Муслим Магомаев ушел из жизни 25 октября 2008-го, но даже спустя 16 лет Тамара Синявская не примирилась с потерей. Вдове часто снится муж, о любимом человеке напоминают вещи, пластинки, телеэфиры. Но далеко не все разделяют мнение Тамары Ильиничны о том, что Магомаев был идеальным супругом. То и дело в Сети всплывает информация о прошлых романах исполнителя, его интрижках на стороне и даже о внебрачных детях.
Грязным слухам вдова не верит, но в то же время не запрещает кинодеятелям вольно трактовать события личной жизни Муслима Магометовича на экране. Так, в сериале «Магомаев», куда Синявскую пригласили в качестве консультанта, были показаны сцены, которые возмутили поклонников: секс артиста с певицей Норой Кароль, уж очень напоминающей Эдиту Пьеху; отношения с некой Ликой, которую главный герой оставляет, сделав выбор в пользу Тамары Ильиничны… Что же из этого близко к истине, а где — художественный вымысел?
О сердечных делах исполнителя высказывались и герои ток-шоу: по крайней мере трижды женщины сообщали в эфире, что имели сексуальную связь с Магомаевым, да еще и родили ему детей. Почему же громкие заявления поступили после смерти, а не при жизни талантливого вокалиста?
Золотой голос СССР
В три года маленький Муслим лишился отца: театральный художник Магомет Магомаев погиб на фронте всего за несколько дней до Победы. После войны вместе с мамой, драматической актрисой Айшет Кинжаловой, мальчик отправился в Вышний Волочек. Здесь ребенок пошел в музыкальную школу и даже организовал кукольный театр, но родительница посчитала, что ему следует продолжать обучение в Баку.
В Азербайджане мальчик поселился у дяди Джамала, который работал заместителем председателя Совета Министров. На правительственной даче родственника Муслим смотрел лучшие фильмы: старые, новые, те, что еще не вышли на экраны. Детство проходило не только весело, но и содержательно, хотя, несмотря на то, что семья не бедствовала, ребенка воспитывали строго и особо не баловали.
Дед Магомаева был прославленным композитором, и по наследству от него к Муслиму перешли пластинки Энрико Карузо, Титты Руффо и Маттиа Баттистини. Слушая записи, мальчик старался повторить вокализы артистов и вскоре понял, что обладает сильным и глубоким голосом. Правда, петь на публике он стеснялся и репетировал только тогда, когда в школе оставался лишь вахтер. А потом секрет 14-летнего подростка раскрыли.
В школе при бакинской консерватории Муслим получал «пятерки» на уроках сольфеджио и хора, а вот точные науки были ему неинтересны. Юноша знал, что свяжет судьбу с музыкой, тем более слава о нем уже разнеслась по городу после выступлений с Клубом моряков. Наставниками вокалиста стали виолончелист Владимир Аншелевич, Александр Милованов и Тамара Кретинген.
Окончив музыкальное училище, Магомаев начал гастролировать с Ансамблем песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962-м артист стал лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, а через год обрел всесоюзную славу, выступив перед Екатериной Фурцевой и Никитой Хрущевым на Декаде культуры и искусства Азербайджана в Кремлевском дворце.
«Дядя Джамал, который слушал меня из правительственной ложи, потом рассказал, что Фурцева не скрывала своих радостных чувств: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон!» — вспоминал Магомаев. — Почему-то сейчас бросают одни лишь упреки в ее адрес. Мне представляется это недостойным. Да, Екатерина Алексеевна была частью той системы, но работала в ней со знанием порученного ей дела. Многим она помогла стать тем, кем они стали».
С этого момента последовала череда успехов артиста: сольные концерты, стажировка в миланском театре «Ла Скала», гастроли по Советскому Союзу с операми «Севильский цирюльник» и «Тоска». Директор парижской «Олимпии», увидев, с каким ажиотажем проходят выступления, предложил Магомаеву годовой контракт, но Министерство культуры запретило соглашаться: обладатель бархатного баритона был незаменим на Родине.
Впрочем, неприятности на этом не закончились. В конце 60-х артист согласился выступить на стадионе в Ростове-на-Дону в одном отделении, однако в итоге провел на сцене более двух часов. Администраторы выплатили ему гонорар в три раза больше положенного, заверив, что повышенная ставка одобрена Министерством культуры. Это оказалось совсем не так, и концерт стал поводом для возбуждения уголовного дела и опалы: отныне Магомаеву нельзя было гастролировать за пределами Азербайджана. Запрет сняли только после личного звонка Андропова Фурцевой.
Первая премия фестиваля в Сопоте, звание народного артиста СССР, руководство симфоническим оркестром — каждый триумф сменялся новыми достижениями. Композиции «Ноктюрн», «Свадьба» и «Королева красоты» в исполнении Муслима Магометовича были знакомы каждому жителю Советского Союза. Хиты «Нам не жить друг без друга» и «Луч солнца золотого» до сих пор актуальны, вероятно, потому, что когда Магомаев пел о любви, речь шла о реально пережитых им эмоциях.
Короткий первый брак и роман с редактором
По словам самого Муслима Магометовича, беззаботная юность закончилась, как только он впервые влюбился. Избранницей оказалась студентка музыкального училища с редким именем Офелия. Они тайно расписались, а затем поселились в доме невесты. С отцом девушки проблем не возникло, химик, работавший в Академии наук, был человеком тихим и интеллигентным. А вот с тещей скандалы начались буквально с первого дня.
