Так как Муханкин родился 22 апреля, его назвали Владимиром в честь Ленина. Фамилия вождя революции впоследствии стала одним из «погонял» маньяка, ну а еще позднее в газетах о нем писали как об «Экспресс-Чикатило».
До самых страшных своих преступлений Муханкин дважды сидел в тюрьме за кражу, разбой, причинение тяжкого телесного повреждения и хищение казенного имущества. За убийства восьми человек он был арестован в 34, и к тому моменту уже провел за решеткой 17 лет. 11 декабря 1996-го мужчину приговорили к смертной казни, но после введения моратория ее заменили пожизненным заключением.
Сейчас 64-летний маньяк находится в колонии особого режима «Черный дельфин», где пишет мемуары. Настроение преступника нестабильно: то он говорит, что жаждет расстрела, то рвется на свободу. Мы же в очередной раз задаемся вопросом, как появляются такие чудовища, и рассказываем, что могло толкнуть Владимира Муханкина на зверские убийства.
Нелюбимый сын
Мать Владимира Муханкина была простой свинаркой, полюбившей водителя председателя колхоза. Видный парень добился расположения девушки, а когда она забеременела, привел домой. Вот только мать шофера будущую невестку забраковала и велела сыну найти кого-то получше среди продавщиц сельпо.
Парень так и сделал — примерно в то время, когда на свет появился Владимир, его отец женился на хорошенькой продавщице. Ну а свинарка с разбитым сердцем в ответ на предложение мужчины забрать ребенка запретила бывшему жениху общаться с наследником.
«Внутри мамы была злоба на неудавшуюся жизнь с моим родным отцом, который в те дни женился на другой девушке. Мама по своей молодости мозгов, по-видимому, не имела, начала маяться дурью. Насоветуют ей черт знает что подруги, она хватает меня и бежит на другой конец колхоза к моему отцу, бросает меня там на лавку возле забора и кричит: „Забери своего сына!“ Опомнится — и давай забирать назад», — писал в дневнике Муханкин.
Доля свинарки была незавидной: мать-одиночку осуждал весь колхоз. Злость и обиду она вымещала на ребенке, которого держала взаперти. Отец общался с мальчиком через окно на веранде, но в основном Владимир коротал дни в одиночестве. А еще ему постоянно влетало за любые проступки от родительницы — Муханкина ставили в угол на соль и угли, били и шпыняли.
Шли годы, и мать будущего маньяка решила наладить личную жизнь. Ребенок в этом только мешал, и отчимы сменяли друг друга. Мужчины воспитывали Вову оплеухами, и в первый класс он пришел забитым в прямом и переносном смыслах, подавленным и нелюдимым.
Друзей у мальчика не появилось: над его небольшим ростом и робостью смеялись. Однажды директор ударил ребенка по лбу ключами, ошибочно заподозрив его в порче школьного имущества. Тогда Вова сбежал из дома и поселился на кладбище, где вырыл землянку, ну а своему обидчику отомстил, убив его собаку…
Вор и убийца
Быть может, друзей Муханкин так и не завел, зато у него появились подельники: то и дело сбегавший из дома подросток сколотил компанию сверстников, с которыми нападал на прохожих сзади, чтобы ограбить их. Кроме того, недовольство жизнью Владимир как-то выместил на кошке: убил ее, полежал какое-то время рядом с останками, и закопал их. Минули годы, прежде чем подобный ритуал преступник повторил, вот только уже не с животным…
Но не будем забегать вперед. Итак, подросток занимался разбойными нападениями, а вот попался с поличным на банальной краже курицы у соседей. Юношу поместили в спецшколу в селе Маньково-Калитвенское, где его окружали не только жестокие сверстники, но и практиканты. Так, Муханкин утверждал, что подвергался унижениям и даже домогательствам со стороны студенток.
Пребывание в подобном заведении не способствовало становлению на путь исправления, и Муханкин продолжил историю с налетами. За причинение телесных повреждений и грабежи он дважды садился в тюрьму, проведя там в общей сложности 17 лет. Однажды парня заподозрили в изнасиловании девочки, однако прямых доказательств следователи не обнаружили.
Мотая второй срок, преступник увлекся чтением периодики. С учетом, что в газетах на заре 90-х часто писали о деле Андрея Чикатило, которого ловили целых 12 лет, Муханкин невольно нашел себе кумира. Освободившись из заключения, Владимир отправился прямиком в Шахты — посмотреть на домик, где маньяк убил первую жертву.
