Жанна Рождественская появилась на свет в городе Ртищево Саратовской области. Вопреки домыслам, родственницей знаменитому поэту Роберту Рождественскому Жанна не приходилась. Впрочем, и семья артистки могла похвастаться талантами.
«Единственный в нашем городке инструмент стоял в музыкальной школе. А семья-то у меня музыкальная! Мама блестяще пела, папа играл на всех видах инструментов — гармошке, балалайке, свирели, гитаре. И вот родители, скинув последние гроши, решили купить мне это пианино. Надо было видеть, что это такое — огромное немецкое пианино, с подсвечниками, чуть расстроенное. Я прилипла к нему и не отлипала. Все советские песни, что крутили по радио, я подбирала на пианино. Тыркала правой рукой, потом левой. А потом пошла в музыкальную школу», — делилась Жанна.
В 10 Рождественская уже подрабатывала аккомпаниатором в детсаду, а после окончания Саратовского музучилища стала солировать в местной филармонии и руководить ВИА «Поющие сердца». Но когда Жанна Германовна прославилась и почему известность так и осталась для нее относительной? 23 ноября артистке исполняется 74, и мы рассказываем о ее непростом пути.
Голос за кадром
Огромную роль в становлении артистки сыграл Лев Горелик, пригласивший ее в свой театр миниатюр. Жена режиссера окончила консерваторию, так что давала Жанне уроки вокала. После мюзикла «Не телефонный это разговор…» Рождественская организовала при театре фольклорный ансамбль «Саратовские гармошки», с которым выступала на всесоюзных конкурсах.
Вскоре коллектив пригласили в столицу, где музыканты и певица работали в «Союзгосцирке», а затем и в Московском мюзик-холле. Звездный час артистки пробил, когда на Международном конкурсе политической песни в Сочи «Красная гвоздика» она исполнила арию из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» композитора Алексея Рыбникова. В 25 Жанна Рождественская записала все женские партии произведения на пластинку, что до сих пор считает кульминацией своего творчества.
«Алексей Львович — выдающийся вокальный педагог. Я сотрудничала практически со всеми советскими композиторами, но никто не умеет работать с вокалистами так, как он. Он знает, что нужно, и двумя-тремя фразами может емко и образно это донести до артиста. Так что мне вовсе не обидно, что я озвучила столько картин. Наоборот — горжусь! Сидишь вечером дома, хлещешь чаек, включаешь телевизор погромче — ой, я, что ли, пою? Приятно», — рассуждала Рождественская.
Певица участвовала в записи и другой культовой оперы Рыбникова — «Юнона и Авось». В арии Пресвятой Девы вокалистка легко достала ми-бемоль третьей октавы, и во всех последующих постановках использовали исключительно фонограмму Рождественской.
«Мне в то время трех клавиш не хватало до конца клавиатуры фортепиано — я пела абсолютно все, — без ложной скромности рассуждала звезда. — Четыре с половиной октавы в голосе было точно. Это сейчас из-за возраста все поменялось. Еще Елена Образцова в свое время говорила, что у женщин из-за гормональных изменений верхние ноты переходят в нижние. Так со мной и вышло. А тогда это ми было — раз плюнуть. Извините, похвастаюсь: так, как спела я, еще никто не смог. И не сможет. Сто пудов! Это не бахвальство. Я спела не по-оперному, не по-эстрадному, а инструментальным голосом, почти космическим».
Вскоре Жанну Германовну позвали в Росконцерт, и она начала усердно работать на студиях, записывая песни для кинофильмов. Многие зрители даже не понимали, что в «Карнавале» поет не Ирина Муравьева, а Рождественская — так хорошо голос вокалистки ложился на образы с экрана. Пролог в «Служебном романе», «Песня Леди Джейн» из «31 июня», «Гадалка» из «Ах, водевиль, водевиль…» — все это исполнила Жанна Рождественская, но хватало ли ей закадровой славы?
«Черный список»
Жанна Германовна активно записывала пластинки и работала в озвучивании, но при этом из телеэфиров ее вырезали. «Например: идет анонс программы, в записи которой я участвовала, меня показывают. Звоню родным, сообщаю, когда меня смотреть. Начинается эфир — бац, меня нет. Через некоторое время мне сказали, что я каким-то образом оказалась в черном списке. Что это такое? Понятия не имею», — делилась певица.
