1 декабря Амаяку Акопяну исполняется 65, и его хорошо помнят телезрители 90-х. Артист снялся более чем в 35 фильмах, но особенно полюбился детям в образе Рахата Лукумыча. Как же вышло, что энергичный ведущий «Утренней почты» и «Спокойной ночи, малыши!» разочаровался в жизни и пропал из поля зрения поклонников?
Волшебная история
Арутюн Акопян оказался единственным в СССР фокусником, который удостоился звания народного артиста. Супруга Лия Ивановна работала его ассистенткой, а кроме того, окончила консерваторию и стала певицей. В такой семье мог появиться только талантливый ребенок, а Арутюн Амаякович сделал все, чтобы рождение сына было окутано волшебством.
1 декабря 1956-го Арутюн Акопян ворвался в клинику Пирогова, чтобы поздравить супругу с главным событием в жизни. По дороге в палату фокусник осыпал персонал цветами и разливал армянский коньяк. Апогеем стала встреча с врачом, принимавшим роды.
«Доктор развернул пеленки и стал приговаривать: «Замечательный малыш! Посмотрите на его розовые щечки! Взгляните на его крепкие ножки! А какой он сильный — вон как сжимает кулачки!» Профессор стал разжимать маленькие пальчики... И что же он увидел? На крохотной ладошке лежало обручальное кольцо доктора Зильбермана! — рассказывал Амаяк. — Он слегка опешил, взял колечко, покрутил... И, повернувшись к отцу, сказал: «Да, это точно ваш сын. Никаких сомнений!»
В чем же фокус? На самом деле перед тем как принять очередного младенца, профессор всегда отдавал обручальное кольцо медсестре, а в этот раз персонал забыл вернуть ювелирное изделие владельцу. Чародей подслушал разговор в коридоре и мигом придумал волшебную историю.
«Ну а как уж он вложил ювелирное изделие в кулачок туго запеленатого младенца — дело техники. А техника у отца была особая, уникальная. Интересно, что он уже тогда понимал: надо создать легенду, потом она пригодится. У каждого артиста должна быть какая-то легенда. И папа позаботился о том, чтобы у меня тоже была вот такая история с кольцом. Он надеялся, что я пойду по его стопам», — пояснял Амаяк.
Достойный продолжатель дела отца
Наследник не подвел папу: в пятилетнем возрасте ребенок начал выходить на сцену. Правда, одно время мальчик мечтал о профессии художника и даже поступил в Суриковскую школу, но в итоге не окончил заведение. Не завершил Амаяк и обучение на эстрадно-цирковом отделении: повредил спину, после чего перевелся в ГИТИС.
В советское время Амаяк Арутюнович работал не только в России, но и снимался на телевидении во Франции, Швеции, Финляндии, объездил 70 стран. «Я привозил чемоданами валюту и всю ее сдавал. Мне говорили: «Спасибо, выполняй свой долг дальше — деньги пойдут в закрома родины». Где эти закрома, до сих пор многие советские актеры, режиссеры, ученые, спортсмены не знают. От гонораров нам оставался маленький процент, но его хватало, чтобы жить ярко и безбедно в Советском Союзе. А объездив полмира, я выступал перед великими людьми, королями и принцами», — делился артист.
В 80-е иллюзионист не только был соведущим «Утренней почты», но и снимался в кино: в «Бедной Маше», «Возвращении Будулая», «Ворах в законе». Последний фильм принес актеру популярность в преступной среде. «Звонили люди с криминальным прошлым: «Вы наш кумир! Мы вас обожаем! Дайте мастер-класс нашим людям, мы заплатим». Я говорю: «Ну что вы, большое искусство не продается!» А они: «Амаяк, вы не представляете, какими деньгами мы можем вас одарить», — вспоминал артист.
В 90-х Амаяк Арутюнович перевоплощался в Рахата Лукумыча в «Спокойной ночи, малыши!», а кроме того, засветился в картине «Мастер и Маргарита» в роли Жоржа Бенгальского. На съемках мистического фильма иллюзионист едва не погиб: когда гримеры делали слепок с лица Акопяна, чтобы создать макет, его голову покрыли гипсом, который потом еле сняли. Несколько часов актер провел в каменном мешке, пока консилиум художников решал, что делать.
Разочарование в профессии
По словам Акопяна, «периодически исчезать» он начал еще в 90-е, когда в стране была разруха. Артист уезжал в Японию и во Францию, постоянно летал в Испанию, где преподавал пантомиму, эксцентрику, клоунаду и иллюзию.
