Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего

В три годика Наталия Трубникова увидела по телевизору Майю Плисецкую, танцующую «Умирающего лебедя», и детское сознание заполнилось мечтой оказаться на ее месте. Затем судьба привела артистку в кино, но именно связь с балетом помешала ее актерской карьере.

18 июля 2022 23:25055 330
Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
Наталия Трубникова

С малых лет Наталии Трубниковой твердили, что ради успеха нужно много работать. Ее мама была инженером, а папа имел два высших образования, служил в Госснабе и трудился в Арбитражном суде. При этом Евгений Викторович обладал идеальным музыкальным слухом и играл на инструментах, хотя профессионально этому нигде не учился. Вероятно, творческая жилка передалась по наследству и Наташе.

Девочка посещала танцевальную студию, а потом поступила в хореографическое училище при Большом театре. На тяжелые нагрузки Трубникова дома не жаловалась, боясь, что ее заберут из школы. Девушка привыкла, что балет — это преодоление. «В студиях занимались на полупальчиках, а в училище нас начали ставить на пальцы. Ноги — в кровь. Специальных гелевых прокладок, как сейчас, тогда не было, и мы заклеивали раны пленкой от сырого яйца, а сверху — пластырем. Но кровь все равно просачивалась через пуанты», — вспоминала Наталия.

Балерина выигрывала различные конкурсы, а с 15 лет гастролировала по всему миру: Париж, Марсель, Лион, Ницца, Бильбао. Из-за зарубежных выступлений девушка отказалась от съемок в фильме «Хуторок в степи», а затем и от «Романса о влюбленных» Андрея Кончаловского. Как же кино все-таки ворвалось в жизнь артистки, пусть и ненадолго? 17 июля Наталии Трубниковой исполняется 69, а мы рассказываем о ее удачах и упущениях в карьере.

Между кино и сценой

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
На Трубникову оформляли заявки из Большого театра, но это не повлияло на ее трудоустройство

От роли у Кончаловского Трубникова отказалась не только из-за занятости в театре и необходимости сниматься обнаженной, но и из-за собственной невинности и душевной инфантильности. Девушка еще ни разу не влюблялась, поэтому не понимала, как достойно сыграть сильные чувства. «Режиссер Андрей Кончаловский очень удивился и отдал роль Елене Кореневой», — вспоминала актриса.

За время учебы у девушки случился лишь один роман, да и то телефонный: в стенах училища влюбленные не могли связать и двух слов. Впрочем, Трубникову главным образом интересовал балет, а не парни. Как назло, круглая отличница получила на выпускном экзамене четверку, что означало: распределят ее не в Большой, а в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, ныне известный как МАМТ. Как оказалось, так решили преподаватели.

«Балетмейстер МАМТа пообещал им, что сразу предложит мне ведущие партии. Но когда я пришла в театр, один из педагогов сказал совсем иное: „Да, ты будешь везде солировать. Но при одном условии: никаких романов, никаких замужеств, ни с кем не встречаться“. Я сразу поняла, что он имеет в виду: от меня требовались не только профессиональные данные. Это было неприемлемым, и я вместе с другими девочками пробивалась на общих условиях — через кордебалет», — поясняла балерина.

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
В театре имени Станиславского и Немировича-Данченко балерина играла в «Эсмеральде», «Риваресе», «Снегурочке»

Родители Трубниковой считали, что МАМТ — отличный вариант, ведь в Большом огромная конкуренция, а тут точно можно стать солисткой. Так и вышло, ведь на сцене Музыкального театра Наталия исполнила более 30 ведущих партий, перед тем как перешла на актерские роли. Кроме того, артистка заинтересовалась смежными видами искусства, например, антрепризой.

В сферу увлечений попали и съемки, от которых ранее артистка отказывалась. Наталия даже шутила, что из-за истории с «Хуторком в степи» кино на нее обиделось, поэтому пробы отныне заканчивались ничем. Тем не менее Марк Захаров взял танцовщицу на роль капитана корабля из фантазии Остапа Бендера в «12 стульях», ну а затем Трубникова получила приглашение в «31 июня».