Артистка дружила с именитыми композиторами, но даже не думала обращаться к ним за помощью — не умела просить помощи, да и «пробивной» не была. Спустя годы распространились слухи, что руку к «отмене» Жанны Рождественской на ТВ приложила сама Алла Пугачева. «Точно об этом я не знаю, — подчеркивала Рождественская. — Единственное, что я прочитала однажды по этому поводу, написал один из бывших сотрудников фирмы „Мелодия“. В своем интервью он рассказал, что Алла Борисовна очень часто помогает молодым, но двум Жаннам она перекрыла кислород: Агузаровой, которая уехала в Америку, и Рождественской, которая спилась. Это то, что мне известно».
Вот только Жанна Германовна не спилась, ну а Жанне Агузаровой, как известно, Алла Борисовна наоборот всячески помогала: именно Пугачева попросила Резника отдать Агузаровой песню «В городе моем», подарила девушке платье для выступлений, да и композиции начинающей группы «Браво» старалась продвигать.
На конкуренцию артисток намекал и слух, что Алла Пугачева хотела исполнить «Позвони мне, позвони». «Уж не знаю, что Пугачева хотела петь. Но она потом пела мои песни. И я могу сказать, что перепела она их хуже. Я считаю, что я их исполнила гораздо лучше!» — заявляла Рождественская в программе «Привет, Андрей!» канала «Россия 1».
С актрисами отношения у звезды складывались более теплые. Так, Жанна Германовна рассказывала, что Ирина Муравьева была восхищена ее исполнением «Позвони мне, позвони». «Она сказала: „Жанка, ты так здорово спела! Мне кажется, я даже хуже сыграла“. Теперь она почему-то отказывается от этих слов», — уточнила Рождественская.
В 90-е наступили трудные времена для всей страны, и Жанна Германовна осталась без работы. В очередной раз ее выручил Алексей Рыбников: устроил педагогом по вокалу в Московский театр клоунады. Позднее Рождественская начала выступать в сборных концертах, перезаписывала «Юнону и Авось», занималась постановкой вокальных номеров новой версии рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
Семейное «проклятье»
Еще в период учебы в Саратовском музучилище Жанна Рождественская вышла замуж за барабанщика Сергея Акимова. Увы, вскоре после рождения дочки Ольги супруги разошлись, и девочка в первый и последний раз увидела папу в 14. Важнее другое: уже в два годика Оля запела, причем интонировала настолько чисто, что Жанна сразу поняла — растет звезда.
Так и случилось, ведь в семь лет Ольга Рождественская с первого дубля записала «Песенку Красной Шапочки» и проснулась знаменитой. Девочку звали на различные мероприятия и гастроли, она спела «Снежинку» в «Чародеях» и многие другие детские кинохиты, но с возрастом начала терять интерес к творчеству.
«До сих пор пишет уникальные песни, но никому их не отдает. Я говорю: „Посмотри, что поют сейчас! Попса — это же ужас. Почему ты не попробуешь? Почему не отдашь кому-нибудь?“ Не хочет. У нее есть своя группа — Moscow Grooves Institute. Есть семья — муж и сын. Мой зять — талантливый клавишник, работает с композитором Алексеем Айги», — делилась Жанна Германовна несколько лет назад.
Дочь в какой-то мере повторила судьбу матери, ощутив взлет и скорый спад музыкальной карьеры. Рождественская отмечала, что в них попросту нет гена настойчивости. «Лбом пробить стену — это не про нас. А сейчас нужно именно это: за спиной стоит продюсер, который следит, диктует и направляет. У меня такого человека не было. Если бы надо мной стоял кто-нибудь с дрыном, может быть, все сложилось бы по-другому. Но я ни на что не сетую. Все, что Господь дал, принимаю и благодарю. Считаю, что жизнь прожита не зря», — заключила наша героиня.
У обеих певиц случился кратковременный взлет в 2015-м: Жанна Германовна тогда попала в жюри проекта «Главная сцена», ну а Ольга спела партии для героини Ольги Сутуловой в сериале «Рожденная звездой». В дальнейшем Жанна Рождественская появлялась на различных тематических телепередачах, занималась преподаванием, а в закате былой славы предпочитала никого не винить.