История Юры Борисова берет начало в подмосковном Реутове. В 90-е родители будущего актера — медик и инженер — вынужденно переключились на торговлю, чтобы обеспечить сына всем необходимым. К слову, мальчика отдали в секцию бальных танцев, но в 10 он переключился на театральную студию, где разрешалось проявлять больше фантазии.
Поначалу Юра мечтал стать архитектором, журналистом или путешественником — ребенка вдохновляли любые профессии, связанные с полетом мысли. В то же время мальчик вырос на МУЗ-ТВ и СТС, а значит, грезил «попасть в телевизор». Осуществить желаемое получилось, когда Борисов окончил «Щепку». Когда мы впервые услышали о талантливом артисте и почему теперь его называют главным фестивальным актером российского кино? 8 декабря звезде «Аноры» исполняется 32, и мы вспоминаем его путь.
Отказ от театра
Во время учебы Юра Борисов мастерски перевоплощался в авантюриста Аметистова в постановке «Зойкина квартира» и инспектора в пьесе «Времена меняются?», сотрудничал с центром «На Страстном» и Малым театром. Получив диплом, артист устроился в «Сатирикон», но в итоге продержался там меньше года. Актер отмечал, что любовь к подмосткам убили в нем еще в студенчестве, так как педагоги насаждали воспитанникам русскую классическую школу.
«У меня были замечательные педагоги: Евгения Дмитриева, Римма Гавриловна Солнцева, — не отменял важности образования Юра. — Они научили меня разбирать материал, отталкиваться от текста, открывать его. Но „Щепка“, к сожалению, пропахла старомодностью. Я не хочу этим оскорбить, но считаю, что должен выразить свое мнение, чтобы институт не загнивал и менялся. Я все время слышал: „так нельзя“, „так не делают“, „это не театр“, а у Серебренникова или Богомолова можно все — как придумаешь, так и будет».
Гораздо комфортнее Юра себя чувствовал на съемочной площадке. Играть в кино парень начал в 2010-м, засветившись в проектах «Елена», «Искупление» и «Поединки». Благодаря второстепенной работе у Андрея Звягинцева на артиста обратили внимание режиссеры, и вскоре Борисов стал получать ключевых персонажей — в картинах «У каждого своя война», «Мотыльки», «Выстрел».
Звезда фестивалей
Проектов с Юрой Борисовым становилось все больше: он сыграл биатлониста в «Выстреле», оперативника в «Прощай, любимая!», лейтенанта в «Дороге на Берлин». Гран-при международного фестиваля в Порту получила картина «Невод», где блистал Борисов, после чего артист появился в драматической военной саге «Отчий берег».
После драмы о шахтерской семье «Уголь» Юра сыграл второстепенного персонажа в сериале «Ольга». Его Лев настолько понравился зрительницам, что они буквально атаковали звезду в соцсетях. «Не было никаких особенно экстремальных случаев на этих съемках. Все по-тихому, по-безопасному, — вспоминал о работе Борисов. — Помню, как было холодно во время съемок на крыше, как было жарко, когда снимали в отделении — я был в свитере и кожаном плаще летом. Однажды я пошел за кофе, не снимая эти плащ и шляпу, было очень интересно наблюдать, как на меня смотрели люди, но никто толком не удивлялся — это Москва, и она полна самых разных людей».
Чем более востребованным становился актер, тем сильнее его тянуло к авторскому кино: несколько лет назад Юра признавался, что за съемочный день ему платят около 150 тысяч рублей, но если фильм стоящий, артист готов пожертвовать львиной долей гонорара. Борисов засветился в «Хрустале» Дарьи Жук, который показали на фестивалях в Карловых Варах и Лондоне, сыграл лидера преступной группировке в «Быке», завоевавшем приз за лучшую операторскую работу на «Кинотавре». И это оказалось лишь началом его звездного пути.
«Вторжение» Федора Бондарчука, «Фея» Анны Меликян, «Калашников» Константина Буслова — самые разные режиссеры были рады сотрудничеству с талантливым артистом. Одни зрители полюбили его за сериалы «Мир! Дружба! Жвачка!» и «Петровы в гриппе», другие — оценили образ в «Серебряных коньках».
