Владимира Зельдина недаром называют человеком-эпохой: актер родился 10 февраля 1915-го, а умер 31 октября 2016-го, прожив 101 год. Вместе с Николаем Анненковым наш герой входил в число двух российских артистов, отметивший 100-летие, оставаясь в профессии.
Неоднократно Зельдин находился на волосок от смерти: мог погибнуть на фронте в первые месяцы войны, если бы его не пригласили на площадку фильма «Свинарка и пастух», вызывался по сфабрикованному делу на Лубянку, перенес обширный инфаркт в 80. Но какие бы испытания ни выпадали на долю артиста, он стремился вернуться к любимой работе. В день рождения Владимира Михайловича вспоминаем его насыщенный событиями путь.
Мечты о море
Владимир Зельдин рос в семье дирижера и учительницы музыки, так что в детстве освоил игру на рояле, скрипке и трубе. Сперва мальчик мечтал поступить в балетную школу, но отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому мысли о хореографии пришлось оставить. Уже после смерти Михаила Евгеньевича Зельдина-младшего приняли в оркестр трубачом.
В юности наш герой загорелся идеей стать моряком, однако в училище его не взяли из-за слабого зрения. Расстроенный парень устроился слесарем на завод, а параллельно занялся самодеятельностью. Новое увлечение так захватило Зельдина, что он пошел на прослушивание на актерский курс при Театре Моссовета. Владимир оказался в числе счастливчиков, попавших к Евгению Лепковскому.
И вот уже Зельдин блистал на сцене Театра транспорта, познакомился с Владимиром Маяковским и Александром Вертинским. В 23 артист дебютировал в кино, однако его имя даже не указали в титрах. Перевернул жизнь Владимира Михайловича Иван Пырьев, выделивший ему роль в «Свинарке и пастухе».
Триумф оказался смазан событиями Великой Отечественной войны: театр Зельдина отправили в эвакуацию, так что год он работал в Казахстане, а после выступал для раненых. В 1945-м артист перешел в Центральный театр Советской армии, а параллельно продолжил сниматься в кино: «Сказание о земле Сибирской», «Карнавальная ночь», «Дядя Ваня», «Дуэнья».
Появляться на экране наш герой не перестал и в нулевые: в «Парке Советского периода», «Чертовом колесе». В рейтинговом сериале «Сваты» актер исполнил роль Николая Николаевича, мужа героини Ольги Аросевой. Ну а в картине «Убежать, догнать, влюбиться» артист символично сыграл Человека-Легенду.
Немаловажно, что в 2013-м актер принял участие в эстафете Олимпийского огня, став самым возрастным факелоносцем. Поддерживали здоровье артиста занятия спортом или же воля к жизни, но 101-й день рождения Зельдин встретил на сцене Театра Российской армии, на спектакле «Танцы с учителем». «Я скажу словами писателя Оскара Уайльда: «Трагедия старости в том, что ты себя чувствуешь молодым». А я чувствую себя молодым, несмотря на то что мне сто лет в обед», — шутил Зельдин.
С пиететом к дамам
«Во мне с детства воспитано уважение к женскому полу. На сцене я научился понимать прекрасное, отличать правду от лжи, чувствовать зло и добро. Но так и не избавился от главного своего порока. Мой порок — это женщины. Я так распознал этих нежных, слабых созданий, что могу размышлять о них часами. Однажды на заре своей театральной юности я пришел заступаться за какую-то актрису, несправедливо, на мой взгляд, обиженную. Заступался я, видимо, очень страстно, потому что режиссер меня внимательно слушал, а потом, пообещав разобраться, сказал: «У женщины есть одно преимущество — она женщина». С таким простым и ясным отношением к дамам я и прожил свою жизнь», — признавался Владимир Михайлович.
Первые серьезные отношения случились у Зельдина в 24. Людмила Мартынова тоже была актрисой, на пару лет старше нашего героя. Влюбленные так и не расписались официально, зато в конце 30-х стали родителями. Спустя год после появления на свет сына Павла Людмила и Владимир разошлись. Женщина уехала с малышом в Ялту, где он и умер в двухлетнем возрасте. Больше детей у артиста не случилось…
«Мы хорошо жили, но потом она увлеклась кем-то другим и от меня ушла. Подбадривая себя, я иногда шутил, что, если бы Люся предвидела, каким успехом будет пользоваться моя первая картина «Свинарка и пастух», никогда бы меня не оставила», — с присущей иронией рассуждал актер о разрыве с гражданской женой.
Во время войны в Москву из Одессы перебралась Генриетта Островская. С Зельдиным они повстречались на сцене, в спектакле «Учитель танцев». Устоять перед жгучей брюнеткой наш герой не смог, так что приударил за коллегой.
«Мы прожили вместе, не расписываясь, 15 лет. У нее уже был большой сын от первого брака, Алеша, и мама. Первое время наша семейная жизнь выглядела довольно странно. Пока мы оба были бездомны, я жил в театре, а она с Алешей и мамой — в гостиничном номере, который снимал для нее театр. Когда мы расходились, я оставил ей все. Тогда у нас была уже и квартира, и дача. Я считаю, что мужчина должен поступать именно так. Я слишком хорошо помнил, как трудно мы начинали», — подчеркивал Зельдин.
