Фигурное катание свело вместе немало спортсменов, сражавшихся на ледовой арене за золотые медали. Но если Олега Протопопова и Людмилу Белоусову разлучила лишь смерть, то Геннадий Карпоносов и Наталья Линичук 10 лет назад расстались по личной инициативе.
Тогда Линичук было 58, ну а сегодня она отмечает 68-й день рождения. Как сильно изменилась жизнь супругов после развода и почему за расторжением брака последовали скандальные суды?
Карпоносов до Линичук
Дед Карпоносова был генерал-лейтенантом Советской Армии, а отец посвятил службе 50 лет. В суворовское училище собирался пойти и Геннадий, но у мамы на него имелись иные планы. Дело в том, что в детстве мальчик тяжело переболел ангиной, и врачи рекомендовали отдать его в спорт. Во дворе уже жили два фигуриста, — Алексей Уланов и Георгий Проскурин — так что Гену отвели на стадион «Труд».
Вскоре мама узнала, что лучшая школа фигурного катания находится при стадионе «Юных пионеров». К радости родителей, в число двух счастливчиков, отобранных из 50 желающих, попал Геннадий. Вот только мальчик не разделял восторга близких: его определили в группу, где тренировались одни девочки, причем более продвинутые в спорте.
Карпоносов сбегал на велотрек, мечтая стать велосипедистом. Однажды гонку прервал отец, явившийся на стадион в форме и потребовавший немедленного возвращения сына на каток. Точно так же папа пришел и в драмкружок, где наследник репетировал спектакль, прогуливая тренировку.
«Короче, бунтовал я лет до 15. А потом в 1965-м увидел элиту фигурного катания, приехавшую в Москву на чемпионат Европы. Больше всего меня поразили танцы на льду. Павел и Ева Романовы из Чехословакии, англичане Собридж и Хикинботтом — платья, фраки, грация… Я понял: это мое. И когда Игорь Александрович Кабанов организовывал группу танцев, я стоял там в первых рядах, уйдя из мужского одиночного катания», — делился Карпоносов.
Поначалу партнерш парни выбирали себе сами, и Геннадий тренировался с Таней Войтюк. В 1968-м девушка сломала ногу и выпала из обоймы на несколько месяцев. Тогда Карпоносов встал в пару с Еленой Жарковой. Татьяна не осталась в накладе: ее новым коллегой оказался Вячеслав Жигалин.
Под руководством Елены Чайковской Карпоносов и Жаркова несколько раз становились бронзовыми призерами чемпионатов СССР: уступали они как раз Войтюк с Жигалиным и Пахомовой с Горшковым. Устав все время быть третьей, Елена ушла из спорта, так что Гена остался один.
Рука судьбы
«Я, поскольку был одним из ведущих партнеров, решил, что сейчас будет кастинг — начну просматривать девочек, — вспоминал с улыбкой фигурист. — Но Елена Анатольевна Чайковская, в чьей группе я катался, просто показала на Наташу Линичук: „Встанешь в пару с ней“. Я опешил, но возражать не стал. В наше время указания тренера не обсуждались…»
Линичук была младше на пять лет, так что технически отставала от партнера. Кроме того, у девушки имелись серьезные проблемы со спиной: с детства она страдала сколиозом. Чайковская отмечала, что позвоночник Наташи был словно кисель, и вообще удивительно, как она могла заниматься фигурным катанием раньше. Тем не менее упорство и многочасовые тренировки в корсете сделали спортсменку не просто достойной соратницей для Карпоносова, а идеальной.
Уже в 1973-м пара обошла Войтюк с Жигалиным на соревнованиях в Англии и заняла второе место. Следующие несколько лет фигуристы не могли подняться выше третьей позиции на чемпионатах мира, а на Олимпиаде в Инсбруке стали четвертыми. Тогда Чайковская основательно взялась за программу воспитанников и подготовила с ними впечатляющий произвольный танец, состоявший из танго и импровизации под цыганские и венгерские мотивы.
Номер Карпоносова и Линичук так поразил судей чемпионата Европы 1978-го, что даже арбитры ФРГ и Великобритании, обычно строгие к советским спортсменам, дали высшие оценки паре. Главное испытание было впереди: выиграть Олимпиаду-80 не представлялось возможным, ведь в дело вмешивался политический контекст. Введение войск СССР в Афганистан означало, что к сборной вряд ли отнесутся снисходительно.
Однако Геннадию и Наталье удалось невозможное — они победили на играх в Лейк-Плэсиде с перевесом в один судейский голос. Правда, в том же году фигуристы уступили золото чемпионата мира венгерской паре, а в 1981-м завершили карьеру.
