27 февраля 1932-го в Москве в семье партийного работника родился Евгений Урбанский. Спустя шесть лет папу репрессировали, а мама с двумя детьми отправилась в Алма-Ату. Там женщина трудилась телеграфисткой, ну а Евгений пошел в школу и прожил до 14 лет. Затем родственники объединились с Яковом Урбанским в Коми, хотя реабилитировали мужчину лишь в середине 50-х.
Получив аттестат, Евгений вернулся в Москву, где сперва поступил в дорожный, а потом перевелся в горный институт. Здесь студента привлекли к участию в художественной самодеятельности, и он настолько проникся театром, что подал документы в Школу-студию МХАТ. Хотя курс уже набрали, парень уговорил комиссию прослушать его, и сумел пробиться в ряды счастливчиков вместе с Олегом Табаковым.
Олег Павлович впоследствии говорил, что Урбанский отличался не только талантом, но и яркой внешностью киношного шахтера: кудрявого, высокого, с ослепительной улыбкой. Казалось, актеру было предначертано великое будущее, но 5 ноября 1965 года его жизнь оборвалась. В годовщину гибели артиста рассказываем, почему его блестящий путь закончился трагически.
Перспективный актер
Студентом Евгений играл Лопахина в спектакле «Вишневый сад», ну а окончив вуз, влился в труппу Московского театра имени Станиславского. Именно подмостки артист считал основным местом работы, отыгрывая по 25 постановок в месяц, хотя широкую известность обрел благодаря кино.
Урбанский сам пришел к Юлию Райзману, чтобы уговорить режиссера доверить ему главную роль в картине «Коммунист». Райзман рискнул, и неопытный актер сыграл Василия Губанова, хотя на площадке ему пришлось туго. Евгений искренне переживал, что будет смотреться на экране неубедительно, однако зрители и критики решили иначе: лента попала в тройку лучших по версии «Советского экрана», отметилась в Венеции и на всесоюзном фестивале.
Отныне Урбанского останавливали на улицах с просьбой дать автограф, но он все равно сомневался в силе собственного таланта. Доказать себе что-то можно было лишь через огромный труд и самоотдачу, вот актер и выкладывался в театре и на площадке на все сто. Впоследствии это и назвали причиной его скорого конца…
Но не будем забегать далеко вперед. Фильмография артиста пополнилась фильмами «Баллада о солдате», «Неотправленное письмо» и «Испытательный срок», ну а новой волной популярности его накрыло после «Чистого неба». Да и могло ли быть иначе, если «Коммунист» сыграл отважного летчика Алексея Астахова?
Звездная болезнь Евгения не поразила, ведь после второго триумфа он наоборот решил сделать перерыв в съемках, чтобы посвятить себя театру. Спустя три года зрители вновь любовались актером в картинах «Большая руда» и «Пядь земли». В первом фильме артист играл шофера-фронтовика, а так как никогда не водил самосвал, лично учился этому на площадке.
Дублера вызывали лишь для последнего трагического эпизода, где герой Урбанского погибает в машине, падавшей с огромной высоты. А уже через год после премьеры ленты поклонники заговорили о том, что сценарий удивительным образом повторился в реальности…
Бросил жену ради Татьяны Лавровой
Актер, которого прозвали «советским Марлоном Брандо», не мог быть одиноким. Впервые Урбанский женился еще в период учебы в дорожном институте: зашел с товарищем отдать девушке книгу и влюбился с первого взгляда. Романтичная история продолжилась, когда Ольга вышла из подъезда — оказалось, Евгений прождал ее два часа, а едва увидел, как начал читать стихи Маяковского.
Студентка пединститута ответила Урбанскому взаимностью, и вот уже он провожал ее в пригород Москвы, а сам шел ночью пешком до общежития, так как вечно опаздывал на электричку. Уже через два месяца парень привез избранницу в Инту, где жили его мама с папой: и знакомиться, и смотреть на северное сияние. Родные с обеих сторон считали намерение пары пожениться скоропалительным, поэтому влюбленным пришлось расписаться тайно.
Когда у молодоженов родилась дочка Оля, близкие смирились с положением дел и начали помогать семье. Евгений проявил себя как заботливый папа и муж, так что теща с тестем вскоре полюбили его как родного сына.