Возлюбленного принцессы Мелисенты играл известный ловелас Николай Еременко-младший, и, как признавалась Трубникова, поначалу он на нее посматривал, впрочем, как и на остальных девушек. «У Еременко, конечно, было мужское обаяние, для кино он фантастически красив. Но балетные любят идеальные пропорции и формы, — отмечала артистка. — Когда прихожу на работу, глаз отдыхает: все время вижу «золотое сечение». А Коля был несовершенен: крупная голова, узкие плечики. Он быстро понял, что в моем случае ему ничего не светит, и мы стали общаться просто по-дружески. Постоянно хохмили. Он, кстати, боялся как раз хореографических сцен, все время повторял: «Мне лишь бы не танцевать. Не дай Бог!»

Фильм «на полке»

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
Впоследствии актриса отмечала, что Еременко-младший был больше увлечен другой Наталией — Белохвостиковой

«31 июня» должно было стать одним из самых значительных фильмов Леонида Квинихидзе, однако проблемы с ним начались сразу. Худсовет «Мосфильма» мурыжил картину месяцами: драконографию из сказки сравнивали с политэкономией, два времени из ленты сопоставляли с социалистическим Востоком и капиталистическим Западом. Премьера в Доме кино все же состоялась 31 декабря 1978-го, вот только затем фэнтези легло «на полку» на семь лет.

Причиной стал побег танцовщика Большого театра Александра Годунова, сыгравшего в картине Лемисона, за границу. Случившееся оказалось трагедией для самого «невозвращенца»: его супруга Людмила Власова отказалась уезжать в Америку, поэтому в глазах советского народа выглядела истинной патриоткой, ну а для коллег Александра — женщиной, предавшей мужа. Реализоваться в США Годунову не удалось, хотя он пытался и преподавать, и сниматься в кино.

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
В Америке Годунов закрутил роман с Жаклин Биссет, помогавшей ему закрепиться в Голливуде

«Он рано умер, в 45 лет, и при таинственных обстоятельствах. После перестройки знакомые артисты уехали работать в Америку и поселились рядом с Сашей, который уже не танцевал — преподавал. Они рассказывали, что Годунов завел себе женщину, она была пресс-секретарем. Жили они вместе. Как-то эта дама уехала по делам, а вернувшись через неделю, обнаружила Сашу там же, где оставила, — в кресле. Только мертвым. Наши приятели спросили, когда похороны. Пришли к назначенному времени и узнали, что тело уже сожгли и прах развеян над океаном. Потом выяснилось, что все имущество Годунова переведено на эту женщину-секретаря», — делилась Трубникова.

Наталия даже не подозревала, как драма Годунова скажется на ее собственной кинокарьере. После «31 июня» танцовщицу часто вызывали на пробы, но не утвердили ни в «Чародеев», ни в «Гараж», ни в «Эскадрон гусар летучих». Спустя годы помощники режиссеров с «Мосфильма» признались: Трубникова идеально подходила для ряда проектов, но появилось негласное правило — не брать на работу артистов балета. Мол, их снимут, потратят миллионы, а они сбегут из страны, и фильм закроют. Самое интересное, что, по сути, Наталия Трубникова повторяла судьбу своего мужа…

История любви

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
Супруги обожали животных и планировали открыть для них приют

За звездой ухаживали женатые мужчины, крупные чиновники, даже второй режиссер «Мосфильма», достававший билеты на все крупные спектакли театров столицы. Однако Наталия не сблизилась ни с кем, кроме танцовщика МАМТа Анатолия Кулакова, с которым ее свела работа: балет «Прозрение». Мужчина старше на 10 лет уже успел побывать в кратковременном браке, однако отца Наталии Трубниковой волновал совсем не этот факт биографии будущего зятя — Анатолия записали в невыездные из-за того, что его коллега запросил политического убежища на зарубежных гастролях.

«Вместо поездки в Панаму артистов отправили на социалистическую Кубу. А уже в Москве Толю вызывали куда следует, пеняли, что не предупредил о намерениях соседа. Но он ни о чем не знал! С тех пор и записали в неблагонадежные», — поясняла Трубникова.

