Виктор Сухоруков появился на свет в Орехово-Зуево в семье работников ткацкого завода. Родители не понимали, от кого мальчик унаследовал удивительную артистичность: Виктор ловко пародировал советских звезд и отлично чувствовал себя в центре внимания. Кроме того, юноша хорошо рисовал, занимался атлетикой, писал приключенческие сценарии и сатирические рассказы.
С 12 лет подросток тайком ездил на кастинги «Мосфильма», а в восьмом классе пытался поступить в цирковое училище, где ему резонно отказали из-за возраста. После окончания школы Сухорукова постигло первое разочарование: комиссия Школы-студии МХАТ не разглядела в нем потенциала. Отслужив в армии, парень устроился на завод электриком, но от заветной мечты не отказался, а потому в 23 стал студентом ГИТИСа. Получив диплом, актер попал в труппу Театра имени Акимова.
Почему же через четыре года артист покинул учреждение? И с какими еще подмостками он расстался без сожалений? 10 ноября Виктору Ивановичу исполняется 72, и самое время вспомнить обо всех его взлетах и падениях.
Проблемы со спиртным
Сухоруков мечтал попасть в театр Петра Фоменко, славящийся провокационными спектаклями, поэтому был счастлив получить от него личное приглашение в спектакль «Добро. Ладно. Хорошо». Но несмотря на уважение к режиссеру, артист испытывал его терпение, серьезно выпивая.
«Я пил со всеми в театре, кроме секретаря парткома. Меня выгнали — поделом! И в этом мой талант, что я не отрицаю, ни на кого не сваливаю свою вину. Но Петр Наумович уходит весной, а в ноябре директор театра меня выгоняет — злорадно, жестоко. И вот я уже был грузчик, посудомойка, бомжевал, помогал ребятам в ларьке с овощами и фруктами», — признавался Сухоруков в программе «Он и она» на ТВЦ.
Освоить альтернативные профессии Виктору Ивановичу пришлось из-за репутации пьющего человека — руководители других учреждений говорили, что не возьмут актера, пока тот не вернет место в прежнем театре. Сухоруков гордо отвечал, что если устроится обратно, то уже никогда не придет к забраковавшим его директорам.
Тот период стал для артиста одним из самых тяжелых в жизни. Впоследствии Сухоруков с удивлением осознал, что провел в Ленинграде 25 лет, хотя казалось, находился там совсем недолго. Часть того времени Виктор Иванович называл порой ожидания, похмелья и зависимости, хотя именно тогда в его судьбу ворвалась любовь, ради которой мужчина был готов бросить пагубное пристрастие.
«Я сделал предложение одной женщине — посмеялась. Были еще отношения, но будто не со мной — то ли несерьезно меня воспринимали, то ли какие-то у них свои были цели и задачи, то ли я был в их глазах ничтожеством. В этот период я был слаб, делал много ошибок и грехов», — откровенничал артист.
Хотя в целом жизнью в Ленинграде актер не был доволен, именно здесь он встретил Юрия Мамина, пригласившего в фарсовую комедию «Бакенбарды». Если ранее артист перебивался эпизодами, то ключевая роль в этом фильме открыла ему дорогу в мир большого кино.
«Брат» в Бехтеревке
Следующая знаковая встреча случилась на «Ленфильме»: кастинг-директор Эмилия Бельская познакомила Сухорукова с Алексеем Балабановым. Режиссер снял актера сначала в «Счастливых днях», а затем доверил ему роль киллера Татарина в картинах «Брат» и «Брат 2».
Хотя образ того самого «брата» приклеил к Сухорукову ярлык бандита, гораздо сложнее ему далась роль в ленте Балабанова «Про уродов и людей».
«Этот фильм о пороке. Он очень стильный и очень порнографический — вокруг него было много скандала. Он о том, что пороку подвержен всякий человек: любого сословия, вероисповедания, культуры. Так вот, я играл редкого мерзавца. Я ненавидел эту роль, поэтому начал пить. Я приходил на площадку, наливал в пакет из-под кефира водку и ходил весь день, пил. Все было очень серьезно. Я попал в психиатрическую клинику, знаменитую Бехтеревку, и оттуда ездил на съемки. Но это было очень давно, и сегодня для меня настолько не интересно. Этой проблемы для меня сегодня не существует», — подчеркивал артист спустя годы.
«Любовь зла»
После «Брата» Сухорукова постоянно звали играть отрицательных героев. Он был злодеем в комедии «Любовь зла», продажным милиционером в «Жмурках», террориста в «Русском спецназе». Однако в одном амплуа артист все же не застрял: в «Золотом веке» он перевоплотился в графа Палена, а в «Бедный, бедный Павел» — в императора.
