Еще в конце 30-х коллеги говорили о Николае Гриценко как о гениальном актере, способном сыграть кого угодно. Артист не был хорошим оратором, не отличался открытостью, многие даже называли его человеком со странностями и чудаком, но на сцене перед скептиками каждый раз представал лицедей и мастер своего дела.
В его фильмографии накопилось более 60 ролей, но разве это предел для талантливого актера? К сожалению, последние годы жизни были для Гриценко испытанием: смерть соратников и мамы и разлад с родной сестрой Лилей открыли ему всю глубину одиночества. Осталась только любимая работа, но и это у Николая Олимпиевича отняла болезнь и… жена, решившая отправить его в психиатрическую лечебницу. Там 8 декабря 1979-го 67-летний артист умер от инфаркта. Как же лауреат Сталинской премии мог сгинуть в забвении среди медперсонала?
Из техников — в лицедеи
Николай появился на свет в Донецкой области на станции Ясиноватая в 1912 году. Детство мальчика выпало на страшный период гражданской войны, самые ожесточенные бои шли как раз на Донбассе. Неслучайно незадолго до рождения сестры Гриценко Лили семья переехала в Горловку, чтобы сбежать от кровавого кошмара.
В те непростые времена будущее виделось исключительно рабочим. После школы Николай окончил транспортный техникум и устроился на железную дорогу. Но на этом юноша не остановился, смело можно сказать, что поговорка «Век живи — век учись» в точности отражала его позицию. Парень постоянно шутил, балагурил и веселил коллег, так что мало кто удивился, когда он поступил на музыкально-драматический рабфак, а затем и в театральный институт Киева.
Можно было бы предположить, что талантливый юноша и его не менее одаренная младшая сестра перебрались в Москву в надежде на творческие перспективы, но имелась и более веская причина для смены места жительства: отца Гриценко, который работал директором завода, репрессировали и расстреляли в 1937-м. В отчаянии мама собрала самые необходимые вещи и вместе с родными сбежала в новую жизнь. К тому моменту 23-летний Николай уже успел жениться на девушке по имени Зинаида, так что в столицу отправилась и она.
С распростертыми объятьями Николая приняли в театр имени Вахтангова, а его сестру, которая обладала сильным поставленным голосом — в оперно-драматическую студию. В дальнейшем актер получил образование в «Щуке», что еще больше повысило его авторитет среди коллег.
«Гриценко — лучший лицедей Вахтанговского театра. Лицедей делает лица. Некоторые актеры обижаются: «Какой я тебе лицедей? Я заслуженный артист!» Я говорю: «Дурак ты. Актеры, чем они разнообразнее в характерах, которые они выносят на суд народа, на сцену, тем они талантливее, гениальнее». Гриценко Николай Олимпиевич, мы его звали Грицук, — это была фантастика», — делился Василий Лановой в документальном фильме «Николай и Лилия Гриценко. Отверженные звезды» на ТВЦ.
Николаю даже не нужен был костюм и грим, чтобы зритель разгадал и принял созданный им образ. Даже крохотные роли он играл по-разному, что одновременно восхищало и пугало режиссера Рубена Симонова: другие артисты предлагали пару вариантов перевоплощения в одного литературного героя, а Гриценко — 10. Актера все чаще называли гением.
Первый опыт работы перед камерой артист получил благодаря приглашению на второстепенную роль в ленту «Машенька». Кинорежиссеры сразу поняли, что из актера выйдет толк, предложения стали поступать одно за другим. Совместной картиной для Николая и Лилии Гриценко оказалась «Прощай, Америка!», правда, фильм не завершили, а пленка с ним пролежала на полке до 90-х.
Свои звездные роли Николай сыграл позднее. Так, в конце 60-х вышла «Анна Каренина», где он блестяще отразил характер супруга главной героини. После премьеры критики писали, что благодаря таланту Николая Олимпиевича получилась история не об Анне, а о трагедии Алексея Каренина. В 70-х актер перевоплотился в Перфильева в «Земле Санникова», немецкого генерала из «17 мгновений весны» и в Николая Татаринова в «Двух капитанах».
Одинаково удачно артисту удавались комедийные и драматические персонажи, но лучше всего — герои потерянные, сломленные, забытые миром. Ведь лицедей не понаслышке знал, что такое быть брошенным...
Любовные похождения
Личная жизнь Николая Гриценко была не только бурной, но и весьма запутанной. Даже близкие друзья затруднялись ответить, с кем из пассий актер расписался, а с кем жил гражданским браком. По словам биографов, со своей первой любовью Зинаидой Николай провел почти четверть века. А потом супруга оставила Гриценко, что для него оказалось огромным потрясением. «Всю оставшуюся жизнь Николай Олимпиевич искал замену Зинаиде, но, к сожалению, так и не смог найти», — заключила писатель Елена Семенова.
В непростой период актера спасла работа: на экраны как раз вышла лента «Хождение по мукам», после которой он стал всесоюзной звездой. Но было очевидно, что даже самые блестящие роли не подарят артисту тех эмоций, что приносила любовь. И он окунулся в романы с женщинами, надеясь отыскать ту, с которой почувствует себя счастливым.