Именно поэтому, когда танцовщики начали встречаться, а затем Кулаков позвал Трубникову в Сочи, папа нашей героини насторожился, переживая за карьеру дочки. Впоследствии Евгений Викторович попытался помочь Анатолию своими связями, и опального премьера выпустили на гастроли в ГДР, Португалию и Чехословакию. Однако затем из Японии не вернулись ближайшие друзья Толи, Михаил Мессерер и его мама Суламифь, что показалось правительству подозрительным. Артист вновь стал невыездным.

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
Свекровь не верила, что Наталия снимается по ночам в картине «Фантазер»

Анатолий тяжело переживал свое положение, поэтому много работал, чтобы иметь возможность покупать автомобили, возить избранницу в путешествия, да еще и не ударить в грязь лицом перед бывшими коллегами. Именно быстрой ездой он окончательно покорил Наталию, обожавшую скорость. И хотя полгода Трубникова раздумывала над предложением, боясь, что любовная лодка разобьется о быт, о свадьбе с Кулаковым она ни разу не пожалела.

Хотя случались в семейной жизни и трудности. Так, когда бабушка умерла, супруги выменяли квартиру и съехались с матерью Анатолия. Промучились влюбленные пять лет: свекровь не воспринимала невестку, очевидно, ревнуя к сыну.

«Было время, когда я в театре репетировала две роли в „Золушке“ — мачехи и сестры, сдавала сессию в ГИТИСе, куда поступила на хореографа (у меня редкий диплом — режиссура балета и педагог-балетмейстер), а по ночам снималась в фильме „Фантазер“ по мотивам оперы „Порги и Бесс“. Я практически не спала, но свекровь бурчала: „Еще неизвестно, что это за ночные съемки! Хороша жена!“ Если я мыла перед спектаклем посуду, слышала, как она хмыкает подружке по телефону: „Боже мой, она нацепила перчатки! Ишь ты!“ В какой-то момент мы разъехались — и все наладилось, а с папой Анатолия всегда были самые теплые, родственные отношения», — вспоминала артистка.

Несломленная

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
Профессиональные проблемы сблизили супругов

Вместе супруги сумели выдержать все: разлад с родственниками, проблемы в работе. «Можно считать, я повторила судьбу мужа: его не выпускали в поездки, не давали партии в театре, а меня не утверждали в кино. Во многом это нас сблизило: вначале я не могла его предать, потом он меня. Со стороны посмотреть, между нами — настоящие итальянские страсти, что ни день, то взрыв. Я — Рак, стихия Воды. Анатолий — Стрелец, стихия Огня. То я его заливаю, то он меня испаряет. Но вокруг было столько людей, твердящих, что мы с мужем не подходим друг другу, что у обоих включался характер: нет, мы вам докажем!» — подчеркивала звезда.

Единственное, чего не хватало в идеальной семейной картинке, так это наследников. «Сейчас у балерин по нескольку детей, а тогда очень редко кто из моих коллег отваживался завести малыша. Разве что после сорока. У меня не вышло», — коротко поясняла танцовщица.

Артистка засветилась в фильмах «Тайна Снежной королевы», «Аляска Кид» и «Откровения», но большинство работ с ее участием не вышли в широкий прокат: на дворе стоял кризис 90-х. Чем же тогда было заниматься, если не тем, что Трубникова умела лучше всего?

Почему Наталия Трубникова пропала с радаров после «31 июня» и отвергла Николая Еременко-младшего
В «Тайне Снежной королевы» балерина сыграла эпизодическую роль: одну из придворных

Когда Анатолий ушел на пенсию, то возглавил Дом моды на Арбате как балетмейстер. Вместе с Наталией он разработал особую методику для манекенщиц и в итоге создал «Русскую академию моделей». Трубникова же продолжала выходить на сцену МАМТа, хотя уже и не танцевала, работала в московском ТЮЗе, помогала артистам драмы ставить движение, а еще — по-прежнему ходила на пробы.

«И меня… по-прежнему не утверждают. Сетуют, что для своего возраста я слишком молодо выгляжу. Смеясь, отвечаю: «Неудивительно. Я хорошо сохранилась, совсем как принцесса Мелисента, которая в один миг перенеслась из XII в XXI век», — отмечала Наталия Трубникова.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения