Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Пять мужчин Галины Улановой

Легендарная танцовщица вывела балет на новый уровень, ей подражали и устанавливали памятники при жизни. Искусство было всем для Галины Улановой, ради осуществления мечты о карьере примы она отказалась от материнства, а в итоге осталась совсем одна.

21 марта 2020 10:0007 869
Пять мужчин Галины Улановой
Галина Уланова

Галина Уланова стала звездой Мариинского, а затем и Большого театров, сумела блестяще воплотить образ Джульетты из произведения Прокофьева, покорила критиков Вены, Лондона и Стокгольма. Более 30 лет артистка блистала на сцене, а в 50 завершила карьеру танцовщицы. Гвалт аплодисментов в ее жизни сменился поистине оглушительной тишиной.

Балерина продолжала преподавать и видеться с коллегами, однако с возрастом рядом с ней не осталось ни одного по-настоящему близкого человека. По разным причинам прима расходилась с избранниками, а в последние годы уже не мечтала встретить любовь. Она скончалась 21 марта 1998-го в 88 лет, унеся с собой в могилу сокровенные тайны, которыми не была готова делиться ни с кем.

ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ

Пять мужчин Галины Улановой
С юных лет Галина Уланова знала, что станет балериной

Галине Сергеевне было суждено стать звездой балета, ведь она родилась в семье артистов Мариинки. Позднее ее папа переквалифицировался из солиста в театрального режиссера, а мама — в педагога по хореографии. Девочка росла настоящим сорванцом: лазала по деревьям и стреляла из лука.

Все изменилось, когда девятилетнего ребенка приняли в Петроградское танцевальное училище. С Улановой занималась мама, Мария Романова, а затем Агриппина Ваганова, в честь которой впоследствии назвали образовательное учреждение. Маленькая Галя все схватывала на лету, и педагоги пророчили ей большое будущее на сцене.

С первых постановок Галина Сергеевна привлекла внимание публики, танцуя с таким изяществом и эмоциональностью, что ей завидовали более опытные коллеги. Спустя год после окончания училища балерина получила ведущую партию в «Лебедином озере». Ее дуэт с Константином Сергеевым называли образцовым. Критики высоко оценили работу Улановой в спектаклях «Жизель» и «Щелкунчик», но главным ее достижением стал образ Джульетты в произведении Сергея Прокофьева. Музыка композитора казалась непривычной, уводя и артистов и зрителей от мягкости Чайковского и Шопена.

«В особенности поражал весь последний акт, когда героиня вся совершенно дрожит неизвестно отчего, и только в смерти ей выход. Такая здесь музыка, которая тебя заставляет быть в дрожи. Я все-таки более лирическая танцовщица. А благодаря Прокофьеву, оказывается, стала и драматической», — подчеркивала Галина Уланова.
Пять мужчин Галины Улановой
Галина Уланова и Юрий Жданов в фильме-балете «Ромео и Джульетта»

Грянула война, и искусство стало нести совсем иной характер. Чтобы воодушевить людей, балерина выступала перед ранеными в госпиталях Екатеринбурга, Перми и Алма-Аты. В середине 40-х Улановой пришлось покинуть любимый ею Ленинград: так пожелал сам Сталин, считавший, что танцовщица такого уровня должна присутствовать на всех официальных кремлевских приемах. Особого выбора у Галины Сергеевны не было — или перейти в Большой театр, или закончить карьеру.

В Москве артистка быстро завоевала критиков и зрителей, спектакли с ней стали самыми посещаемыми в городе. С Большим театром звезда сцены отправилась на зарубежные гастроли. В Венской опере зал аплодировал русской балерине стоя, еще большим успехом обернулось для нее выступление в Лондоне. Газеты писали, что так не встречали ни одну танцовщицу со времен Анны Павловой, а ведь в тот момент Улановой уже было 46.

Пять мужчин Галины Улановой
В Лондоне генеральный директор BBC Джеральд Бидл поздравлял Уланову с премьерой

Ее авторитет в мире искусства был непоколебим. Ираклий Андроников говорил, что Галину Сергеевну нельзя называть просто балериной, ведь в танце она — поэт. Рудольф Нуреев отмечал, что Уланова чиста и не развращена бытом театра благодаря уникальной способности оставаться непритязательной, поглощенной профессией и далекой от интриг труппы. Артистка отличалась молчаливостью и закрытостью, ее действительно интересовало только главное дело жизни. Она сравнивала себя с лошадью в шорах, у которой нет ни желания, ни возможности смотреть в сторону, отвлекаясь от дороги.

В 50 Уланова завершила карьеру «Шопенианой». Однако из театра она не ушла, начав преподавательскую деятельность. Среди учеников хореографа — Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, солисты парижского, токийского и стокгольмского балетов.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Пять мужчин Галины Улановой
Юрий Завадский был единственным официальным мужем артистки

Скрытная и замкнутая, Галина Уланова редко делилась подробностями из частной жизни. «Все не так просто, и если говоришь о чем-то, о каком-то отдельном эпизоде, то надо добавлять еще долгую предысторию, пояснять, когда, с кем, почему и как. Это ведь интимные вещи, об этом не расскажешь», — поясняла она.

Однако о романах Галины Сергеевны все равно узнали знакомые и поклонники. Ее мужчины были напрямую связаны с миром искусства. Так, первым избранником танцовщицы стал невысокий лысоватый концертмейстер Исаак Меликовский. Через год его сменил дирижер Евгений Дубовский, но и с ним балерина продержалась недолго.

Зато с актером Юрием Завадским дела обстояли иначе: он взял на себя роль единственного официального мужа артистки. Друзья пары считали, что о большой страсти и чувствах речи не шло. Будучи в браке, они жили порознь — Завадский обитал в квартире мамы, а Уланова — в своей, на Котельнической набережной, — но не потому, что им было скучно вдвоем.

«Наоборот — два творческих человека только так, на мой взгляд, и могут существовать, — уверяла звезда. — Он приходил ко мне, чтобы отдохнуть. Мы мало разговаривали, он просто садился в кресло напротив телевизора и долго смотрел его. Ему было достаточно просто моего присутствия. Наша жизнь состояла из его и моей работы».
Пять мужчин Галины Улановой
Последним гражданским мужем примы стал Вадим Рындин

Брак распался в конце 40-х, и в жизни каждого артиста появились новые возлюбленные. По слухам, формально Завадский и Уланова оставались мужем и женой. Годы спустя актер мчался на помощь балерине после любого ее телефонного звонка. После смерти Юрия Александровича танцовщица продолжала интересоваться делами, связанными с его судьбой: театральными мероприятиями, творческими вечерами и выставками. Так что, вероятно, знакомые семьи ошибались, и все же у Галины Сергеевны и ее супруга были весьма серьезные чувства друг к другу.

Танцовщице исполнилось 39, когда на горизонте появился режиссер Иван Берсенев. Артист был на 20 лет старше балерины, к тому же женат на Софье Гиацинтовой, однако страсть вскружила ему голову мгновенно. Ради примы драматург оставил супругу. К сожалению, вместе Уланова и Берсенев прожили всего два года — в 1951-м он скончался. У гроба стояли сразу две безутешные женщины: вдова и любовница.

Последним избранником примы стал главный художник Большого театра Вадим Рындин. Мужчина буквально боготворил Галину Сергеевну, однако в его жизни была и другая любовь — выпивка. Долго терпеть пагубное пристрастие балерина не могла, так что в итоге выгнала Рындина и осталась совсем одна…

ОДИНОКАЯ, НО НЕСЛОМЛЕННАЯ

Пять мужчин Галины Улановой
До последнего дня балерина следила за собой и оставалась в хорошей форме

Галина Сергеевна больше не искала любви и не ждала от судьбы подарков. Многие говорили, что по свойству характера она легко переносила одиночество, но так ли это было на самом деле? Ведь с возрастом прима превратилась в абсолютного интроверта, растеряла старых знакомых, не имела родственников. У нее не появилось детей, впрочем, артистка уверяла, что не жалеет об утраченной возможности: с детства мама поясняла ей, что нужно выбирать — семья или блестящая карьера. Всем известно, какой путь предпочла звезда Большого театра.

Балерину по-прежнему окружали люди, интересующиеся ее насыщенной жизнью. Но Уланова упорно отказывалась поведать свою историю, твердя, что напишет книгу — вот тогда поклонникам и откроются заветные детали.

«Как хотите это называйте — воспоминания, жизнеописание, мемуары — вот для нее я и храню все то, что могла бы рассказать. Но не о себе лично, не о том, какая я, а о времени, вернее, о временах, в которые мне довелось жить. Я ведь родилась в Петербурге еще при Николае Втором, пережила Октябрьскую революцию, Отечественную войну... Так что рассказать есть что», — делилась прима.

Разговорить артистку удалось только журналисту Татьяне Агафоновой. Женщина взялась снять о балерине фильм и постепенно подружилась с ней. Поначалу Татьяна приносила Улановой горячие обеды и развлекала беседами, а затем стала ее личным секретарем, компаньонкой и домработницей. Вероятно, в какой-то мере Агафонова заменила Галине Сергеевне дочь, которой у той никогда не было.

Пять мужчин Галины Улановой
Галина Уланова похоронена на Новодевичьем кладбище

На несколько лет помощница оказалась единственным близким человеком примы. Хотя Татьяна была младше на 20 лет, она скончалась первой: сгорела от рака в середине 90-х. Больше хореограф уже никого к себе не подпустила. «Ей было чуть за 60. Жить бы еще могла. Теперь она за мной оттуда наблюдает», — указывала Уланова на фото на тумбочке.

До последнего дня балерина следила за собой, хотя не сделала ни одной подтяжки и гордилась каждой морщиной на лице, как отпечатком времени. Утро начиналось для Улановой с традиционной разминки: по привычке, она делала все те же упражнения, что и перед выступлениями. К слову, Галине Сергеевне удалось сохранить стройность — в молодости она весила 49 килограммов, а в старости и вовсе 45.

«Сейчас я даже в лучшей форме, — подчеркивала Уланова. — С утра, прежде чем ехать в Большой на занятия, ем только одно яблочко. А приеду — потушу себе кабачок, приготовлю что-нибудь легонькое».

В последние годы прима испытывала финансовые трудности, но никогда не жаловалась на жизнь и стойко принимала ее удары. В 1992-м у Галины Сергеевны случился первый инсульт, а 21 марта 1998-го — второй, роковой приступ. Загадочная балерина умерла, так и не раскрыв миру все свои тайны.

По материалам «Коммерсант», «Труд».

Фото: Michael Ward, Bettmann, Keystone/Hulton Archive, KEYSTONE-FRANCE, Amy T. Zielinski/Getty Images, SEF, Juliet Butler / Legion-Media, Интерпресс/PhotoXPress.ru

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения