еле.
Еще в середине 50-х Санько дебютировала на экране в фильме «Полюшко-поле», ну а после окончания школы поступила в Щукинское училище. Папа, который изначально не поддерживал дочку в вопросе выбора профессии, впоследствии гордился ею. Мама уговорила наследницу начать карьеру под ее именем – Елена Санько. В дальнейшем Ела от этой затеи отказалась, не желая заменять собой другого человека.
Актриса блистала в Театре имени Пушкина и на Малой Бронной, играла в картинах «Мы, русский народ» и «Здравствуй, это я!», а узнаваемой стала благодаря роли официантки Ванды в «Кабачке «13 стульев». Как же артистка согласилась бросить московские подмостки на фоне краха личной жизни? 18 февраля Еле Санько исполняется 77, и мы рассказываем о ее болезненном разрыве с Яном Арлазоровым и возвращении в кино.
Непростые отношения
Еще во время учебы в театральном училище у Елы завязались отношения с Яном Арлазоровым. Хотя юморист был без ума от актрисы, с самого начала роман развивался непросто.
«Она то уходила от него, то приходила, потом снова встречалась с другими, — уверяла директор и последняя любовь Арлазорова Людмила Карчевская. — Неожиданно и очень „ненадолго“ вышла замуж за болгарина. Затем снова вернулась к Яну и вскоре сообщила, что беременна. Ян тут же с ней расписался. Очень ждал рождения ребенка. Но появление на свет девочки Алены не спасло семью».
Совсем иначе описывала обстоятельства сама Ела. В период отношений с Арлазоровым ее карьера пошла на взлет: «Кабачок «13 стульев», «Тихоня», «Объяснение в любви», «Удивительные приключения Дениса Кораблева». Актриса мечтала достичь высот в профессии, а не останавливаться на достигнутом, что не устраивало мужа.
«Мы с Яном подходили друг другу телесно. Я чувствовала за него ответственность. Но когда кровообращение на двоих одно, очень трудно существовать. Мы с Яном не были идеальными друг для друга. Он мечтал о женщине, которая сидит дома и варит борщи, а я рвалась на съемки», — объясняла актриса в эфире программы «Судьба человека» канала «Россия 1».
О том, что случилось дальше, остается лишь гадать. Поговаривали, что тогда Ела была гораздо популярнее мужа, много вкалывала и упрекала супруга в неспособности обеспечить семью. Опустошенный Ян нашел отдушину в интрижке с другой женщиной, чего Ела простить не смогла, потому и сбежала из дома с четырехмесячной дочкой.
«Я стала разбираться в своих ошибках, осознавать, что вместе находиться невозможно. Значит, надо расстаться, и, может, он встретит кого-то еще. А у Яна была одна установка: я встретил крокодила, которого полюбил, и этот крокодил испортил мне жизнь. Теперь я никого любить не могу, и вот какой я несчастный», — рассуждала Санько.
Директор Яна Арлазорова выставляла ситуацию совершенно в ином свете. «Однажды перед Новым годом Ян пришел домой и увидел трехмесячную дочку, лежащую в кроватке в полном одиночестве, — заявляла Карчевская. — Где ее мама, непонятно! Когда Ела, наконец, появилась, они с Яном страшно разругались, после чего она забрала девочку и исчезла. Сначала пряталась где-то в Москве, потом почему-то сбежала во Львов. Ян их разыскивал, ездил в этот Львов, лишь бы повидаться с ребенком. Не получилось… Из Львова Санько вернулась в Москву, но встречаться с Аленой Яну не позволяла категорически. То, что его лишили дочери, стало трагедией всей жизни Яна».
Санько об измене мужа не говорила, но отмечала, что действительно сбежала во Львов, выбрав место по принципу отдаленности — актриса не хотела, чтобы их с дочкой беспокоил кто-то из прошлой жизни. Пять лет звезда служила в Драматическом театре Прикарпатского военного округа, а в Москву вернулась из-за Алены — у девочки обнаружили хрипы в легких, требовалось сменить климат.
Избегая бывшего мужа
Отъезд из Москвы негативно сказался на карьере артистки, ведь целых восемь лет она не появлялась на экране. Вернувшись в столицу, Санько устроилась в Театр Российской Армии и возобновила съемки, засветившись в нескольких драмах и фильмах-спектаклях.
В 90-е актриса снималась только в сериале «Самозванцы», а ее полноценным возвращением на экраны критики считают нулевые: после череды эпизодов артистку позвали в проект «Громовы» и картину Андрея Кончаловского «Глянец».
«Без вины виноватые», «Папины дочки», «Жила-была одна баба» — Санько по-прежнему давали второстепенные роли, зато ее востребованность заметно выросла. При этом достоверно о личной жизни Елы ничего не было известно. По слухам, какое-то время актриса провела с дочкой и новым избранником в Германии, после чего вновь прилетела в Москву.
Большинство интересовал один вопрос — запрещала ли артистка дочери общаться с отцом. Когда Алена уже училась в старшей школе, коллеги Арлазорова по «Аншлагу» уговорили Елу отпустить девочку с папой в круиз. Юморист пребывал в воодушевлении, надеясь, что теперь все изменится, но по возвращении из путешествия родственники вновь начали отдаляться.
«Быть может, Алена и стала относиться к отцу получше, но настоящей дружбы, родства душ между ними так и не возникло, — заключила Карчевская. — Девочка училась в юридической академии (учебу, кстати, оплачивал Ян — это ему было позволено), потом на сценарном факультете ВГИКа, по слухам, вышла замуж. Но с Яном она практически не общалась. «Ну ладно, когда она была маленькая, ее не пускала ко мне мать. Но сейчас-то дочка уже взрослая женщина, чего же не звонит?!» — с надрывом вопрошал Ян.
Побег жены и исчезновение из жизни дочки окружающие впоследствии связывали со смертью Яна Арлазорова от рака поджелудочной железы. На самом деле стрессы артист испытывал и из-за переработок, и из-за перфекционизма, не позволявшего ему быстро сочинять новые монологи. Вовремя остановить болезнь юмористу помешало собственное упрямство — в тот момент занемог отец звезды, и Ян твердо решил, что сначала вылечит папу, а уже потом займется собой.
Борьба дочери за наследство
Последние два месяца Арлазоров провел в клинике, надеясь увидеть лишь одного посетителя — дочку. Алена знала о болезни отца, но в его палате так и не появилась. Когда же в марте 2009-го юмориста не стало, наследница приехала на похороны, а вот ее мать на кладбище не засветилась — считала, что это будет неуместным.
К слову, слухи о том, что дочери запрещалось общаться с папой, Санько опровергла. «Года три Алена с Яном плотно общались. Я как-то подумала: „Что будет с Аленой, если что мной что-то случится?“ Пусть у нее будет семья и со мной, и с ним. Но на похороны идти я ее отговаривала: очень боялась за дочь, потому что знала о негативном отношении некоторых людей», — поясняла актриса.
У Яна Арлазорова остались квартира в Москве, машины, недостроенная дача. СМИ писали, что недвижимость переписал на себя брат артиста, однако после смерти звезды «Аншлага» Алена Санько обратилась к адвокату, чтобы вступить в права наследования. После нескольких лет судов имущество разделили между Аленой и ее дядей.