Экскурсией дело не ограничилось: Владимир снял комнату в доме возле реки Грушевки. Ну а через год после казни Чикатило Муханкин уже взялся за подражательство: сперва убил мужа любовницы, потом — переключился на более слабых жертв — женщин и детей.
В начале 1995-го в овраге в Цимлянске обнаружили тело школьницы, затем в Шахтах зарезали 50-летнюю женщину, а в Каменоломнях — продавщицу. Объединяло преступления лишь большое количество колотых ран на телах, но связывать трагедии следствие не спешило, тем более что единой электронной базы дел в то время не существовало. Как же Муханкина вычислили?
Пойман с поличным
Дело осложнял не только тот факт, что Владимир убивал всех без разбора, не зацикливаясь ни на возрасте жертв, ни на их внешности. Параллельно он продолжал заниматься разбоем, нападая на прохожих и забирая у них сумки и шапки. Поэтому следователи искали двух преступников: вора по кличке Шапочник и маньяка, которого за маленький рост прозвали Карликом.
Сложно поверить, но при этом у жестокого убийцы была семья: между двумя тюремными сроками он познакомился в троллейбусе с девушкой Татьяной, а в 1988-м она подарила ему сына Диму. Впоследствии наследник утонул на Кубани, что стало трагедией для Муханкина. Стоит ли говорить, что как и большинство жен серийников, Таня не догадывалась о злодеяниях избранника?
Муханкин не особо осторожничал, однако был уверен, что его никогда не найдут. Убив в Сальске железнодорожницу, Владимир не спешил покидать место преступления: он расчленил труп жертвы, положил на пути и лег рядом — как когда-то после смерти кошки.
Ощущение абсолютной безнаказанности его и погубило — мало того что после одного из преступлений маньяк оставил у тела авторское стихотворение, так почти сразу после случая с железнодорожницей он напал на возвращавшихся из гостей мать и дочь. Серийник всадил в спину Галины нож, но ее родительница Валентина принялась отбивать девушку хозяйственной сумкой. Муханкин переключился на женщину, а ее наследница сумела убежать и позвать на помощь местных мужчин.
Маньяка спугнули, и хотя спасти Валентине жизнь не удалось, на место подоспели милиционеры, которые обнаружили преступника за элеватором у путей. Сперва Владимир испугался и начал твердить, что ни в чем не виноват, а когда понял бессмысленность оправданий, решил писать мемуары и стихи, объясняющие его поведение.
Особенно Муханкина впечатлил тот факт, что его случаем занялся Амурхан Яндиев — тот самый, что вел дело Андрея Чикатило. «Ухмыльнулся так и заявил: мол, если вы все узнаете о моих похождениях, то Чикатило покажется вам каким-то цыпленком», — вспоминал Амурхан Хадрисович.
Пожизненное заключение
Муханкин сообщил следователю, как расправлялся с женщинами, похожими на его мать, о планах «обогнать» Чикатило, начав убивать ежедневно. Прозвучала даже версия, что дальше бы Владимир переключился с девушек и детей на милиционеров, которые, мол, испортили ему молодость арестами.
Так или иначе, в 1996-м за восемь убийств, четыре покушения и еще 14 краж с нападениями преступника приговорили к смертной казни. Он попросил лишь о свидании с матерью, на котором оба сидели молча, и о присутствии на расстреле Амурхана Хадрисовича. Однако вскоре в стране объявили мораторий, и Муханкина отправили в колонию Оренбургской области «Черный дельфин», где он находится до сих пор.
Периодически преступник писал прошения о расстреле, отмечая, что ему невыносимо жить взаперти. В другие же моменты маньяк тешил себя надеждами на освобождение, отправляя воодушевленные письма в газеты. «Хе-хе, тюрьма сохраняет неплохо! — сообщал редакции „АиФ“ Муханкин в 2006-м. — На стену от скуки не лезу, так как учусь-учусь-учусь. Светового дня мне не хватает — столько увлеченности в познаниях разнообразных. Ну а насчет питания, то скажу в простоте души, что все с этим ОК! Некоторые люди в Ростовской области не имеют на столе того, что мне по европейским стандартам на завтрак, обед и ужин приносят… Я сложа руки не сижу и торопиться мне некуда. Я изучаю законы и надеюсь, что года через два-три снова окажусь на свободе…»