Взрыв на Байконуре
События 24 октября 1960 года считаются чуть ли не самой страшной катастрофой в истории космонавтики. Все началось с гонки вооружений в конце 50-х: эскиз новой межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 был готов в 1957-м, однако начало летно-конструкторских испытаний наметили на июнь 1961-го.
Сроки изменились на фоне обострения международной обстановки в 1959-м: после доклада конструктора Михаила Янгеля руководство СССР потребовало создать Р-16 скорее, чтобы обеспечить оборону страны. В итоге не до конца подготовленную ракету попытались запустить к годовщине Октябрьской революции в 1960-м.
На полигон постоянно звонили Хрущев и Брежнев, и ответственный за испытания маршал артиллерии Неделин нервничал, что не успевает к назначенному сроку. Несмотря на недоработанную систему пиромембран и грубое нарушение техники безопасности, — устранять дефекты на заправленной ракете категорически запрещено — 24 октября на стартовой площадке собрались многочисленные военные, конструкторы и чиновники.
За полчаса до намеченного времени случился незапланированный запуск двигателя Р-16. Ракетное топливо загорелось и волны пламени охватили все вокруг. В результате умерло от 78 до 126 человек, включая маршала Неделина. Однако, чтобы не ударить в грязь лицом перед другими государствами, трагедию засекретили.
По официальной версии, Неделин погиб в авиакатастрофе, 48 офицеров и солдат похоронили в братской могиле, ну а останки гражданских специалистов погребли без почестей на разных кладбищах. Благодаря утечке информации о катастрофе написали итальянские, а потом и британские СМИ, а вот в СССР о случившемся впервые напечатали в 1989-м. Документы о трагедии рассекретили в 1994-м, ну а наградным листом и мемориалом занялись еще спустя пять лет.
Обрушение московского эскалатора
17 февраля 1982-го на московской станции «Авиамоторная» скопилось очень много людей, и сотрудники метрополитена включили эскалатор номер четыре. Уже через 15 минут слетел правый поручень, и люди на огромной скорости полетели вниз. Аварийные тормоза не сработали, что и стало причиной страшной аварии, в которой восемь человек погибли, а 30 получили увечья.
Спустя сутки о трагедии написала одна-единственная газета - "Вечерняя Москва", да и то, заметка не отражала всего драматизма ситуации: указывалось лишь, что произошла авария, имеются пострадавшие, ну а причины случившегося расследуются.
Выяснение обстоятельств и причин аварии завершилось спустя шесть месяцев, но результаты экспертизы не опубликовали, что породило массу фантастических слухов о трагедии. Лишь в 1992-м газеты поделились историями пострадавших и очевидцев, ну а подробно о расследовании написали еще спустя 10 лет.
Пожар в гостинице «Россия»
В 2017-м о трагедии в гостинице сняли сериал, но много лет назад, когда 25 февраля 1977-го роскошный комплекс на 5300 человек охватило пламя, историю о пожаре попытались скрыть, хотя все произошло в сердце Москвы на глазах сотен людей. Газеты отреагировали на новость спустя четыре дня, выпустив маленькую заметку с соболезнованиями семьям погибших.
Западные СМИ решили, что в деле замешан КГБ, скрывший от общественности информацию чуть ли не о тысячах жертв. На самом деле погибли 42, а пострадали 52 человека.
Что именно случилось в «России», люди так и не узнали, но основной версией стал забытый в радиорубке включенный паяльник: недаром же вскоре арестовали и посадили на полтора года двух работников радиоузла. Под суд пошли также пожарный инспектор, главный инженер и директор гостиницы, обвиненные в халатности, правда, позднее их амнистировали.
Крушение теплохода «Александр Суворов»
Четырехпалубнику под названием «Александр Суворов» было всего два года, когда 5 июня 1983-го он на почти максимальной скорости протаранил шестой пролет Ульяновского моста, вместо предназначенного для судоходства третьего. В результате снесло рулевую рубку, две каюты и кинозал, где находилось более 200 пассажиров.
Из-за преступной халатности штурмана Евгения Митенкова, не рассчитавшего, что судно никак не пройдет по габаритам в шестой пролет, пострадал и ехавший по мосту товарняк — 11 вагонов сошли с рельсов. 170 человек на теплоходе погибли, 49 пострадали, но спустя четверть века появились и другие данные о жертвах — мол, в больницы угодили более 100.
Митенков погиб на месте, ну а не уследившего за действиями команды капитана судна Клейменова осудили на 10 лет тюрьмы. Из-за слабого здоровья мужчину выпустили раньше срока, но его сердце остановилось спустя семь лет после катастрофы.
Куреневская трагедия
Пожалуй, самыми массовыми в СССР были техногенные катастрофы, и именно из-за масштабности их тщательно засекречивали. Так, из-за кустарного хранения ядерных отходов в 1957-м произошел взрыв на заводе «Маяк», после которого люди годами умирали от лучевой болезни, про которую им никто не рассказал; ну а 13 марта 1961-го в Киеве случилась Куреневская трагедия, когда из-за разрыва дамбы сотни тысяч кубометров разжиженного грунта накрыли целый район.
Затопление было столь серьезным, что высокую ограду стадиона «Спартак» не было видно. По официальным данным, в трагедии погибли 145 человек, но позднее историки заключили, что истинную статистику скрыли от советских граждан, и на самом деле жизни лишились от 250 до 450 жертв.
Давка на стадионе «Лужники»
20 октября 1982-го на Центральном стадионе имени Ленина проходил матч между голландской командой «Хаарлем» и столичным «Спартаком». Стоял мороз, и уже за пару минут до финала болельщики двинулись к выходу. Открытым оказался всего один из четырех — милиция полагала, что так будет проще контролировать толпу.
В какой-то момент на ступени упала девушка, а из-за нарастающей давки за ней на бетон полетели и другие люди. 66 человек погибло, а еще столько же оказались в больнице с травмами, однако местные газеты написали лишь про ход матча и отметили, что на стадионе возникли небольшие проблемы и имеются жертвы.
Очевидцы уверяли, что пострадавших было более трехсот, и эта цифра просочилась в публикацию 1989-го в газете «Советский спорт». Через пару недель вышло опровержение со следователем, заверившим, что жертв все же было 66.
Взрыв на Чернобыльской АЭС
Это сейчас разрушение реактора четвертого энергоблока ЧАЭС, расположенной близ Припяти, вдохновляет трагичностью и масштабностью как отечественных, так и западных сценаристов, но 26 апреля 1986-го власти не могли раскрыть миру подробностей аварии. Документы о причинах катастрофы засекретили, как и результаты медицинских обследований пострадавших и информацию о степени заражения территорий.
Так, 9 мая министр здравоохранения УССР Анатолий Романенко сообщил по радио, что уровень радиации снижается и уже соответствует международным нормам, в то время как ядерное загрязнение тогда соответствовало 400-м Хиросимам. Горбачев заговорил о жертвах взрыва только 14 мая, ну а академика Валерия Легасова, возглавлявшего комиссию по расследованию причин и ликвидации последствий катастрофы, после предельно честного августовского выступления на конференции в Вене символично не избрали в научно-технический совет.
Факты все равно выплыли наружу, ну а о героизме советских людей, строивших бетонный саркофаг, накрывший четвертый энергоблок, до сих пор ходят легенды.