С малых лет Наталии Трубниковой твердили, что ради успеха нужно много работать. Ее мама была инженером, а папа имел два высших образования, служил в Госснабе и трудился в Арбитражном суде. При этом Евгений Викторович обладал идеальным музыкальным слухом и играл на инструментах, хотя профессионально этому нигде не учился. Вероятно, творческая жилка передалась по наследству и Наташе.
Девочка посещала танцевальную студию, а потом поступила в хореографическое училище при Большом театре. На тяжелые нагрузки Трубникова дома не жаловалась, боясь, что ее заберут из школы. Девушка привыкла, что балет — это преодоление. «В студиях занимались на полупальчиках, а в училище нас начали ставить на пальцы. Ноги — в кровь. Специальных гелевых прокладок, как сейчас, тогда не было, и мы заклеивали раны пленкой от сырого яйца, а сверху — пластырем. Но кровь все равно просачивалась через пуанты», — вспоминала Наталия.
Балерина выигрывала различные конкурсы, а с 15 лет гастролировала по всему миру: Париж, Марсель, Лион, Ницца, Бильбао. Из-за зарубежных выступлений девушка отказалась от съемок в фильме «Хуторок в степи», а затем и от «Романса о влюбленных» Андрея Кончаловского. Как же кино все-таки ворвалось в жизнь артистки, пусть и ненадолго? 17 июля Наталии Трубниковой исполняется 69, а мы рассказываем о ее удачах и упущениях в карьере.
Между кино и сценой
От роли у Кончаловского Трубникова отказалась не только из-за занятости в театре и необходимости сниматься обнаженной, но и из-за собственной невинности и душевной инфантильности. Девушка еще ни разу не влюблялась, поэтому не понимала, как достойно сыграть сильные чувства. «Режиссер Андрей Кончаловский очень удивился и отдал роль Елене Кореневой», — вспоминала актриса.
За время учебы у девушки случился лишь один роман, да и то телефонный: в стенах училища влюбленные не могли связать и двух слов. Впрочем, Трубникову главным образом интересовал балет, а не парни. Как назло, круглая отличница получила на выпускном экзамене четверку, что означало: распределят ее не в Большой, а в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, ныне известный как МАМТ. Как оказалось, так решили преподаватели.
«Балетмейстер МАМТа пообещал им, что сразу предложит мне ведущие партии. Но когда я пришла в театр, один из педагогов сказал совсем иное: „Да, ты будешь везде солировать. Но при одном условии: никаких романов, никаких замужеств, ни с кем не встречаться“. Я сразу поняла, что он имеет в виду: от меня требовались не только профессиональные данные. Это было неприемлемым, и я вместе с другими девочками пробивалась на общих условиях — через кордебалет», — поясняла балерина.
Родители Трубниковой считали, что МАМТ — отличный вариант, ведь в Большом огромная конкуренция, а тут точно можно стать солисткой. Так и вышло, ведь на сцене Музыкального театра Наталия исполнила более 30 ведущих партий, перед тем как перешла на актерские роли. Кроме того, артистка заинтересовалась смежными видами искусства, например, антрепризой.
В сферу увлечений попали и съемки, от которых ранее артистка отказывалась. Наталия даже шутила, что из-за истории с «Хуторком в степи» кино на нее обиделось, поэтому пробы отныне заканчивались ничем. Тем не менее Марк Захаров взял танцовщицу на роль капитана корабля из фантазии Остапа Бендера в «12 стульях», ну а затем Трубникова получила приглашение в «31 июня».
Возлюбленного принцессы Мелисенты играл известный ловелас Николай Еременко-младший, и, как признавалась Трубникова, поначалу он на нее посматривал, впрочем, как и на остальных девушек. «У Еременко, конечно, было мужское обаяние, для кино он фантастически красив. Но балетные любят идеальные пропорции и формы, — отмечала артистка. — Когда прихожу на работу, глаз отдыхает: все время вижу «золотое сечение». А Коля был несовершенен: крупная голова, узкие плечики. Он быстро понял, что в моем случае ему ничего не светит, и мы стали общаться просто по-дружески. Постоянно хохмили. Он, кстати, боялся как раз хореографических сцен, все время повторял: «Мне лишь бы не танцевать. Не дай Бог!»
Фильм «на полке»
«31 июня» должно было стать одним из самых значительных фильмов Леонида Квинихидзе, однако проблемы с ним начались сразу. Худсовет «Мосфильма» мурыжил картину месяцами: драконографию из сказки сравнивали с политэкономией, два времени из ленты сопоставляли с социалистическим Востоком и капиталистическим Западом. Премьера в Доме кино все же состоялась 31 декабря 1978-го, вот только затем фэнтези легло «на полку» на семь лет.
Причиной стал побег танцовщика Большого театра Александра Годунова, сыгравшего в картине Лемисона, за границу. Случившееся оказалось трагедией для самого «невозвращенца»: его супруга Людмила Власова отказалась уезжать в Америку, поэтому в глазах советского народа выглядела истинной патриоткой, ну а для коллег Александра — женщиной, предавшей мужа. Реализоваться в США Годунову не удалось, хотя он пытался и преподавать, и сниматься в кино.
«Он рано умер, в 45 лет, и при таинственных обстоятельствах. После перестройки знакомые артисты уехали работать в Америку и поселились рядом с Сашей, который уже не танцевал — преподавал. Они рассказывали, что Годунов завел себе женщину, она была пресс-секретарем. Жили они вместе. Как-то эта дама уехала по делам, а вернувшись через неделю, обнаружила Сашу там же, где оставила, — в кресле. Только мертвым. Наши приятели спросили, когда похороны. Пришли к назначенному времени и узнали, что тело уже сожгли и прах развеян над океаном. Потом выяснилось, что все имущество Годунова переведено на эту женщину-секретаря», — делилась Трубникова.
