Галина Уланова стала звездой Мариинского, а затем и Большого театров, сумела блестяще воплотить образ Джульетты из произведения Прокофьева, покорила критиков Вены, Лондона и Стокгольма. Более 30 лет артистка блистала на сцене, а в 50 завершила карьеру танцовщицы. Гвалт аплодисментов в ее жизни сменился поистине оглушительной тишиной.
Балерина продолжала преподавать и видеться с коллегами, однако с возрастом рядом с ней не осталось ни одного по-настоящему близкого человека. По разным причинам прима расходилась с избранниками, а в последние годы уже не мечтала встретить любовь. Она скончалась 21 марта 1998-го в 88 лет, унеся с собой в могилу сокровенные тайны, которыми не была готова делиться ни с кем.
ЗВЕЗДНЫЙ ПУТЬ
Галине Сергеевне было суждено стать звездой балета, ведь она родилась в семье артистов Мариинки. Позднее ее папа переквалифицировался из солиста в театрального режиссера, а мама — в педагога по хореографии. Девочка росла настоящим сорванцом: лазала по деревьям и стреляла из лука.
Все изменилось, когда девятилетнего ребенка приняли в Петроградское танцевальное училище. С Улановой занималась мама, Мария Романова, а затем Агриппина Ваганова, в честь которой впоследствии назвали образовательное учреждение. Маленькая Галя все схватывала на лету, и педагоги пророчили ей большое будущее на сцене.
С первых постановок Галина Сергеевна привлекла внимание публики, танцуя с таким изяществом и эмоциональностью, что ей завидовали более опытные коллеги. Спустя год после окончания училища балерина получила ведущую партию в «Лебедином озере». Ее дуэт с Константином Сергеевым называли образцовым. Критики высоко оценили работу Улановой в спектаклях «Жизель» и «Щелкунчик», но главным ее достижением стал образ Джульетты в произведении Сергея Прокофьева. Музыка композитора казалась непривычной, уводя и артистов и зрителей от мягкости Чайковского и Шопена.
Грянула война, и искусство стало нести совсем иной характер. Чтобы воодушевить людей, балерина выступала перед ранеными в госпиталях Екатеринбурга, Перми и Алма-Аты. В середине 40-х Улановой пришлось покинуть любимый ею Ленинград: так пожелал сам Сталин, считавший, что танцовщица такого уровня должна присутствовать на всех официальных кремлевских приемах. Особого выбора у Галины Сергеевны не было — или перейти в Большой театр, или закончить карьеру.
В Москве артистка быстро завоевала критиков и зрителей, спектакли с ней стали самыми посещаемыми в городе. С Большим театром звезда сцены отправилась на зарубежные гастроли. В Венской опере зал аплодировал русской балерине стоя, еще большим успехом обернулось для нее выступление в Лондоне. Газеты писали, что так не встречали ни одну танцовщицу со времен Анны Павловой, а ведь в тот момент Улановой уже было 46.
Ее авторитет в мире искусства был непоколебим. Ираклий Андроников говорил, что Галину Сергеевну нельзя называть просто балериной, ведь в танце она — поэт. Рудольф Нуреев отмечал, что Уланова чиста и не развращена бытом театра благодаря уникальной способности оставаться непритязательной, поглощенной профессией и далекой от интриг труппы. Артистка отличалась молчаливостью и закрытостью, ее действительно интересовало только главное дело жизни. Она сравнивала себя с лошадью в шорах, у которой нет ни желания, ни возможности смотреть в сторону, отвлекаясь от дороги.
В 50 Уланова завершила карьеру «Шопенианой». Однако из театра она не ушла, начав преподавательскую деятельность. Среди учеников хореографа — Николай Цискаридзе, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, солисты парижского, токийского и стокгольмского балетов.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Скрытная и замкнутая, Галина Уланова редко делилась подробностями из частной жизни. «Все не так просто, и если говоришь о чем-то, о каком-то отдельном эпизоде, то надо добавлять еще долгую предысторию, пояснять, когда, с кем, почему и как. Это ведь интимные вещи, об этом не расскажешь», — поясняла она.
Однако о романах Галины Сергеевны все равно узнали знакомые и поклонники. Ее мужчины были напрямую связаны с миром искусства. Так, первым избранником танцовщицы стал невысокий лысоватый концертмейстер Исаак Меликовский. Через год его сменил дирижер Евгений Дубовский, но и с ним балерина продержалась недолго.
Зато с актером Юрием Завадским дела обстояли иначе: он взял на себя роль единственного официального мужа артистки. Друзья пары считали, что о большой страсти и чувствах речи не шло. Будучи в браке, они жили порознь — Завадский обитал в квартире мамы, а Уланова — в своей, на Котельнической набережной, — но не потому, что им было скучно вдвоем.
