Яна Батыршина появилась на свет в Ташкенте в семье еврейки и татарина. С пяти лет девочка занималась художественной гимнастикой, в девять — прошла в сборную Узбекской ССР, а затем и в молодежную сборную СССР. Вскоре спортсменка стала любимицей Ирины Винер: тренер постоянно приносила воспитаннице резинки для волос, заколки и прочие милые безделушки.
«Ирина Александровна дарила мне это все за то, что я просто есть, за то, что я улыбаюсь. Она меня ставила для отдушины к себе на площадку. Старшие девочки могли довести ее, тогда она звала меня, и настроение сразу поднималось», — рассказывала Батыршина.
После распада Советского Союза стало очевидно, что за большими победами нужно ехать в Москву. Ирина Винер забрала с собой в столицу лишь двух учениц — сперва Амину Зарипову, а потом и Яну Батыршину. Ради счастья дочери родители Яны бросили прежнюю жизнь и тоже перебрались в Россию, где несколько лет не могли найти хорошую работу. Но долго ли еще Батыршина наслаждалась званием любимицы тренера? 7 октября гимнастке исполняется 45, и мы рассказываем о поворотах ее судьбы.
Гимнастка Яна Батыршина
«Завтрак был таков: кусочек сыра, полстакана чая. Потом мы уходили на хореографию на полтора часа, а потом была тренировка трехчасовая. Потом шел обед. Если у меня было все нормально с весом, то я ела салат из капусты с морковкой, разрешалось кусочек рыбки или курочки съесть. Кефир на ужин. Разница должна была быть: рост минус 120 равно вес. Мне было трудно. У меня очень замедленный объем веществ», — рассказывала о жизни гимнасток Яна на YouTube-канале «Между нами».
Жертвы оказались не напрасны, ведь в середине 90-х Яна уже могла похвастаться рядом наград с чемпионатов России и Европы, и Олимпиада в Атланте должна была стать ее звездным часом. Девушка выступала блестяще, но на упражнениях с лентой не успела вовремя переложить снаряд из одной руки в другую, и на 0,3 балла ее обошла Екатерина Серебрянская.
«Я никогда не любила гимнастику как спорт, — признавалась спустя годы Яна Батыршина. — Наслаждалась лишь самим танцем. Я просто забывалась в нем. Но, опускаясь на землю, каждый раз резко приходила в себя, потому что все время слышала упреки, обидные и незаслуженные. Даже когда выиграла олимпийское серебро, Ирина Александровна сказала: ''Эта медаль не твоя''. Так день, который мог стать счастливейшим в моей жизни, стал одним из самых ужасных».
В большом спорте Яна продержалась еще два года, завоевав медали Гран-при в Греции, Германии, Португалии. Казалось, впереди новые победы, но после сборов в Италии 19-летняя гимнастка заявила о завершении карьеры. Наставники этот шаг не одобрили: после болезненного расставания отношения с тренерами разладились, максимум — они здоровались и прощались с Батыршиной при случайных столкновениях.
Через год после ухода из спорта Яна дала интервью, в котором поведала, что резкость Ирины Винер на Олимпиаде была лишь каплей в море. Прежние нежность и забота сменились строгостью и требовательностью, граничащей с грубостью, чего ранимая Батыршина выдержать не смогла.
«Ирина Александровна, конечно, сделала для меня очень много. Но она так часто повторяла: ''Без меня ты — никто! '', что в конце концов я сорвалась и решила доказать, что это не так. Что я личность сама по себе. Я чувствовала, что должна уйти. Ведь если останусь, то признаю свою слабость и снова спрячусь под ее крыло, надежное, но жесткое. Многие в команде называют Винер мамой, говорят, что она — самый дорогой человек на свете. Но искренни ли они? Я, по крайней мере, не врала ей в лицо. Может, именно этого она и не смогла мне простить?» — рассуждала спортсменка.
Винер было что ответить на критику экс-ученицы: в 2008-м она рассказала, что забрала Яну в Москву по просьбе ее родителей и до определенной поры сотрудничество складывалось отлично. «Все было здорово, она пришла на смену Амине Зариповой. Амина это восприняла нормально. Но когда Батыршиной на смену пришла Кабаева, Яна этого не могла пережить. Насчет моих слов — „без меня ты никто“… Это — бред. Я вообще так никогда никому не говорю. Наоборот, советуюсь со своими детьми. И я никто без спортсменки, и она — никто без меня», — поясняла тренер.
Оправдаться за скандальные слова в адрес наставницы оказалось трудно. Позднее Яна Батыршина сетовала, что журналисты вырвали фразы из контекста. Алину Кабаеву гимнастка называла не соперницей, а подругой: в нулевых девушки даже крутились в одной компании спортсменов. Конфликт с тренером с высоты прожитых лет тоже выглядел совсем иначе.
«У нас была единственная крупная ссора, когда я решила закончить с большим спортом. Ирина Александровна не смирилась с этим. Мы разошлись, скажем так, не совсем мирно. Так не заканчивают… Но, слава Богу, вот уже полтора-два года у нас прекрасные отношения. Вы удивитесь, но у меня совсем не спортивный характер. Я тяжело переживала поражения, каждое воспринимала как трагедию. Все это складывалось в копилочку, и в какой-то момент мне стало очень тяжело», — откровенничала Батыршина в январе в передаче «Жизнь и судьба» с Борисом Корчевниковым на канале «Россия 1».
