В январе 1962-го весь Советский Союз увидел сказку легендарного Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Подбор актеров оказался на редкость удачным: Юрий Тавров сыграл упрямого кузнеца Вакулу, а Людмила Мызникова перевоплотилась в капризную Оксану. Оба артиста были новичками в киноиндустрии, оба почти нигде не снимались после экранизации повести Гоголя. Что же это: проклятье мистической истории или досадное совпадение?
14 ноября Людмиле Николаевне исполняется 80, но на экране она не появлялась уже девять лет. Роль Оксаны так и осталась самой яркой в ее фильмографии, в дальнейшем последовали сплошь второстепенные персонажи и эпизоды. Что помешало актрисе завоевать советский кинематограф?
Судьбоносная встреча
Отец Людмилы Николаевны был военнослужащим, поэтому семья часто переезжала. Родилась будущая артистка в Москве, однако вся ее дальнейшая жизнь тесно связана с Киевом. Здесь Мызникова окончила экстерном среднюю школу, а затем и актерскую студию при драмтеатре имени Ивана Франко. Основам профессии девушку обучали Полина Нятко и Наталья Ужвий.
А ведь изначально Мызникова мечтала о карьере певицы: обладательница звонкого сопрано нередко участвовала в вокальных конкурсах, будучи подростком, но поступить в консерваторию с первого раза не сумела, вот и решила «перекантоваться» с год в театральной студии. Кто же мог подумать, что актерское ремесло так увлечет девушку, что с 16 она станет участвовать в спектаклях и ходить на пробы в кино? В 1958-м артистка впервые появилась на экране, правда, в крошечном эпизоде — в «Грозе над полями».
Через год Людмила пришла на кастинг в очередную картину: в белой шубе, модном платке в горошек. В коридоре яркую девушку поприветствовал Александр Роу, хотя они не были знакомы. С воодушевлением режиссер объявил помощнице, стоявшей подле него, что нашел «нашу Оксанку». Речь шла о персонаже сказки «Вечера на хуторе близ Диканьки», над которой работал мэтр. Ранее Роу уже утвердил на роль певицу Юлию Пашковскую, но увидев Мызникову, резко передумал.
Съемки рождественской истории проходили в мае в Мурманской области. Кое-где еще лежали сугробы, причем черного цвета: неподалеку располагался завод по производству химикатов. В кадре же зрители увидели сверкающую зиму — Роу умудрялся находить потрясающе красивые локации. К слову, отпускать дочку так далеко от дома Мызниковы не хотели. Пришлось режиссеру проявлять чудеса дипломатии и лично отпрашивать юную актрису у мамы.
Тоска по дому в какой-то момент даже сыграла постановщику на руку. Людмила никак не могла искренне расплакаться для одного эпизода, и Роу посоветовал ей подумать о маме. Соскучившаяся по родительнице девушка еще долго не могла успокоиться, роняя слезы и в кадре, и за его пределами.
Освоиться на площадке начинающим актерам Мызниковой и Юрию Таврову помогли старшие коллеги — Александр Хвыля, Людмила Хитяева и Георгий Милляр. Атмосфера царила самая теплая, ведь вместе артисты создавали сказку для маленьких зрителей. Съемочной группе было чем удивить общественность: чего только стоили галушки, которые сами прыгали в рот, и черт, катавший по небу Вакулу, во времена, когда о компьютерной графике никто не слышал! Волшебство создавалось мастерами монтажа и ловкостью рук.
Черевички Оксаны действительно были хрустальными: Мызникова примерила их, но заключила, что носить такую неудобную обувь в реальности ни за что бы не стала. Впрочем, этого от нее и не требовалось, ведь с премьерой сказки маленькие зрители все равно поверили и в существование царских туфелек, и в полеты над землей Вакулы. Из никому не известной актрисы Людмила превратилась в звезду.
«После съемок, наверное, у меня и гордыня немного проявилась. Ходила важничала: как же, у самого Роу снялась в главной роли, — не скрывала артистка. — Часто на улицах узнавали. Хотя в жизни я совсем другая. Слыла модницей: марафет, причесочка — тогда носили «дульки», зачесанные наверх».
