Более двух месяцев вся страна следит за новостями о здоровье олимпийского чемпиона, который угодил в клинику с вирусно-бактериальной инфекцией, вызвавшей тотальное поражение легких и сепсис. После ампутации конечностей и медикаментозной комы Роман Костомаров постепенно приходит в себя, и его близкие верят, что в список трофеев фигуриста обязательно добавится сокрушительная победа над болезнью.
Но кто научил спортсмена бороться изо всех сил и достигать самых высоких вершин, превозмогая трудности? О первой вдохновительнице Романа Костомарова, его любимой маме — в нашем материале.
Встреча родителей
Валентина Николаевна родом из Наро-Фоминска Московской области. Отучившись восемь лет, девушка обратила внимание, что многие подруги ушли из школы, поэтому встала в позу и заявила своей матери, что не пойдет в девятый класс.
«Мама схватилась за голову и искала, куда меня пристроить. В итоге устроила поваром. Я пошла ученицей, и там уже потом закончила школу. Я прошла высшие курсы, причем все с отличием. Потом меня пригласили на другую работу — военную. Тогда это было 9-е управление, а сейчас просто ФСО РФ. Вот здесь я прослужила почти 22 года», — делилась Валентина Костомарова.
Но была ли будущая мама олимпийского чемпиона влюблена в спорт? Можно сказать и так, ведь благодаря папе-болельщику школьница хорошо знала хоккеистов и футболистов, а сама физкультурой занималась с охотой — ходила на гимнастику и волейбол, даже являлась капитаном команды в пионерском лагере. «Когда я вышла замуж, мне хотелось, чтобы дети как-то это все реализовали», — признавалась женщина.
Знакомство с будущим супругом произошло не по инициативе повара: сестра Сергея Костомарова работала с Валентиной Николаевной в одной столовой, как-то раз позвонила брату и велела приехать ради «хорошей девушки». Сергей Иванович сестре охотно поверил, вскочил на свой мотоцикл «Ява» и помчался прямиком к своему счастью. «Она была сногсшибательная. И потом сказала, что я „тот для жизни“. Ну и она такая хозяйственная, да еще повариха», — рассуждал Костомаров-старший.
При первой же встрече Валентина Николаевна заключила, что Сергей Иванович — человек положительный, наверняка будет ее уважать и хорошо относиться к детям. Влюбленные поженились, и 8 февраля 1977-го впервые стали родителями.
«Я не понимаю женщин, которые говорят, что у них не пришло чувство материнства. Когда беременная ходила, когда Романа родила — помню все детально. И как мне его показали, и как его впервые взвесили. Сразу сказала: ну, теперь можно и второго рожать. Это вот прямо любовь какая-то такая необузданная», — откровенничала женщина.
Жесткая рука заботливой матери
Сергей Костомаров признавался, что в вопросе воспитания сыновей Романа и Дениса всегда полагался на жену. «В пять-шесть лет, по ее мнению, игрушки должны были отходить в сторону — нужно „Азбуку“ читать, рисовать, заниматься делом. Характер у нее, как у Штирлица — да и зачем размазня? Мама должна быть на первом месте, это ей природой предназначено, ну а отец должен помогать, по-мужски, когда необходимо», — подчеркивал папа Романа Костомарова в документальном фильме «Мама в игре. Валентина Костомарова» канала «Матч ТВ».
Валентина Николаевна считала, что детям ни к чему болтаться на улице без дела, тем более что время стояло непростое — перестройка. Порой на работе женщине говорили, что она держит Романа «по-спартански», да и самой ей бывало жалко мальчика. Однако повар шла по намеченному курсу: наследнику надлежало хорошо учиться и усердно заниматься спортом. «Я получал пятерки в начальных классах, чтобы мама не старела: она радовалась хорошим оценкам, а когда я приносил плохие, говорила, что от расстройства быстрее стареет», — вспоминал Костомаров.
Валентина Костомарова всегда хотела пристроить Рому в секцию, поэтому обратилась к подруге, которая работала в АЗЛК. «Привела его в группу ОФП для детей. Он оказался самым маленьким: детишкам уже по четыре с лишним года, а ему еще три с половиной было. Но его взяли. И вот на занятиях стадион огромный, футбольное поле. Их там Йохан Артурович собирает и вокруг стадиона малыши бегут. И мой бежит, самый последний: „Мам, мам! Ты бежишь? Мам, ты со мной?“ И вот я за ними с работы — надо было же его забрать из сада и бегом отвести на тренировку. И я — по всему стадиону на шпильке», — смеялась Валентина Николаевна.