Чтобы обеспечить жену, певец устроился в военный ансамбль. Гастроли радовали его, разлука с избранницей не слишком расстраивала, а вот возвращаться домой, где строила козни сварливая теща, совсем не хотелось. Уехав на работу в консерваторию Грозного, Магомаев полагал, браку пришел конец, но через несколько месяцев узнал, что супруга ждет ребенка. Впрочем, рождение дочки Марины не укрепило союз, и семья все равно распалась.
Затем у Магомаева начался многолетний роман с музыкальным редактором Милой Каревой (Фиготиной), во время которого он также позволил себе закрутить интрижку с солисткой ВИА «Веселые ребята» Светланой Резановой. Однако эти отношения померкли и сошли на нет, когда певец встретил настоящую любовь.
Главная любовь
Артист познакомился с Тамарой Синявской в 1972-м на музыкальном фестивале, проходившем в Баку, причем в той самой филармонии, что носит имя деда Муслима Магометовича: словно семейная обитель благословила союз. Вокалист сразу проникся к певице симпатией, которая очень быстро переросла в глубокое чувство.
«В честь Тамариного возвращения в Москву я дал концерт во Дворце съездов, но она не смогла на него прийти... Александра Пахмутова и Николай Добронравов, почувствовав, что в наших с Тамарой отношениях назревает разрыв, написали для нее песню «Прощай, любимый». Но прощания не получилось», — откровенничал в мемуарах Муслим Магометович.
Синявская устала бороться с чувствами к Магомаеву и развелась с мужем. В 1974-м артисты сыграли свадьбу в ресторане «Баку», о чем прознали поклонники. Толпа людей стояла под окнами заведения на морозе, ожидая, что кумир запоет. В итоге Муслиму Магометовичу пришлось открыть настежь окна и исполнить несколько композиций. Впоследствии на два месяца простывший музыкант слег с бронхитом.
Как же двое амбициозных вокалистов уживались под одной крышей? Обладая сильными характерами, артисты периодически ссорились, иногда доходило до того, что разгневанный Магомаев срывался из Москвы в Баку, желая успокоиться и побыть наедине со своими мыслями. Но сила любви к Тамаре Синявской всегда возвращала его обратно. «За все годы жизни с Тамарой мы были счастливы так, как могут быть счастливы только птицы в свободном полете», — повторял Муслим Магомаев.
Гармонии в семье можно было позавидовать: Тамара Ильинична нашла общий язык с дочкой артиста от первого брака и даже невольно свела ее с будущим мужем. Когда Марина поселилась с супругом Александром Козловским в США и родила сына Аллена, Синявская и Магомаев вместе стали выбирать и присылать подарки близким к праздникам. Это хрупкое счастье продлилось 34 года.
Скандалы после смерти
В конце 90-х Муслим Магометович перестал выступать, аргументируя это тем, что каждому таланту Бог отмерил определенный срок. Последние годы он провел в столице с супругой, занимался живописью, сочинял стихи и вел переписку с поклонниками через сайт. В 2003-м скончался президент Азербайджана Гейдар Алиев, с которым давно дружил Магомаев. Смерть государственного деятеля пошатнула и без того хрупкое здоровье артиста: обострились проблемы с сосудами, легкими и сердцем.
Еще в марте 2002-го Тамара Ильинична оставила сцену, понимая, что больному супругу нужен особый уход. По мнению знакомых, забота певицы продлила Магомаеву жизнь. Увы, ненадолго: Муслим Магометович скончался на руках у жены 25 октября 2008-го в 66 лет. Проститься с золотым голосом Азербайджана пришли тысячи людей.
Со смертью история не заканчивается, и спустя десятилетие Тамара Ильинична призналась, что продолжает чувствовать мистическую связь с мужем, словно он стал ее ангелом-хранителем. В память о возлюбленном Синявская проводила конкурс вокалистов имени Муслима Магомаева, а вот к выступлениям так и не вернулась.
К сожалению, умерших звезд вспоминают не только в позитивном ключе, и не одни трогательные рассказы родственников заставляют общество обратить взгляд в прошлое. Так, после ухода из жизни Магомаева в Сети подняли тему его возможных измен Тамаре Синявской: мол, артист был безумно популярен, мог ли он довольствоваться любовью лишь одной женщины?
Опорочить память артиста пытались Ирина Короткова, Елена Каткова и Ольга Чернявская — женщины, которые осмелились заявить в программах «На самом деле» и «Пусть говорят» о том, что родили Магомаеву наследников. Истории героинь шоу разбились о железобетонные факты: ДНК-исследование с участием родственников вокалиста доказало, что никакого отношения дети к звезде не имеют.
Почему же спустя годы после похорон люди готовы лгать на телешоу о связи с великим музыкантом? Вероятно, потому, что надеются отхватить хоть крупицу славы легендарного артиста, даже не слишком благородным путем. Главное, что в грязные сплетни о Магомаеве мало кто верит, а уж тем более равнодушна к попыткам очернить его Тамара Синявская: она никогда не сомневалась в силе любви и преданности Муслима Магометовича.