Словно испарилась
Режиссеры один за другим приглашали Мызникову сниматься в кино, но она отказывалась: то ли ждала роли, которая точно затмила бы озорную Оксану, то ли слишком увлеклась учебой на филологическом факультете Киевского университета имени Тараса Шевченко, куда поступила в надежде открыть в себе новые таланты. А потом предложения просто иссякли… Ошибку Людмила совершила и в отношении театров.
«Мне казалось, что я приеду после съемок в Киев, и все двери передо мной сразу откроются. И я ожидала. Вместо того, чтобы идти. Я должна была устроиться в Театр русской драмы — меня ожидал режиссер Нелли. А я пошла туда, куда меня пригласили, — в Театр юного зрителя», — поясняла звезда сказки Роу.
Актриса играла в ТЮЗе, ездила на гастроли и по-прежнему ощущала на себе взгляды прохожих. Однажды в Ленинграде настойчивый поклонник по имени Валентин Тимофеев выпросил у коллег Мызниковой ее киевский адрес и начал присылать трогательные письма.
«Как-то прислал в подарок к празднику... нет, не черевички — серебряную пудреничку. А на Новый год однажды сам приехал, — вспоминала артистка. — А я собиралась на вечеринку в молодежную компанию, позвала с собой и Валентина. Да что говорить — молодость. Ветреность, легкомыслие. Но лишнего я себе не позволяла, только кокетничала».
В тот самый вечер Людмила Николаевна встретила свою судьбу. О ленинградском поклоннике было благополучно забыто, как только актриса увидела звукорежиссера Олега Белинского. В этом году исполнилось уже 55 лет со дня их свадьбы. Супруги вырастили сына Игоря, еще немного — и совершеннолетие отметит их внук Стас.
Были ли у актрисы шансы воскресить карьеру? Вероятно, ведь Александр Роу, известный любовью снимать одних и тех же артистов, предлагал Людмиле главную роль в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Но к сожалению, именно тогда Мызникова ждала ребенка, поэтому работу отдали очень похожей на нее Татьяне Клюевой. По иронии судьбы, Клюева тоже прославилась благодаря фильму Роу, а затем вышла замуж и ушла из профессии.
В итоге фильмография Мызниковой пополнилась короткометражкой «Когда идет снег…», где вместе со знаменитыми космонавтами она демонстрировала зарубежным зрителям, как проходит советский Новый год. В 1970-м уже под фамилией Белинская актриса засветилась в «Двух днях чудес». А потом пропала до 2006-го: тогда Людмилу Николаевну попросили сняться в эпизоде «Возвращения Мухтара», и она не смогла отказать. В последний раз на экране артистка появлялась в седьмом сезоне сериала.
Жизнь актрисы перевернула новость о том, что ее прадедушка был настоятелем Соловецкого монастыря. Мызникова почувствовала особую связь с Богом: стала чаще ходить в церковь, устроилась на работу в музей Киево-Печерской лавры. «С супругом мы основали духовный театр «Мистериум», где ставили театральные представления, посвященные божествам, — делилась Людмила Николаевна со «СтарХитом». — С труппой объехали всю Западную Германию, Польшу, Францию. Сейчас я уже на пенсии и давно не выступаю. Но о религии не забываю. С мужем ставим радиопьесы».
Главный вопрос, который волнует киноманов до сих пор — не пожалела ли актриса, что упустила шанс закрепиться в мире шоу-бизнеса? «Счастье у каждого свое, — резюмировала Мызникова. — Кто-то ищет его в богатстве: Канары, Мальдивы, новая яхта, хрустальные черевички... Мне это не нужно. У меня на первом месте — семья. А вспоминая себя ту, 19-летнюю, я только смеюсь: девочка, влюбленная в жизнь. И в себя. Я прощаю ей — себе, юной! — и взбалмошность, и легкомыслие. И ветреность тоже... Впрочем, скорее всего, не будь я тогда такой, я бы не сыграла Оксанку».
По материалам «Собеседник», what.in.ua.
Фото: РИА Новости, Legion-Media, личный архив, кадры фильмов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Гроза над полями», «Когда идет снег…», «Варвара краса, длинная коса»