«Тот период у меня был кочевым: то покидал Россию, то снова возвращался. Успевал сниматься в каких-то передачах, например, в «Спокойной ночи, малыши!» Но, если честно, чувствовал себя на родине не очень вольготно. Все сферы культуры тогда были в глубочайшем упадке. Кинематограф так и вовсе загибался. И если раньше мне пачками присылали сценарии, то в 1990-е предложений уже не было. Они снова посыпались в начале 2000-х. Но это были очень примитивные, картонно-безжизненные сериалы», — сетовал фокусник.
В нулевые от большинства предложений артист отказывался, засветился лишь в «Медиках» и «Счастливы вместе» в эпизодах. Не соглашался Акопян и на участие в ток-шоу, не желая рассказывать о деталях личной жизни в компании гламурно-глянцевых персонажей. Даже должность телеведущего уже не прельщала разочарованного в ТВ иллюзиониста. Так, известно, что его звали в жюри «Битвы экстрасенсов».
«Если бы пришел на съемки, то разнес бы всех шарлатанов в пух и прах! Когда проект только начинался, я из большого интереса и профессионального любопытства вступил в переговоры с продюсерами шоу. И сразу понял: то, что они делают — это позор! Вранье на каждом шагу!» — заключил скептик.
В свое время артист участвовал в международных шоу-программах высшего класса и мог бы организовать подобное сейчас, однако осознавал, что уже чисто физически не способен на трудоемкий процесс. «Очень тяжело в этом признаваться, но сегодня я способен только на творческие встречи. Общение со зрителем — это такое удовольствие для меня! Оно прервалось из-за пандемии. И я не уверен, что смогу к этому вернуться. Не то состояние», — пояснял чародей.
Личные драмы
86-летний Арутюн Акопян скончался в 2005-м, что стало ударом для его сына. «После смерти папы я долгое время пил. Не мог представить себе утро без рюмки коньяка», — признавался Амаяк Арутюнович в программе Юлии Меньшовой «Наедине со всеми».
Завязать с пагубной привычкой артист сумел лишь тогда, когда врачи предупредили, что он умрет, если не покончит с возлияниями. Новое испытание настигло иллюзиониста в марте 2020-го, когда он потерял любимую маму и осиротел. «Мама была моим моральным, нравственным камертоном в жизни. Теперь его нет. Если я выхожу на люди, я — жизнерадостный. Сейчас я — очень грустный клоун и не снимаю с себя маску весельчака, потому что под ней совсем другое лицо, которое неинтересно публике», — признавался артист.
Иллюзионист говорил, что ведет келейный образ жизни, но к счастью, сейчас о нем заботится супруга. При этом имени возлюбленной ведущий не называл.
Так как о деталях сердечных дел фокусник не распространялся, известно лишь, что с первой женой Юлией Левиной он развелся. Рожденный в том браке сын Филипп обосновался с семьей в Америке, а пандемия коронавируса еще больше осложнила поддержание связи на расстоянии. В одном интервью Акопян обмолвился, что его дети сами по себе, в другом отметил, что все же общается с наследником.
«Мало пандемии, так еще всемирный хаос, раздрай... это не может не повлиять на психофизику живущего на планете. Меня это все остановило. Я в глубоком раздумье нахожусь и не хочу больше вступать в эмоциональные контакты ни с кем. Пока. Я не знаю, чем это закончится. Надеюсь, моя депрессия когда-нибудь пройдет. Я жив благодаря своей супруге, которая не позволяет мне дотрагиваться даже до бутафорских пистолетов», — откровенничал Акопян в прошлом году.
В пандемию иллюзионист распустил команду единомышленников, а в дальнейшем пообещал выступать перед зрителями бесплатно. И это несмотря на то, что Амаяку Арутюновичу назначили пенсию всего в 19 тысяч рублей и так и не дали звания заслуженного артиста.
Еще одна драма заключалась в том, что с конца 90-х Акопян отчаянно искал спонсоров, чтобы открыть детский театр чудес. Со смертью своего близкого друга Иосифа Кобзона полезные связи разрушились, и все застопорилось. Сколько бы Амаяк Арутюнович ни стучался в двери к состоятельным бизнесменам, в ответ слышал лишь отказы.
«В данный отрезок времени я должен платить по счетам. У меня была очень красивая, яркая, фееричная жизнь. Судьба дала мне очень много. И за былое благополучие надо расплачиваться — затишьем на всех фронтах, разочарованием, тем, что с твоим мнением не все и не всегда считаются, — заключил фокусник. — За некогда счастливую жизнь приходится отдавать жизнь в ее эмоциональном смысле. Внутри все настолько угасло, что порой мне кажется, что я хоть и живу, но уже больше наблюдаю за всем со стороны. Нахожусь в созерцательном раздумье».
По материалам «
Фото: «Комсомольская правда»/PhotoXPress.ru, Александр Авилов/АГН «Москва», личный архив, архив пресс-службы, moscow-tombs.ru, кадр фильма «Воры в законе», кадр сериала «Медики»