Главная любовь
С главной женщиной в жизни актера познакомил коллега по театру Владимир Сошальский. В тот момент Иветта Капралова уже окончила МГУ и работала редактором в бюро пропаганды киноискусства. Однажды женщина организовала артистам поездку в Рыбинск, после чего Зельдин пригласил ее в ресторан «Националь».
«У ресторана меня встретила, как сейчас помню, очаровательная девочка в малиновых гетрах. Ее светлые волосы сияли вокруг головы, и сама она тоже сияла. Мне казалось, что Вета всегда улыбается. Уже потом девочка мне призналась, что была немного разочарована моим внешним видом — старым тулупом и шапкой-пирожком. А тогда, за обедом, я узнал, что школьницей Вета много раз смотрела спектакль «Учитель танцев», что она была замужем и недавно развелась», — вспоминал Владимир Михайлович.
Когда мама узнала, с кем Иветта ужинала, то не смогла скрыть разочарования: Зельдину тогда было уже 47. Однако молодая журналистка не прислушалась к мнению родительницы и продолжила встречаться с кавалером. В итоге Капралова стала единственной официальной супругой Зельдина и провела с ним рядом более полувека.
«Вета — мое рулевое колесо, моя правая рука. Мои глаза, наконец. Как и прежние мои жены, Вета, я считаю, умнее меня, образованнее и эрудированнее. Знает мои привычки, мои недостатки, желания. Умеет скрашивать и сглаживать конфликты. Меня часто спрашивают: «Кто вас так шикарно одевает?» Это Вета, ее заслуга. Все не может, наверное, забыть мою «ужасную» шапку-пирожок. Мои пестрые элегантные жилеты, бабочки всевозможных цветов — этот стиль появился и узаконился вместе с Ветой», — с гордостью говорил Зельдин.
Смерть
«В сотый раз меня спрашивают о секрете моего долголетия. И в сотый раз я объясняю, что секрета тут нет. Есть комплекс причин. Родители, спасибо им, наградили меня здоровым организмом. А я научился этот организм рационально эксплуатировать и не дергаться по пустякам. Правда, чтобы следовать этому рецепту, требуется некоторая сила воли. А она далеко не всегда, увы, придается таланту. Свое дело артист Зельдин всегда любил больше себя самого. А себя любил исключительно ради дела. Вот и весь секрет», — рассуждал Владимир Михайлович.
К 90-летию артиста Юлий Гусман поставил мюзикл «Человек из Ламанчи», по сути, бенефис Зельдина. Дон Кихот стал любимым персонажем актера, так что и свои мемуары он назвал «Моя профессия — Дон Кихот».
К сожалению, даже такие герои рано или поздно уходят. Владимир Зельдин страдал пониженным давлением, из-за чего был госпитализирован для дальнейшего обследования в октябре 2016-го. После трех недель лечения артист скончался в НИИ Склифосовского.
Вдова актера потеряла смысл жизни и умерла на три месяца позже мужа. «После того, как прошли 40 дней, она сказала: «Маша, силы меня покидают». Она много спала и все время вспоминала Владимира Михайловича. Однажды говорит: «Ты представляешь, я открыла глаза, а он сидит в кресле». А потом сказала: «Мне снился Владимир Михайлович, ему плохо без меня». Ее состояние стало ухудшаться. Буквально за день перед ее смертью мы вызвали скорую помощь, но она отказалась госпитализироваться», — делилась помощница супругов по хозяйству Мария Матросова в программе «Прямой эфир» канала «Россия 1».
Иветта Капралова признавалась, что муж смотрел на нее с портрета так, будто она бросила его и предала. Ну а когда женщине стало плохо в последний раз, она взглянула вдаль и сказала, что идет, словно отвечала Владимиру Михайловичу… Знакомые не сомневались, что супруги встретились на небесах.
Наследство
Последние месяцы супруги провели в Серебряном бору, однако местная недвижимость принадлежала не им, а государству. Зато у Зельдина была собственная квартира в центре Москвы стоимостью 12 миллионов. После смерти Иветты Капраловой жилье должно было перейти ее брату Владимиру Боярскому, однако на долю стал претендовать внучатый племянник Зельдина Игорь.
Мужчина утверждал, что планировал открыть в квартире музей знаменитого дяди. В любом случае, при вступлении в наследство Игорь потерпел поражение. «Шесть месяцев поднимал архивы в Тамбове, откуда родом Владимир Михайлович, — рассказывает «СтарХиту» Игорь. — Однако для полной картины не хватало свидетельства смерти Владимира Михайловича. Оно на руках у Боярского, с которым мы не общаемся. Поэтому отступил, и он стал единственным обладателем квартиры».
В дальнейшем Игорь заявил, что сбором документов занялась его тетя, вознамерившаяся подать в суд и вступить в наследство. Однако никаких новых вестей о квартире Зельдина так и не появилось.
Фото: Legion-Media, Фред Гринберг/РИА Новости, «Комсомольская правда»/ PhotoXPress.ru, Сергей Ведяшкин/АГН «Москва», кадры фильмов «Свинарка и пастух», «Учитель танцев» , кадр сериала «Сваты», кадр программы «Андрей Малахов. Прямой эфир»