Серьезные отношения связывали актера с фотографом Галиной Кмит. Гриценко сделал пассии предложение, но она уже была несвободна, а законный супруг не желал давать развод, хотя прекрасно знал об изменах. Галина родила от Николая сына Дениса, однако артист отказался признать отпрыска, так что отцом в свидетельстве записали мужа женщины Леонида. Лишь спустя годы Денису Кмиту, уже учившемуся в театральном вузе, открылась правда о биологическом отце. Они так и не встретились, и внебрачный ребенок видел папу только на экране.
Почему актер не признал сына: не поверил, что ребенок действительно от него, или же не хотел платить алименты? Это так и осталось тайной артиста, не любившего выставлять личную жизнь напоказ. Официально у него была лишь дочка Катя, рожденная сотрудницей Москонцерта Инной Малиновской. Здесь-то и начинается путаница — в Интернете распространилась информация, что еще до Малиновской Гриценко женился на Ирине Буниной, младше него на 27 лет. Однако наследница Буниной от последующих отношений Анастасия Сердюк слышала от родительницы иную историю: ради Ирины Николай ушел от супруги Инны.
«Оставил Малиновской квартиру, — поясняла Настя. — Жили они с мамой в общежитии на окраине Москвы. Николай Олимпиевич сильно пил, любил погулять, и мама не выдержала. После разрыва стало ясно, что им тяжело вместе служить в одном театре. Мама в отчаянии пошла к Олегу Ефремову во МХАТ и попросила найти ей работу. Тот велел подождать год. Тогда мои бабушка с дедушкой, тоже актеры, забрали маму в Киев в Театр русской национальной драмы имени Леси Украинки. Мама никогда мне о браке не говорила. Уверена, женаты они с Николаем Гриценко не были. Но для нее расставание с Гриценко стало тяжелым ударом. Все-таки он был ее первой настоящей любовью».
Об актере ходили противоречивые слухи: что он скуповат, но при этом любит щеголять в дорогих костюмах, якобы много пьет, однако нетрезвым на сцене его не видели. И конечно, вся Москва говорила о том, как женщины сходят с ума по Гриценко, а тот, будучи человеком спонтанным и эмоциональным, изменяет им и рушит одни отношения за другими.
Печальный финал
Так случилось, что в последние годы жизни рядом с Николаем Олимпиевичем не оказалось сестры. В театре знали, что между артистами произошел некий конфликт, но чем он был вызван — неизвестно. В итоге каждый переживал свое горе без поддержки родственника: Лиля развелась с мужем Борисом Равенских и запила так, что лишилась работы в театре. А ее брат после 50 начал терять самое дорогое для актера — память.
Сперва он ловко выкручивался из ситуации, если забывал кусочек текста: со стороны казалось, что не артист, а его персонаж рассеян. Но к началу 70-х масштаб проблемы стал очевиден коллегам и режиссерам. Остается лишь удивляться, как, читая реплики по шпаргалке, Гриценко умудрялся играть по-прежнему блестяще. Так, эпизод с немецким генералом в «17 мгновениях весны» Николай Олимпиевич исполнил бесподобно, хотя уже был серьезно болен.
Негативно на его здоровье повлиял и уход близких людей: похороны режиссера Рубена Симонова, смерть мамы. Одиночество актера достигло своего пика, он казался окружающим потерянным, словно не знал, куда идти и что делать. Последняя спутница жизни определила артиста в психиатрическую клинику, заявив, что тот склеротик, много пьет и все забывает, а находиться с ним в одной квартире опасно. Никто не вступился за гениального лицедея, его забрали из театра при полном попустительстве властей.
Николай Олимпиевич редко узнавал приходивших навестить его в медицинском учреждении коллег. Отдушиной для него стали посещения одного театроведа: женщина приезжала с собакой, которую Гриценко очень любил. Хотя животное не пускали на территорию клиники, актеру было достаточно идти параллельно с ним по другую сторону забора.
Не прошло и года, как жизнь артиста трагически оборвалась. Однажды ночью Гриценко залез в общий холодильник и съел чужие продукты, за что был жестоко избит другими пациентами. Может, измученный организм крайне пострадал от побоев, а может, сердце не выдержало такого унижения, но 8 декабря 1979-го Николай Гриценко умер.
По мистическому совпадению, в тот день в театр имени Вахтангова ворвался и пролетел прямо над сценой белый голубь, словно душа Гриценко прощалась с подмостками. Символичным казалось и то, что через пару лет после его смерти Лилии Гриценко предложили роль слабоумной женщины, запертой в Доме престарелых. Сама же актриса ушла из жизни спустя 10-летие, в 1989-м. Одинокая, больная и забытая всеми, как и ее брат.
По материалам EG.ru.
Фото: Михаил Озерский, А. Жигайлов/РИА Новости, Legion-Media, novodevichiynecropol.narod.ru, кадры фильмов «Восемнадцатый год», «Прощай, Америка!», «Анна Каренина», «Африканыч», «Парад планет», «Семнадцать мгновений весны»