Имя Раднэр произошло от сокращения «радуйся новой эре», но, как выяснилось позднее, причин для ликования у актера оказалось мало. А ведь рос артист в окружении успешных людей: его папа Зиннат Муратов был первым секретарем Татарского обкома КПСС, и периодически домой семье позвонил сам Сталин; брат Лир стал международным арбитром по шахматам. К слову, настольной игрой в юности увлекался и наш герой.
Раднэр отучился в школе ВВС, а в 1947-м отправился в отпуск в Москву, что перевернуло его жизнь: парень увидел объявление о приеме абитуриентов во ВГИК и решил попробоваться, шутки ради. Комиссия разглядела в Муратове потенциал, так что в вуз его приняли с распростертыми объятьями. Почему же в дальнейшем удача отвернулась от артиста? 21 октября исполняется 94 года со дня рождения актера, и мы делимся его печальной историей.
Джентльмен без удачи
Окончив вуз, Раднэр попал в Государственный театр киноактера, где мелькал в массовке. В 50-х артист начал появляться на экране, правда, в эпизодах: в картинах «Застава в горах», «Богатырь» идет в Марто», «Максим Перепелица», «Поединок». В «Трудном счастье» актер исполнил роль цыгана, в ленте «Время, вперед!» отметился образом рабочего Загирова. Символично, что кандидат в мастера спорта по шахматам перевоплотился в игрока в «12 стульях».
Наконец, в 1971-м артисту досталась ключевая роль — мелкого уголовника Василия Алибабаевича в «Джентльменах удачи». Казалось, на актера обрушилась популярность, а значит, дальше карьера должна была пойти в гору. На деле же Муратов продолжил играть в эпизодах — в «Вечном зове», «Не может быть!», «Гражданине Лешке».
После ролей в «Крейцеровой сонате» и ленте «Семь криков в океане» кинокарьера Раднэра Муратова и вовсе закончилась. Прекратил он и заниматься озвучкой, хотя ранее подарил голос персонажам «Фантомаса», «Первой ласточки» и «Дорожного происшествия». Окружающие поговаривали, что творческой деятельности артиста мешало увлечение скачками, друзья же уверяли: всему виной — ухудшение здоровья и любовные драмы. Что же ближе к истине?
Теряя любовь
На съемках ленты «Богатырь» идет в Марто» артист познакомился с Изольдой Извицкой. Актеры полюбили друг друга и съехались, а мама Изольды впоследствии подтвердила тот факт, что Муратов намеревался жениться на девушке. Вот только на площадке «Первого эшелона» Извицкая встретила Эдуарда Бредуна и так воспылала страстью к коллеге, что ушла от Раднэра.
Лишь через несколько лет Муратов решился на новые отношения, обратив внимание на выпускницу ВГИКа Елену Довлатбекову на пробах в картину «Шарф любимой». «Он был очень мало похож на всех остальных. В нем было отсутствие какой-либо пошлости, какая-то вот детскость, наив, чистота, он весь светился изнутри. И это меня жутко подкупило», — признавалась актриса.
Елена получила главную роль, ну а Раднэр вернулся в Москву ни с чем. Зато артист стал приезжать к девушке в Нальчик, где в итоге влюбленные и поженились. У пары родился сын Леонид, но вскоре Довлатбекова осознала, что в борьбе за внимание мужа у них с ребенком появился серьезный конкурент — ипподром.
В начале 60-х страсть актера к скачкам достигла апогея, поэтому Елена подала на развод и забрала сына. Раднэр же окунулся в пучину ставок на ипподроме в районе Беговой улицы. Его товарищем по игромании стал Александр Вигдоров, известный зрителям по роли завскладом в «Дальнобойщиках». Как вспоминал Вигдоров, порой, когда у Муратова заканчивались деньги, за помощью он обращался к Георгию Вицину.
Со звездой «Кавказской пленницы» Раднэр частенько ездил на концерты. После творческих вечеров Вицин фотографировался с поклонниками за деньги, а вот Муратов стеснялся предлагать подобные услуги зрителям. Из жалости Георгий Михайлович отдавал половину заработанного коллеге, хотя знал, что тот спустит все на ипподроме.
