Александр Филиппенко появился на свет в Москве, но вскоре родители — профессора горно-металлургического института — перевезли его в Алма-Ату. Здесь мальчик всерьез увлекся актерством, занимаясь в студии при Доме пионеров. Он успел поучаствовать во взрослом спектакле «Сказка про Солдата и Змею», что только укрепило мечты о сцене. Вот только мама с папой хотели для сына «земной» профессии, а потому уговорили золотого медалиста пойти в инженеры.
Параллельно с изучением физики быстропротекающих процессов студент играл в КВН и режиссировал спектакли эстрадной студии МГУ. Окончив вуз, выпускник попал по распределению в Институт геохимии, однако не оставлял сцену. «В 1969 году, после закрытия театра «Наш дом», Юрий Любимов пригласил нас к себе, — пояснял артист. — Сначала пришел я, потом Семен Фарада. Я уже был старшим инженером. Так из «физиков» я перешел в «лирики».
Даже не имея профильного образования, талантливый артист в итоге оказался в труппе «Таганки», после чего поступил в «Щуку». Следующие 20 лет актер провел на подмостках Вахтанговского театра, после чего возглавил учреждение «Моно-Дуэт-Трио», где ставил спектакли и литературно-музыкальные шоу. В нулевые Филиппенко вошел в труппу «Моссовета», а с 2019 по 2022-й блистал в «Гоголь-центре». Но почему в прошлом году мужчина покинул не только подмостки, но и страну? 2 сентября звезде «Мастера и Маргариты» исполняется 79, и мы вспоминаем его биографию.
От Кощея до Азазелло
Еще до получения актерского образования Филиппенко засветился в лентах «Я его невеста», «Гори, гори, моя звезда» и «Бумбараш». Режиссеры обратили внимание на талантливого артиста, так что недостатка в работе он не испытывал: играл белого офицера в «Хождении по мукам», пограничника в «Броске», ну а в сказке «Там, на неведомых дорожках…» перевоплощался в Кощея, что очень оценила его дочка Саша.
«Выгодная для меня роль была в детстве. Если кто-то во дворе хотел подойти ко мне и что-то отобрать, то я кричала, что мой Кощей Бессмертный придет и голову открутит. Я была главная», — делилась Александра.
Необычные персонажи на этом не закончились: в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты» актер сыграл Смерть, в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго» — шута, ну а в «Софье Ковалевской» — Достоевского. Настройщиком роялей артист побывал в «Визите к Минотавру», кузнецом — в «Убить дракона» Марка Захарова, ну а в «Шагах императора» Филиппенко перевоплотился в главного героя — Павла I.
Зрители запомнили звезду по ролям в «Бедной Насте», «Адъютантах любви» и сериалу «Петр Первый. Завещание», однако для большинства самых ярких персонажей Филиппенко сыграл в экранизациях «Мастера и Маргариты» Булгакова: у Юрия Кары артист перевоплощался в Коровьева, ну а у Владимира Бортко — в Азазелло.
При этом основную деятельность актер все же концентрировал на подмостках. «У меня был знаменитый студенческий театр МГУ, Таганка — в самые золотые годы, Вахтанговский театр с Ульяновым и Стуруа. Потом „Сатирикон“, театр „Et Cetera“, „Табакерка“, я играл в „Современнике“. „Современник“ и „Таганка“ — это были две принципиально разные театральные планеты. Я работал в удивительном театре Крымова и в „Гоголь-Центре“ Серебренникова — тоже другие планеты. Я работал в Зале Чайковского множество разных своих сольных программ, играл в театре „Практика“ моноспектакль „Один день Ивана Денисовича“, а в Консерватории читал Гоголя с оркестром, Есенина с хором Минина, Данте с итальянским дирижёром. Из рук Бориса Николаевича Ельцина получил государственную премию за моноспектакль по Гоголю», — перечислял Филиппенко, получив премию «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены».
Три жены
Сейчас мало кто помнит, что в юности актер женился на коллеге по цеху Леле Серовой, ведь поспешный брак закончился быстро, да и детей в нем не появилось. Гораздо более удачным оказался союз с дочкой высокопоставленного чиновника Натальей Зимяниной.
