12 июля 1953-го в Черепаново Новосибирской области родился Станислав Жданько. Мама одна воспитывала ребенка, так что не могла обеспечить ему роскошную жизнь. Семья едва сводила концы с концами, однако Стас не унывал. Как все школьники, он учился, в меру хулиганил, дергал девочек за косички и целыми днями пропадал на улице. Правда, если уж удавалось раздобыть карманных денег, мальчик первым делом мчался в местный кинотеатр.
В подростковом возрасте юноша знал всех советских актеров в лицо и мечтал занять их место на экране. Поэтому после выпуска Жданько поступил в Новосибирское театральное училище и начал играть в классических постановках. Жажда славы позвала парня дальше: вскоре он перевелся в «Щуку». Подозревал ли артист, какая беда поджидала его в столице? В день рождения Станислава Жданько, который ему не суждено отметить, вспоминаем историю его разрушительной любви.
Темное прошлое Валентины Малявиной
Роковой женщиной для Жданько стала Валентина Малявина, однако прежде чем переходить к их истории любви, следует вспомнить, с каким багажом актриса подошла к отношениям. Начнем с того, что цыганка предсказала 14-летней Вале страшную судьбу: ранний и короткий брак, бездетность и… расплату за то, чего девушка не совершала.
Первый пункт исполнился быстро, ведь в 17 Малявина забеременела от Александра Збруева. Влюбленные расписались, что мать Валентины приняла спокойно, в отличие от новости об интересном положении: женщина считала, что дочери рано заводить детей. Девушку заманили в клинику на осмотр, оказавшийся на деле абортом. Валя рыдала ночами, ну а Збруев не поверил, что процедуру провели не по ее инициативе.
Юношеский брак рухнул, уже когда Валентина поступила в «Щуку» и начала сниматься. На площадке фильма «Иваново детство» актриса закрутила роман с Александром Кайдановским. Целых шесть лет темпераментные артисты терзали друг друга, пока Малявина не вышла из замкнутого круга, встретив режиссера Павла Арсенова.
После трагедии с ребенком от Збруева Валентина зареклась иметь детей, но ради надежного и заботливого Арсенова решила сделать исключение. К сожалению, дочка пары скончалась из-за инфекции, что буквально разрушило союз, а заодно и психику Малявиной: она все чаще прикладывалась к алкоголю, терзаемая призраками прошлого.
Тем не менее актрису продолжали снимать в кино: она блистала в лентах «Король-олень», «Красная площадь», «Мой дом — театр». Имелись у Валентины и поклонники, которые были готовы отдать что угодно за вечер с красавицей. Так, Станислав Жданько впервые увидел звезду на гастролях в Новосибирске. Тогда юноша робко подошел к кумиру, чтобы взять автограф.
Совсем другим Станислав предстал перед женщиной своей мечты через несколько лет, когда уже вошел в труппу Театра имени Вахтангова. 22-летний парень был весел, постоянно шутил, уверенно и даже развязно держался. А главное — он оказался действительно способным артистом, ведь когда Малявина увидела его на подмостках в образе Раскольникова из «Преступления и наказания», то не удержалась от комплимента. В ответ актер упал на колени и поцеловал край платья Валентины… Этой помпезной сценой начиналась главная драма в судьбе Жданько.
Короткое счастье
Валентина Малявина говорила, что совершила как минимум одну жестокость в отношении Жданько. Когда его бывшая возлюбленная Надежда Писарева погибла, Малявина произнесла фразу: «Это он ее убил». Могла ли актриса предугадать, как сложатся дальнейшие события?
Малявина была старше на 12 лет, что уже придавало роману скандальности. Но Жданько раздражала вовсе не разница в возрасте, а любовь избранницы к выпивке. Станиславу удалось уговорить Валентину употреблять алкоголь сдержаннее, и на какой-то период в паре воцарилась идиллия. Но разве мог сам артист устоять перед гулянками актерской тусовки?
На тот момент карьера Жданько только-только начиналась, и нельзя сказать, что ему крайне везло с ролями. Большинство персонажей в Вахтанговском театре были эпизодическими, в кино довелось сыграть Костю из «Несовершеннолетних». Ну а накануне отъезда на съемки фильма «Время выбрало нас» состоялся злополучный вечер, обрубивший надежды артиста навсегда.