Все перевернулось, когда Урбанский поступил в Школу-студию МХАТ. Супруга Ольга уже работала заведующей детсадом, в то время как Евгений вновь ходил в студентах. Кроме того, мужчина постоянно до ночи пропадал на репетициях, а хуже всего, что рассказывал о восхитительной девушке с младшего курса — Татьяне Лавровой.
Ольга быстро поняла, что Татьяна стала для мужа не просто коллегой по цеху, а возлюбленной. Не сумев простить измену, женщина подала на развод, отпустив Евгения к сопернице. «Таня с таким теплом и ностальгией рассказывала, как они жили в крошечной комнатке общежития Театра имени Станиславского, а потом ютились за ширмой у Таниной бабушки в коммуналке… Любила вспоминать, как Евгений впервые ее поцеловал: «Юная наивная дурочка, я была так потрясена и напугана! Прибежала к бабушке со слезами: «Я, наверное, беременна…», — делилась подруга Лавровой Юлия Петрова.
Впоследствии в актерских кругах говорили, что Урбанский и Лаврова расстались из-за некой некрасивой ситуации. Друзья Татьяны не сомневались, что актер изменил преданной девушке. Тем более что даже когда Евгений уже снова женился, артистка, не боясь унижения, звонила ему и просила о встрече — любовь к «советскому Марлону Брандо» не проходила долго…
Последняя любовь и трагическая смерть
Летом 1960-го на международном фестивале в Москве Урбанский познакомился с латвийской актрисой Дзидрой Ритенбергой: постучался в номер к девушке, представился и сообщил, что наконец-то счастлив. Буквально на следующий день Евгений сделал коллеге предложение, но та отказала, так как вскоре у нее планировалась сложная операция на сердце с неизвестным исходом.
Урбанский заявил, что подождет, но сразу после больницы они отправятся в загс. Так и случилось — операция прошла успешно, и Дзидра согласилась выйти замуж за русского артиста. Поклонницы продолжали одолевать женатого второй раз актера: порой девушки говорили Ритенберге, что растят внебрачных детей от звезды «Коммуниста». Латвийка спокойно относилась к слухам, а единственное, чего не терпела — это посиделок супруга с друзьями.
Впрочем, алкоголиком Евгений не был, поэтому редкие пьянки ему прощались. Перенесла Дзидра и месяцы в шестиметровой комнате общежития, прежде чем паре выделили квартирку у метро «Сокол». Вот только наслаждаться семейной гармонией им довелось лишь пару лет.
Ритенберга ждала ребенка, когда Урбанский начал сниматься в картине «Директор». Супруга тяжело переносила беременность, поэтому не поехала с возлюбленным в Среднюю Азию.
«Самое удивительное, что и он совсем не рвался к работе в этом фильме. Может, поэтому и возникло какое-то недоброе предчувствие, ощущение надвигающейся беды. Помню, незадолго до отъезда я вернулась с репетиции домой. Женя лежал на диване с совершенно непривычным, испуганно-озабоченным лицом. Он произнес фразу, от которой мне стало просто дурно: „Мне показалось сейчас, будто я умер. Такая пустота кругом!“ Я начала его успокаивать: „Ну Бог с ней, с этой ролью, с деньгами“. Но, видимо, такова уж наша актерская натура — каждую роль воспринимаешь как последнюю. И Женя поехал», — вспоминала Дзидра.
По сценарию машина героя должна была обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложный кадр — прыжок автомобиля с одного из барханов. Евгений, как обычно, отказался от помощи каскадеров и сам отлично выполнил первый дубль. Однако второй режиссер предложил переснять сцену, и на этот раз все закончилось страшной аварией, в которой Урбанский погиб мгновенно.
Близкий друг актера Юрий Никулин отмечал, что подобный исход был вероятен лишь в одном случае на тысячу: определенным образом совпали скорость движения, сила ветра, угол наклона и поворота, вес машины. Нашлись и те, кто обвинил в трагедии… Татьяну Лаврову — мол, в то злосчастное утро она позвонила Урбанскому, наговорила гадостей, вот артист и не справился с управлением, так как был не в себе.
Злой рок или несчастный случай, но Евгений погиб в 33 года, за три месяца до появления на свет дочки. Дзидра назвала малышку в честь папы — Женей, а в 1968-м навсегда покинула Москву, где ее больше ничего не держало.