Наталия даже не подозревала, как драма Годунова скажется на ее собственной кинокарьере. После «31 июня» танцовщицу часто вызывали на пробы, но не утвердили ни в «Чародеев», ни в «Гараж», ни в «Эскадрон гусар летучих». Спустя годы помощники режиссеров с «Мосфильма» признались: Трубникова идеально подходила для ряда проектов, но появилось негласное правило — не брать на работу артистов балета. Мол, их снимут, потратят миллионы, а они сбегут из страны, и фильм закроют. Самое интересное, что, по сути, Наталия Трубникова повторяла судьбу своего мужа…
История любви
За звездой ухаживали женатые мужчины, крупные чиновники, даже второй режиссер «Мосфильма», достававший билеты на все крупные спектакли театров столицы. Однако Наталия не сблизилась ни с кем, кроме танцовщика МАМТа Анатолия Кулакова, с которым ее свела работа: балет «Прозрение». Мужчина старше на 10 лет уже успел побывать в кратковременном браке, однако отца Наталии Трубниковой волновал совсем не этот факт биографии будущего зятя — Анатолия записали в невыездные из-за того, что его коллега запросил политического убежища на зарубежных гастролях.
«Вместо поездки в Панаму артистов отправили на социалистическую Кубу. А уже в Москве Толю вызывали куда следует, пеняли, что не предупредил о намерениях соседа. Но он ни о чем не знал! С тех пор и записали в неблагонадежные», — поясняла Трубникова.
Именно поэтому, когда танцовщики начали встречаться, а затем Кулаков позвал Трубникову в Сочи, папа нашей героини насторожился, переживая за карьеру дочки. Впоследствии Евгений Викторович попытался помочь Анатолию своими связями, и опального премьера выпустили на гастроли в ГДР, Португалию и Чехословакию. Однако затем из Японии не вернулись ближайшие друзья Толи, Михаил Мессерер и его мама Суламифь, что показалось правительству подозрительным. Артист вновь стал невыездным.
Анатолий тяжело переживал свое положение, поэтому много работал, чтобы иметь возможность покупать автомобили, возить избранницу в путешествия, да еще и не ударить в грязь лицом перед бывшими коллегами. Именно быстрой ездой он окончательно покорил Наталию, обожавшую скорость. И хотя полгода Трубникова раздумывала над предложением, боясь, что любовная лодка разобьется о быт, о свадьбе с Кулаковым она ни разу не пожалела.
Хотя случались в семейной жизни и трудности. Так, когда бабушка умерла, супруги выменяли квартиру и съехались с матерью Анатолия. Промучились влюбленные пять лет: свекровь не воспринимала невестку, очевидно, ревнуя к сыну.
«Было время, когда я в театре репетировала две роли в „Золушке“ — мачехи и сестры, сдавала сессию в ГИТИСе, куда поступила на хореографа (у меня редкий диплом — режиссура балета и педагог-балетмейстер), а по ночам снималась в фильме „Фантазер“ по мотивам оперы „Порги и Бесс“. Я практически не спала, но свекровь бурчала: „Еще неизвестно, что это за ночные съемки! Хороша жена!“ Если я мыла перед спектаклем посуду, слышала, как она хмыкает подружке по телефону: „Боже мой, она нацепила перчатки! Ишь ты!“ В какой-то момент мы разъехались — и все наладилось, а с папой Анатолия всегда были самые теплые, родственные отношения», — вспоминала артистка.
Несломленная
Вместе супруги сумели выдержать все: разлад с родственниками, проблемы в работе. «Можно считать, я повторила судьбу мужа: его не выпускали в поездки, не давали партии в театре, а меня не утверждали в кино. Во многом это нас сблизило: вначале я не могла его предать, потом он меня. Со стороны посмотреть, между нами — настоящие итальянские страсти, что ни день, то взрыв. Я — Рак, стихия Воды. Анатолий — Стрелец, стихия Огня. То я его заливаю, то он меня испаряет. Но вокруг было столько людей, твердящих, что мы с мужем не подходим друг другу, что у обоих включался характер: нет, мы вам докажем!» — подчеркивала звезда.
Единственное, чего не хватало в идеальной семейной картинке, так это наследников. «Сейчас у балерин по нескольку детей, а тогда очень редко кто из моих коллег отваживался завести малыша. Разве что после сорока. У меня не вышло», — коротко поясняла танцовщица.
Артистка засветилась в фильмах «Тайна Снежной королевы», «Аляска Кид» и «Откровения», но большинство работ с ее участием не вышли в широкий прокат: на дворе стоял кризис 90-х. Чем же тогда было заниматься, если не тем, что Трубникова умела лучше всего?
Когда Анатолий ушел на пенсию, то возглавил Дом моды на Арбате как балетмейстер. Вместе с Наталией он разработал особую методику для манекенщиц и в итоге создал «Русскую академию моделей». Трубникова же продолжала выходить на сцену МАМТа, хотя уже и не танцевала, работала в московском ТЮЗе, помогала артистам драмы ставить движение, а еще — по-прежнему ходила на пробы.
«И меня… по-прежнему не утверждают. Сетуют, что для своего возраста я слишком молодо выгляжу. Смеясь, отвечаю: «Неудивительно. Я хорошо сохранилась, совсем как принцесса Мелисента, которая в один миг перенеслась из XII в XXI век», — отмечала Наталия Трубникова.