На льду и в жизни
Личные соревнования закончились, но история любви была в разгаре: в начале 80-х фигуристы поженились, а в 1985-м стали родителями дочки Насти. Однако нельзя сказать, что Карпоносов легко завоевал эмоциональную партнершу.
Первый раз Наташа вышла замуж за работника Внешторга, далекого от мира спорта. Вероятно, несхожесть стилей жизни супругов и привела к их расставанию. Но и бросаться в объятья к партнеру по фигурному катанию Линичук не спешила: как минимум трижды влюбленный Карпоносов делал ей предложение, прежде чем услышал заветное «да».
Супруги создали тренерский дуэт, у которого занимались ведущие пары страны: Оксана Грищук с Евгением Платовым, Ирина Лобачева с Ильей Авербухом, Анжелика Крылова с Владимиром Федоровым. Но в 90-е наставникам фигуристов пришлось несладко: каждый урок начинался с разговора с бухгалтером комплекса «Олимпийский», спрашивающего, когда спортсмены оплатят лед.
«Финансирование остановилось, — пояснял Карпоносов. — Костюмы, врач, массажист — все это мы себе позволить не могли. Потому, когда нам с Наташей поступило предложение от американцев, мы согласились — при условии, что в США поедут и наши пары. Речь шла о работе в центре на базе Университета штата Делавэр. Никто из нас не платил за жилье, лед, медстраховку. Мы получили условия, благодаря которым Грищук — Платов стали олимпийскими чемпионами, а Крылова — Овсянников и Лобачева — Авербух выиграли чемпионат мира».
К слову, дочка Карпоносова и Линичук сразу заявила, что идти по стопам родителей не планирует. Настя увлекалась танцами и стала чемпионкой США среди юниоров, а позднее сосредоточилась на учебе и получила образование в двух старейших вузах Америки. Не без гордости Геннадий Михайлович говорил, что наследница работает в крупнейшей газоэнергетической компании мира.
Печальный финал истории
Супругов упрекали за отъезд за границу, некоторые даже называли их перебежчиками, хотя Ирина Роднина, Тамара Москвина и Татьяна Тарасова тоже тогда сменили место жительства, причем не ради более комфортабельных условий, а просто чтобы продолжать заниматься любимым делом.
Карпоносов уверял, что нитей с Россией они с супругой не рвали и приезжали в Москву, как только выдавалась возможность. Ну а окончательное возвращение Геннадия Михайловича на Родину было связано с неприятными переменами в личной жизни: в 2014-м фигуристы разошлись. Линичук осталась за границей, где консультировала одиночников и танцевальные дуэты.
«После 32 лет совместной жизни Наташа Линичук сказала, что больше не хочет со мной быть. Для меня это стало ударом, я погрузился в депрессию… А потом понял, что надо перелистывать эту страницу, и вернулся в Москву. Здесь мне поступило предложение стать старшим тренером сборной России, которое я с благодарностью принял», — откровенничал спортсмен.
Почему же красивая пара распалась? Быть может, виной всему — разница характеров? «Наташа — более сдержанная. Может хранить хладнокровие, я в силу темперамента могу очень сильно сорваться, — рассуждал Карпоносов. — Хотя вот жена говорит, что так привыкла к моим недостаткам, что все они превратились уже в достоинства. Хорошо, что не наоборот…»
Не называла причин расставания и Линичук. «Я — человек очень терпеливый, но есть предел беспредела. Пусть это будет на совести Геннадия, и пусть он живет с этим — я бы так сказала. Простите меня за резкие слова, но это так. У него замечательные отношения с дочерью. Я не пыталась перетянуть ее на свою сторону», — подчеркнула Наталья Владимировна в программе «Жизнь и судьба» канала «Россия 1».
Что бы ни стало причиной разрыва отношений, расстаться мирно не вышло: супруги получили равные доли в общей жилплощади, но Линичук подала в суд, заявив, что вложила в ремонт и обустройство квартиры на четыре миллиона больше мужа. Лишь спустя три года была поставлена точка в споре: апелляционная инстанция отказала в удовлетворении жалобы.
«Есть понятие цены квартиры и есть понятие стоимости обстановки, — поясняла представительница Карпоносова Мария Федотова. — Если бы были представлены доказательства, что в результате ремонта апартаменты стали стоить дороже, тогда еще можно было бы о чем-то говорить, а квартира как стоила 49 миллионов, так и стоит. В противном случае любой косметический ремонт будет влечь за собой увеличение доли — это несправедливо и неправильно».