«Радик был большим специалистом на бегах, он знал поименно каждого наездника, и часто ему удавалось выигрывать приличные суммы, — делились с прессой завсегдатаи ипподрома. — К сожалению, он не мог вовремя остановиться и продолжал делать ставки. В итоге уходил с ипподрома ни с чем. Однажды он заложил в ломбард свое единственное пальто: думал, отыграется. Не получилось. Так он больше месяца проходил в одном пиджаке, пока ему кто-то из наших не принес теплую куртку».
Опускаясь на дно
Еще в 80-е Раднэр поселился в «однушке» на Нагатинской набережной. Друг Владимир Протасенко помог завезти туда книги, шкаф, раскладушку и стол, а когда спустя несколько лет спросил, как Муратов обустроился, оказалось, что все стояло точно так, как в день заезда.
В квартире царил хаос, ведь актер махнул на беспорядок рукой и даже не позволял сыну нанять дворничиху, чтобы та хотя бы выбросила старые газеты. Друзьям артист обещал выкинуть весь мусор и старый хлам, однако слово не сдержал. Кажется, грязь и аскеза вполне устраивали Муратова, ведь даже когда его старая раскладушка сломалась, он не купил новую кровать, а снял с петель дверь и спал на ней.
С возрастом становилось хуже и хуже. «Да просто ему уже жить не хотелось, он часто говорил мне об этом, — вспоминал Александр Вигдоров. — Мы ему на юбилей подарили хороший костюм — так он его ни разу не надел, ходил в каком-то поношенном старье. На одном глазу у него была катаракта — я предложил ему лечь в хорошую клинику, порекомендовал знакомых врачей, но он наотрез отказался: «Зачем? Если скоро умру...»
Здоровье ухудшалось, старость подкралась незаметно, так что узнавать на улице актера перестали. Соседи приглашали артиста к себе, чтобы угостить домашней едой, однако он редко соглашался. Порой Муратова подкармливали в дешевой столовой, сам же он довольствовался батоном, плавленым сыром и минералкой.
«Мы его как-то про семью спросили, а он лишь рукой махнул: «Эх, никчемный я человек, по своей вине потерял жену... А теперь не хочу никому обузой быть. Мне уже много лет, жизнь закончена, не заново же все начинать...» — отмечала пенсионерка Елизавета Иосифовна. — Вообще в такие столовые счастливые люди не ходят. У кого дома все хорошо — зачем им казенная пища? Ведь кроме Раднэра Зинятовича здесь еще несколько известных актеров кормятся. Но они стесняются этого. Быстро покушают — и бежать отсюда».
Соседи вспоминали, как однажды застали Муратова заплаканным: он пересматривал по телевизору «Джентльменов удачи» и, по собственному признанию, смеялся до слез. Однако в глазах артиста царила такая тоска, что ясно было — испытывал он вовсе не радость.
Печальный финал
На заре нулевых знакомые вытащили актера на мероприятие, посвященное юбилею Гайдая, хотя Муратов давно зарекся посещать подобные встречи. Как оказалось, из-за перенесенного инсульта у Раднэра ухудшилась речь, поэтому выступление на вечере прошло ужасно. В концертной программе «Юморина» история повторилась: звезда «Джентльменов удачи» забыл текст, а потом и вовсе перестал узнавать коллег.
Как оказалось, из-за инсульта у Муратова начала развиваться болезнь Альцгеймера, так что он мог забыть собственный адрес или надеть разные ботинки. В октябре 2004-го артист вышел из дома и заблудился, а милиция, не узнав известного некогда актера, приняла его за бомжа и направила в психиатрическую клинику.
Сын нашел Раднэра и перевел его в лучшую больницу, где пациенту диагностировали проблемы с кровообращением и деменцию. «Муратов страдал слабоумием, а в первых числах декабря у него случился повторный инсульт, и его перевели в 68-ю больницу», — поясняли сотрудники лечебного учреждения.
Четыре дня актер лежал в коме, а 10 декабря 2004-го скончался, так и не придя в сознание. 76-летнего артиста отпевали в траурном зале клиники, а на его похороны пришли всего 15 человек: очевидно, на скачках Муратов проиграл не только деньги и здоровье, но и народную любовь…
По материалам «
Фото: Legion-Media, moscow-tombs.ru, кадры фильмов «Джентльмены удачи», «Максим Перепелица», «Богатырь» идет в Марто», «Шарф любимой», «Крейцерова сонате», «День любви»