Настоящий фурор произвела драма «Капитан Волконогов бежал», завоевавшая главный приз на Международном кинофестивале в Филадельфии. Не меньшим успехом обернулось участие Юры Борисова в картине «Мама, я дома», попавшей в программу Венецианского фестиваля. Но особую роль в карьере артиста сыграло роуд-муви «Купе номер шесть», ведь увидев его в Каннах, режиссер Шон Бейкер позвонил Юре и пригласил его в ленту «Анора». «Шон спросил, хочу ли я у него сняться, я тогда его не знал и сказал, что мне надо посмотреть его фильмы и подумать. Посмотрел, увидел в них душу и согласился», — делился актер.
Именно Юра предложил Шону Бейкеру дать главную роль в картине своему талантливому другу Марку Эйдельштейну. Когда «Анора» получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, западная пресса бросилась осыпать комплиментами как «русского Тимоти Шаламе» и Майки Мэдисон, так и Борисова, чей герой раскрывается ближе к финалу истории.
Грандиозные планы
Заграничные СМИ смаковали, как Юра Борисов поддерживал Майки на площадке, восхищаясь простым парнем с большим сердцем, ну а американские прокатчики всерьез рассуждали, что он может претендовать на «Оскар» как лучший актер второго плана. Интерес к артисту проявила даже Анджелина Джоли, столкнувшаяся с ним на красной ковровой дорожке фестиваля в Торонто. «Мы делали разные пресс-движухи и на секунду пересеклись. Она подошла, сказала, что посмотрела „Анору“ и фильм ей очень понравился», — скромно комментировал знакомство Борисов.
Звезда «Кентавра» и второго сезона «Эпидемии» не боялся зазвездиться, ведь по-прежнему старался хорошо делать свою работу и внимательно относиться к выбору проектов. Так, Юра взялся за роль Константина Левина в фильме «Анна К», фэнтези «Девятая планета», триллер «Кончится лето» и даже согласился перевоплотиться в Александра Пушкина в намеченной на следующий год драме «Пророк».
«Когда я начал готовиться, я узнал, какой Пушкин был невероятный человек. Страстный, не умеющий себя контролировать, с преувеличенным чувством собственного достоинства, с детскими травмами — и в то же время очень умный, начитанный, открытый ко всему, умеющий, как никто, дружить и любить, отдавая этому всего себя без остатка. Все это уживалось в одном человеке. Мы очень мало знаем о Пушкине с этой стороны, об этом почти не рассказывают в школе», — рассказывал артист.
Семья Юры Борисова
Если поклонницы и мечтали покорить сердце звезды «Аноры», то напрасно: еще в 16 Юра Борисов влюбился в 18-летнюю Анну Шевчук. В тот момент разница в возрасте казалась колоссальной, к тому же Аня не принимала специфичных ухаживаний соседа по общежитию — то юноша подсовывал под дверь записки, то карабкался по стене здания, чтобы постучать в окно комнаты блондинки. «Стучал, а она смотрела на меня, как на придурка, и не открывала, — сетовал актер. — Но потом постепенно мы росли, все потихоньку менялось. И к концу четвертого курса мы начали встречаться».
Поженились артисты лишь в 2014-м, причем о тайной росписи не сообщили даже родителям. Интересно, что в загс Юра опоздал, зато прихватил с собой взятый в «Сатириконе» меч — решил, что это сделает ритуал поистине рыцарским. «И с охранником он в итоге договорился, что будет держать лезвие вдоль ног, никого не покалечит. Родные, когда потом услышали про это, пожали плечами: „Актеры, что с них взять“», — вспоминала Анна.
Сперва артисты жили в простой коммуналке, которую актрисе предоставил «Современник». Здесь на свет появилась старшая дочка пары — Марфа, ну а в 2017-м уже в собственной квартире у супругов родилась наследница Акулина — имя девочке выбирали по святкам. По признанию Юры, отцовство сделало его серьезнее, заставило повзрослеть и еще сильнее влюбиться в жену. «Главное постоянство в моей жизни сегодня — это жена и дети. Казалось бы, так очевидно — и так удивительно», — резюмировал Юра Борисов.