Впоследствии в гимнастику и в плавание Романа не взяли, а так как мальчик очень хотел заниматься каким-нибудь спортом, мама привела его на фигурное катание, хотя в то время во дворе косо смотрели на тех, кто выступал с девочками. Первым тренером Костомарова стала Лидия Караваева, поставившая Рому в пару со своей дочкой Катей. Вместе они проработали 10 лет и завоевали статус чемпионов среди юниоров.
«Рома очень похож на свою маму. Он такой же добрый, улыбчивый, солнечный мальчик. Он все время, когда тренировался, улыбался. У него же мама такая же. Она все время улыбается, добродушная. У Ромочки были шикарные волосы, он был похож на девочку. Такие глаза, как у Валентины Николаевны, такая же улыбка. Что ни скажешь, он все улыбается», — отмечала Лидия Васильевна.
Лет в 14 Роман начал пропускать тренировки, так как его затягивал двор. Юноша врал наставникам про простуду и мог пару дней не посещать занятия. Именно Валентина Николаевна в тот момент не дала сыну расслабиться на пути к чемпионскому званию. «Мама, конечно, об этом узнала, и как говорится, вставила мне по первое число. Я ее действительно боялся, но при этом уважал и как-то прислушивался. Я был хулиганом, думаю, все, наверное, в том возрасте такие. Но в то же время я маму в принципе слушал и слышал», — подчеркивал Костомаров.
Всегда рядом
Роман Костомаров не раз благодарил маму за то, что она отдала его в фигурное катание. Разумеется, по большей части, все зависело только от самого спортсмена, но в моменты, когда Роман сбивался с пути, родительница успешно возвращала его обратно. Постепенно Валентина Николаевна заняла очень верную позицию: выражала свое мнение о спорном вопросе, но при этом говорила, что сын уже взрослый и должен самостоятельно принимать решение.
Кто знает, как бы сложилось, если бы родительница запретила сыну уезжать в Америку, настояв на том, чтоб он остался с Катериной Давыдовой в Москве? К счастью, мудрая женщина лишь отметила, что раз профессионалы увидели перспективу, то, возможно, стоит к ним прислушаться.
Что вышло из этой материнской жертвы, известно всему миру — Костомаров тренировался с Татьяной Навкой, какое-то время выступал с Анной Семенович, а вновь встав в пару с нынешней женой Дмитрия Пескова — завоевал долгожданное золото на Олимпиаде в Турине. В момент триумфа сына Валентина Николаевна находилась в командировке в Азербайджане, но зная фигуриста, ей организовали просмотр программы в посольстве. Мама спортсмена вспоминала, что наблюдала за происходящим на экране с каменным лицом, а уже вернувшись в отель, расплакалась от счастья и напряжения.
Самый трудный период
В личную жизнь сыновей Валентина Николаевна старалась не лезть, максимум советовала что-то, если они сами спрашивали ее мнения. Женщина с иронией отмечала, что скорее отругает наследника, чем его жену, ведь спутницу жизни выбирает мужчина, а значит, должен ее уважать, любить и учить, если она чего-то не умеет.
Мудрая мама была рядом, когда Роман Костомаров и Оксана Домнина разошлись и вновь воссоединились. Кризис в отношениях пары не испортил крепкую связь свекрови с невесткой.
Валентина Николаевна оставалась для семьи заботливой родительницей, бабушкой, готовой посидеть с внуками, и опорой, но именно поэтому по ней сильнее всего ударила новость о госпитализации Романа.
В феврале Валентина Николаевна пожаловалась, что ей не дают навещать сына в больнице, хотя Оксана Домнина добилась допуска в реанимацию. Лидия Караваева предположила, что причина кроется в том, что сам Роман запретил врачам пускать к нему маму: женщина и так раздавлена горем и постоянно плачет, а наследник переживает за ее сердце.
«То, что он у меня есть, и то, что он меня всегда поддерживал, всегда… — плакала Валентина Костомарова в минувший день рождения чемпиона. — Я только на него могла опереться. Понимаете? Поэтому сейчас я, конечно же, молюсь Богу за его здоровье, за врачей, которые вокруг него делают чудеса просто. Что могут, они делают все».