Брак распался в конце 40-х, и в жизни каждого артиста появились новые возлюбленные. По слухам, формально Завадский и Уланова оставались мужем и женой. Годы спустя актер мчался на помощь балерине после любого ее телефонного звонка. После смерти Юрия Александровича танцовщица продолжала интересоваться делами, связанными с его судьбой: театральными мероприятиями, творческими вечерами и выставками. Так что, вероятно, знакомые семьи ошибались, и все же у Галины Сергеевны и ее супруга были весьма серьезные чувства друг к другу.
Танцовщице исполнилось 39, когда на горизонте появился режиссер Иван Берсенев. Артист был на 20 лет старше балерины, к тому же женат на Софье Гиацинтовой, однако страсть вскружила ему голову мгновенно. Ради примы драматург оставил супругу. К сожалению, вместе Уланова и Берсенев прожили всего два года — в 1951-м он скончался. У гроба стояли сразу две безутешные женщины: вдова и любовница.
Последним избранником примы стал главный художник Большого театра Вадим Рындин. Мужчина буквально боготворил Галину Сергеевну, однако в его жизни была и другая любовь — выпивка. Долго терпеть пагубное пристрастие балерина не могла, так что в итоге выгнала Рындина и осталась совсем одна…
ОДИНОКАЯ, НО НЕСЛОМЛЕННАЯ
Галина Сергеевна больше не искала любви и не ждала от судьбы подарков. Многие говорили, что по свойству характера она легко переносила одиночество, но так ли это было на самом деле? Ведь с возрастом прима превратилась в абсолютного интроверта, растеряла старых знакомых, не имела родственников. У нее не появилось детей, впрочем, артистка уверяла, что не жалеет об утраченной возможности: с детства мама поясняла ей, что нужно выбирать — семья или блестящая карьера. Всем известно, какой путь предпочла звезда Большого театра.
Балерину по-прежнему окружали люди, интересующиеся ее насыщенной жизнью. Но Уланова упорно отказывалась поведать свою историю, твердя, что напишет книгу — вот тогда поклонникам и откроются заветные детали.
«Как хотите это называйте — воспоминания, жизнеописание, мемуары — вот для нее я и храню все то, что могла бы рассказать. Но не о себе лично, не о том, какая я, а о времени, вернее, о временах, в которые мне довелось жить. Я ведь родилась в Петербурге еще при Николае Втором, пережила Октябрьскую революцию, Отечественную войну... Так что рассказать есть что», — делилась прима.
Разговорить артистку удалось только журналисту Татьяне Агафоновой. Женщина взялась снять о балерине фильм и постепенно подружилась с ней. Поначалу Татьяна приносила Улановой горячие обеды и развлекала беседами, а затем стала ее личным секретарем, компаньонкой и домработницей. Вероятно, в какой-то мере Агафонова заменила Галине Сергеевне дочь, которой у той никогда не было.
На несколько лет помощница оказалась единственным близким человеком примы. Хотя Татьяна была младше на 20 лет, она скончалась первой: сгорела от рака в середине 90-х. Больше хореограф уже никого к себе не подпустила. «Ей было чуть за 60. Жить бы еще могла. Теперь она за мной оттуда наблюдает», — указывала Уланова на фото на тумбочке.
До последнего дня балерина следила за собой, хотя не сделала ни одной подтяжки и гордилась каждой морщиной на лице, как отпечатком времени. Утро начиналось для Улановой с традиционной разминки: по привычке, она делала все те же упражнения, что и перед выступлениями. К слову, Галине Сергеевне удалось сохранить стройность — в молодости она весила 49 килограммов, а в старости и вовсе 45.
«Сейчас я даже в лучшей форме, — подчеркивала Уланова. — С утра, прежде чем ехать в Большой на занятия, ем только одно яблочко. А приеду — потушу себе кабачок, приготовлю что-нибудь легонькое».
В последние годы прима испытывала финансовые трудности, но никогда не жаловалась на жизнь и стойко принимала ее удары. В 1992-м у Галины Сергеевны случился первый инсульт, а 21 марта 1998-го — второй, роковой приступ. Загадочная балерина умерла, так и не раскрыв миру все свои тайны.
По материалам «Коммерсант», «Труд».
Фото: Michael Ward, Bettmann, Keystone/Hulton Archive, KEYSTONE-FRANCE, Amy T. Zielinski/Getty Images, SEF, Juliet Butler / Legion-Media, Интерпресс/PhotoXPress.ru