«Конечно, и надо мной висит образ «Брата» и «Брата-2» — но он не мешает, оказывается, ни режиссерам, ни продюсерам, ни мне получать роли Павла Первого, генералов, начальников… Я сыграл у Говорухина и директора завода, и командира крейсера, — подчеркивал артист. — Были опасения, что застряну, но как-то раз — и перескочил. Режиссеры со мной рисковали. Говорухин честно признавался, что он рисковал со мной — и не пожалел. И Мельников, когда на Павла звал, Олегу Янковскому говорил: «Наверное, рискую, но хочу на Павла такого артиста — Сухорукова. Может, знаете?»
В карьере все складывалось, но как же любовь? Артист не скрывал, что в свое время сходил с ума по Татьяне Дорониной, да и спустя годы относился к ней с пиететом. «На своем творческом вечере я рассказал историю, как солдатиком пришел домой к Татьяне Дорониной. С коробкой мармелада. Звонил, звонил. Она не открыла. Прошли годы — а она так и не узнала про мою любовь», — отмечал актер в интервью.
Когда Виктору Ивановичу перевалило за 50, его все чаще начали спрашивать о холостяцком статусе. Артист неизменно отвечал, что между актерством и женитьбой всегда выбрал бы первое, да и за стакан воды в старости не переживает. Также актер говорил, что хотя не стал отцом, занимался воспитанием племянника — сына младшей сестры, чей муж умер от наркомании.
«Конечно, я дерево посадил. Может, где-то бегает и мой пацанчик с моими глазами. Может, и не один. Но в гражданском, общественном понимании, в нормальном понимании — «как у людей» — не случилось. А кто знает, как надо. Может, моя жизнь и есть та норма, только кто-то придумал, что должна быть жена под боком… А если я не люблю, когда храпят, пердят и толкаются пятками?!
У меня ведь есть другой пример на этот счет. Если ненормальна моя жизнь бобыля, а нормально то, когда люди, прожив 25 лет, выскакивают из-под одеяла и разводятся, заявляя во всеуслышание: «Не сошлись характерами!» Это нормально? Вот где разврат!» — рассуждал актер.
Время перемен
Кинокарьера Сухорукова полна ярких и знаменитых ролей: отец Филарет в «Острове», Веса Сергеев в «Овсянках», Малюта Скуратов в «Грозном» и «Годунове». В сериале «Цыпленок жареный» артист сыграл, казалось бы, привычного для себя персонажа, криминального авторитета, однако в свои 70 Виктор Иванович испытал новшество — впервые поцеловал партнершу на экране.
«Я там целовал женщину, прекрасную актрису, поцелуи были хорошие. Правда, от них не рождаются дети, но в данном случае на камеру сгодились. Я первый раз так целовался и учиться этому не пришлось, но замечу, уж если вы хотите жареного: когда увидел свой поцелуй на экране, то постеснялся вдруг, мне было даже немного неловко», — откровенничал о сцене с Ириной Пеговой актер.
Впрочем, в последние пару лет поклонники больше обсуждают бурную сценическую жизнь артиста. Дело в том, что в 2021-м Сухоруков ушел из Театра Моссовета, которому посвятил 12 лет, так как не сработался с худруком Евгением Марчелли и режиссером Юрием Ереминым. Ходили слухи, что руководитель учреждения пытается вернуть актера, однако Виктор Иванович это опроверг.
«Пока „Моссоветом“ руководит Марчелли, ноги моей там не будет, — подчеркивал артист. — Он слабый режиссер! Для академического театра этот человек слишком мелок. Шок-театр, который он строит, для меня чужд эстетически. Все его слова про мое возвращение — провокация, глупость и подлость! Так себя вести просто неприлично и некорректно с его стороны! У него есть труппа, вот, пусть с ними и работает. А про меня забудет навсегда! Я его знать не знаю и, честно говоря, знать не хочу!»
Еще в прошлом году Сухоруков играл в двух московских учреждениях, ну а в Санкт-Петербурге — в антрепризах на сцене ДК Ленсовета. Однако в мае 2022-го Виктор Иванович покинул Вахтанговский театр, где семь лет участвовал в постановке «Улыбнись нам, Господи» Римаса Туминаса. «Я всегда был в этом театре приглашенным артистом, по сути чужим, там свой мир, свои порядки и законы, — признавался „СтарХиту“ актер. — Честно скажу, не хотел, но к этому привели обстоятельства. Все решения я принимаю взвешенно, обдуманно, не бегу босиком по асфальту. Театр Вахтангова гораздо сложнее Театра Моссовета, это такой театр-пирамида. И в определенный момент я понял, что не хочу больше работать с некоторыми людьми, которые возомнили себя выше всех, князьками. Речь, в частности, про Евгения Князева».
Разумеется, у востребованного артиста по-прежнему много ролей, а оборачиваться назад и спорить с бывшими коллегами он не намерен. «У меня много идей, планов, без работы я не сижу. Сейчас для меня важно, чтобы было удовлетворение именно в творческой части, никакой корысти. Но в то же время я позволяю себе думать о том, с кем я буду работать. А предложений много», — резюмировал актер.