13 апреля 1978-го Жданько и Малявина посетили «Ленком», где ставили «Вора» с Виктором Проскуриным в главной роли. По словам актрисы, Станислав откровенно завидовал товарищу, с которым собирался на съемки в Витебск. Тем не менее после спектакля все отправились обмывать предстоящую поездку. Видя, что Валентина не пьет, а значит, волноваться за нее не стоит, сам Станислав Жданько налегал на спиртное. Когда Виктор уже ушел, возлюбленный артистки захотел добавки.
Малявина вспылила, ведь в паре действовал взаимный запрет на перебор с алкоголем: у Стаса имелись проблемы с повышенным давлением. В дорогу актриса купила избраннику грузинского вина, и хотя могла избежать ссоры, откупорив бутылку, не стала идти на поводу у выпившего — из принципа. Вместо этого артистка демонстративно налила себе полный бокал, опустошила его залпом, а остальное содержимое вылила в раковину.
«Стою у окна, психую. Приблизительно в 21.30 я вошла в комнату и увидела, как Стас медленно валится с кресла на пол. Я помогла ему прилечь на ковер. Кровь я вначале не заметила, потом лишь увидела, что она сочится из его груди. Я зажала рану ладошкой, прижималась головой. Крови было мало. Я брала его голову, прижимала к себе, спрашивала его: „Стас, что с тобой?“ Вначале глаза Стаса были открыты, и он смотрел на меня. Потом Стас прошептал: „Пойдем со мной…“ После этих слов он добавил: „Голову…“ Больше до приезда скорой помощи ни одного слова он не сказал…» — вспоминала Малявина.
Скорая приняла вызов в 21.33, однако из-за того, что Валентина дала неверный адрес, машина плутала в арбатских переулках около часа. Впрочем, даже если бы медики поспешили, спасти 24-летнего Жданько все равно бы не удалось: слишком глубока оказалась рана, зияющая в его груди. Тут-то и начинается череда нестыковок, ведь Малявина назвала случившееся самоубийством.
Признаки убийства
Валентина вела себя крайне странно: сначала выхватила орудие убийства и попыталась заколоть себя, но в результате лишь поранила руку, затем довольно сдержанно дала показания в милиции, которые странным образом исчезли из материалов дела. Друг Жданько Николай Попков говорил также, что Малявина предоставила следствию «предсмертную записку» Станислава, написанную не его почерком. Послание тоже неожиданно пропало.
По одной из версий, чиновникам из Госкино такая шумиха вокруг актеров была ни к чему, вот дело и замяли, признав суицидом. Вот только когда к власти пришел Андропов, старые протоколы подняли, и выяснилось, что нанести рану такой глубины и под таким углом сам Жданько никак не мог, ведь были пробиты сердце, печень, и при этом нож вынули в идеально противоположном направлении.
«В тот день приехали милиция, скорая, актеры Театра Вахтангова, которые слышали, как она кричала: «Это я его убила». Также Малявина призналась подруге, что именно она вонзила нож в сердце любимого. А позже была проведена судебно-медицинская экспертиза, которая установила: Станислав не мог сам себе нанести этот удар», — перечислил адвокат причины виновности Малявиной в эфире шоу «Пусть говорят» на Первом канале.
Сама актриса отрицала вину, отмечая в интервью лишь, что убила Стаса не физически, а «своим отношением». По словам артистки, следователь сразу понял, что это суицид, но родственники Жданько мечтали посадить ее, вот и возобновили дело. Тогда звезду упекли за решетку, но вышла она не через девять лет, а по амнистии, в 1988-м. Впрочем, сама Валентина уверяла, что ее оправдали, а не просто выпустили в честь 70-летия Советской власти.
Но и это не все: впоследствии Валентина Малявина потеряла зрение, а Сергей Никоненко говорил, что случилось это из-за травмы — мол, перед смертью Жданько сильно ударил возлюбленную по лицу. На самом же деле роковое падение произошло много позже, когда актриса уже успела расстаться с кузнецом Максимом и похоронить избранника-иконописца, которого закололи ночью ножом на улице…
Валентина Малявина стремительно катилась в пропасть, и один из собутыльников нанес ей тот самый «ослепляющий» удар. Затем звезду обманом лишили недвижимости и определили в пансионат для слабовидящих. Здесь актриса и доживала свои дни, мечтая лишь увидеть первого мужа, Александра Збруева. Однако артист не мог смотреть на сломленную звезду, поэтому ее желание так и не осуществилось. 30 октября 2021-го 80-летней Валентины Александровны не стало, и некоторые из ее знакомых заключили, что на том свете ее встретил ничуть не обиженный Станислав Жданько…