Молодые люди познакомились в Грузии, где отдыхала девушка, работавшая аккомпаниатором. Едва только Наталья вернулась в Москву, как съехала от родителей в скромную арендованную Александром квартирку. Влюбленные поженились, и у них появились на свет дети Маша и Паша. Наследниками супруги гордились: дочка стала филологом и журналистом, ну а сын прославился как музыкант и продюсер.
Вот только рождение детей не сблизило, а наоборот отдалило влюбленных друг от друга: Зимянина уделяла все время отпрыскам, в то время как забота о муже ушла на задний план. Филиппенко чувствовал себя ненужным, однако бросать семью не спешил. Инициативу проявила сама Наталья, не желавшая отношений из чувства долга. После развода артист по-прежнему общался с наследниками, ведь мудрая бывшая жена не запрещала контактов.
Бытовала и версия об уходе Филиппенко к другой женщине: вскоре после развода в его жизни появилась Марина Ишимбаева. Однако это идет вразрез с фактом, что сразу после расторжения брака тесть вручил артисту чистый паспорт и ключи от новой квартиры — так радовался, что актера в его семье больше не будет. Кроме того, Наталья поладила с Мариной, а о бывшем муже всегда отзывалась тепло и с уважением.
Но вернемся к знакомству звезды с третьей избранницей. Дело в том, что произошло оно благодаря матери невесты — режиссер Лидия Ишимбаева взяла Филиппенко на главную роль в свой телеспектакль. После успешной премьеры актера пригласили домой отметить триумф, где он и встретил Марину. Возникшие с первого взгляда чувства привели пару в загс, и вот уже более 40 лет супруги не расстаются.
В третьей семье у артиста родилась дочка Александра, которая в детстве мечтала связать судьбу с танцами, а как-то раз даже заикнулась при бабушке о карьере стриптизерши, что впоследствии стало семейной шуткой. С возрастом девушка увлеклась изучением иностранных языков, защитила кандидатскую диссертацию, а также занялась театральным продюсированием.
Увольнение и эмиграция
На протяжении всей жизни Филиппенко активно выражал гражданскую позицию, участвуя в митингах и открыто рассуждая о политических взглядах. Так, в 2022-м он высказался против СВО, поэтому многие ожидали, что вскоре артист покинет Россию. Так и случилось — в прошлом ноябре актер уволился из Театра имени Моссовета, которому отдал 16 лет, и уехал в Вильнюс. Вот только, в отличие от ситуации с Лией Ахеджаковой, сетовавшей на «выдавливание» из «Современника» путем снятия с репертуара, Александр Георгиевич травле со стороны руководства не подвергся.
Актер уверял: у него просто закончился контракт, а продлевать его не стали по обоюдному желанию сторон. Артист заранее предупредил театр об увольнении, так что никого не подвел. Более того — худрук «Моссовета» сообщил, что страну Филиппенко покинул в связи с ухудшением состояния здоровья и дальнейшим лечением за границей.
«Михаил Михайлович Жванецкий писал: «Всеми вокруг столько сказано, что нечего добавить. Да и в общем крике не очень хочется говорить». А добавить важно только одно: частица -ся, она ведь возвратная… И когда говорим «уволился» из Театра Моссовета, стоит обращать на эту бедную частицу внимание, не игнорировать ее…
Это совы не то, чем кажутся, а иногда закончившийся контракт — это просто закончившийся контракт. Театру Моссовета — мои прекрасные воспоминания (мы с ними всех опередили!). Пишу лишь с одной целью: не равняйте, пожалуйста, ситуацию «Современника» и наше дружеское расставание с Театром Моссовета. Как у того же Михаила Михайловича: «Это две большие разницы». Добавлю — очень большие», — подчеркивал звезда «Мастера и Маргариты».
В то же время жена артиста обмолвилась, что Филиппенко «должен немножко прийти в себя, отдохнуть, забыть всю эту гадость», а его отъезд непосредственно связан с текущими событиями в стране. Так или иначе, актера не спешат осуждать за решения, да и о своих творческих планах он пока не рассказывает.