Карьера на ТВ
Завершив карьеру в гимнастике, Яна Батыршина позволила себе год отдыха. Работа нашла ее сама: позвонили из Бразилии и попросили подготовить их первую и юниорскую сборные. Вскоре Яна вернулась домой, осознав, что не хочет быть тренером. Друзья советовали поступить в театральный, но Батыршина боялась потратить четыре года впустую.
«В момент очередных раздумий меня и застала съемочная группа программы „До 16 и старше“. Телевизионщики сняли обо мне сюжет, а среди прочего спросили: „Чем бы ты теперь хотела заняться?“ Я подумала: жизнь у них интересная, такая не наскучит. И сказала: „Здорово было бы поработать на телевидении“. Ребята рассказали о моем желании начальству, и меня пригласили на прослушивание — на Первый канал. А потом зачислили в штат на должность ведущей спортивных новостей. Вот так мне повезло…» — делилась Яна.
В дальнейшем Батыршину переманили в «Вести-Спорт», в 2004-м она вела «Народный артист», а с 2013 по 2016 годы — шоу «Один против всех» на «Карусели». В 2021-м гимнастку взяли в штат «Матч ТВ» в ежедневную передачу «Все на Матч». Кроме того, Яна была комментатором на международном турнире «Небесная грация», организатором которого выступала Алина Кабаева.
Романы и брак
Еще во времена соревнований по художественной гимнастике Яна Батыршина познакомилась с Павлом Буре в аэропорту. Несколько раз девушку видели в компании хоккеиста в ресторане, что дало повод для сплетен о романе.
«Было очень мило и интересно, потому что Буре, конечно, на редкость умный человек. А когда я улетала в Бразилию, Паша мне позвонил и пожелал удачи. Вот, собственно, и все. Конечно, никакого романа не было, Паше нужна сильная женщина, знающая, чего хочет, чтобы держала его крепко-крепко. Я не такая. Мне хочется, чтобы меня саму кто-то держал и всячески добивался моего расположения», — опровергала слухи Яна Батыршина.
На заре нулевых Яна рассказывала, что оказалась в одной компании с Алиной Кабаевой. Последняя близко общалась с хоккеистом Олегом Твердовским, но после его отъезда в НХЛ связь оборвалась. А вот Батыршина вскоре встретила нападающего «Динамо» Сашу Степанова.
«Я сама подошла к нему: „Ты не хочешь пригласить меня в кино?“ Он немного удивился, но ответил: „Хочу“. И … потом снова долго ничего не происходило. Саша объяснил, что, пока точно не будет уверен в своих чувствах, никаких отношений завязывать не будет. Мы иногда встречались, гуляли. Однажды задержались на дискотеке до трех часов ночи, и он мне говорит: „Тебе до дома далеко, поехали ко мне, родители будут рады…“ И точно, когда мы оказались у него дома, выяснилось, что его папа и мама обо мне знают и очень рады, что я наконец объявилась в их квартире», — делилась Яна.
В марте 2003-го гимнастка рассказывала в интервью, что продала подаренную Лужковым квартиру в Химках и купила другую — поближе к родителям возлюбленного. В то время мама и папа Яны собирались переехать в Германию, но спортсменка предпочла остаться с избранником в Москве.
«Если со следующего сезона его позовут в другой российский клуб, то я с ним, скорее всего, не поеду, — рассуждала тогда Яна. — Очень не хочется бросать любимую работу на РТР. Буду просто прилетать к нему — время от времени. Но если Степанова пригласят в НХЛ, где уже играет его лучший друг Максим Афиногенов, то вначале постараюсь жить на две страны. Буду без выходных работать в России, а потом на пару недель улетать к мужу за океан. А если такое не получится, наверно, придется увольняться. Любовь все-таки дороже даже самой любимой работы…»
В НХЛ Степанова так и не позвали, и вплоть до 2005-го он играл за московский клуб «Динамо». Почему распались отношения, в которых Яна называла Сашу мужем, остается загадкой, ведь разрыв оба не комментировали.
Еще в мае 2003-го Батыршина познакомилась с телепродюсером Тимуром Вайнштейном: он был организатором, а Яна — ведущей спортивной премии «Слава». Буквально с первой встречи между ними возникло притяжение, и когда через неделю после мероприятия Тимур не позвонил, гимнастка забеспокоилась. Оказалось, Вайнштейн подвернул ногу и ушел на больничный, а четко в день, когда ему написала девушка, сам планировал набрать ее номер.
Через две недели после первого свидания Тимур сделал Яне предложение: в квартире играл джаз, пол был усыпан лепестками роз, а заветное кольцо скрывалось в нескольких коробочках. За романтичной помолвкой последовали две свадьбы — в Москве и на родине Вайнштейна в Баку. У супругов появилось трое детей, — Мариам, Айла и Леонид — и создание крепкой семьи Батыршина считает своим главным достижением.
«Семья — моя главная награда в жизни. Я к этому стремилась всегда. Когда я занималась спортом, все мои девочки-коллеги хотели стать чемпионками мира, Олимпийских игр и так далее. Я всегда говорила, что хочу иметь счастливую семью. И вот моя мечта сбылась. Готова все отдать, все свои награды, все, что я заработала, ради своей семьи», — отмечала Батыршина.