В юности Александр Дьяченко увлекался восточными единоборствами, хоккеем и атлетикой, хотя больше его привлекали не спортивные занятия, а искусство. Но как парень из простой семьи мог надеяться, что пройдет огромный конкурс в театральный, если сотни талантливых абитуриентов Северо-Западного региона претендовали на место? Поэтому наш герой умерил амбиции и пошел по стопам отца: в Электротехнический институт имени Ленина.
Лекции по специальности «корабельная электротехника и радиоавтоматика» студента не слишком интересовали, в отличие от происходящего во Дворце молодежи, располагавшемся рядом с учебным корпусом. В этом эпицентре культуры выступали «Браво», «Кино» и «Алиса», репетировали «ДДТ» и труппа Вячеслава Полунина. Все это послужило источником вдохновения для Дьяченко, который как раз начал играть на гитаре и сочинять первые мелодии. Однако связывать жизнь с творчеством Александр по-прежнему не решался.
Когда этот барьер рухнул, и Дьяченко стал тем, кем мы привыкли его видеть? 12 июня актеру исполняется 57, и мы рассказываем, в какие дебри заводила его судьба.
Жизнь в Америке
Александр окончил вуз в конце 80-х, когда выпускников уже не отправляли по распределению на обязательную отработку по специальности на предприятия. Компания, в которую устроился парень, занималась налаживанием связей между Западом и зарождающимся классом советских бизнесменов. Дьяченко отправили в командировку в Ашхабад, где он столкнулся с сотрудниками «Беларусьфильма», приехавшими искать натуру для съемок.
Режиссер Владимир Попов разговорился с Александром, а на прощание обмолвился, что пригласил бы его на пробы. Всерьез слова постановщика наш герой не принял, однако вскоре ему в Петербург пришло заказное письмо с приглашением и билетом до Минска. Воодушевленный, Дьяченко помчался на кастинг и в итоге получил роль в фильме «Защитник». На экраны картина так и не вышла из-за разногласий авторов и спонсоров, но нескольких месяцев работы на площадке актеру хватило на то, чтобы пропитаться атмосферой кино.
Однако сразу окунуться в съемки у Дьяченко не вышло: в начале 90-х дела с киноиндустрией обстояли неважно, к тому же Александр решил попытать счастья в США. Друзья помогли артисту устроиться и найти интересную работу в Америке — спортивным агентом российских хоккеистов. На должности менеджера мужчина продержался четыре года, ну а параллельно учился на актерском факультете Колумбийского университета.
Дьяченко стажировался в Лос-Анджелесе и даже вступил в местный актерский профсоюз. Кроме того, Александр активно развивался в музыке, совершенствуясь в игре на гитаре, сочиняя песни и вращаясь в кругах рокеров. Ну а в конце 90-х в Нью-Йорке на одном светском мероприятии мужчина познакомился с петербургским актером Сергеем Русскиным.
«Когда я вскоре приехал по делам в Россию, он пригласил меня на празднование пятисотого кадра фильма «Особенности национальной рыбалки», где тогда снимался. Там я и познакомился с Алексеем Балабановым, который вскоре прилетел в Чикаго на кинофестиваль со своей картиной «Про уродов и людей». Алексей попросил показать ему город. Я возил его и по элитным районам, и по кварталам, где из машины лучше не выходить», — делился Дьяченко.
Александр не знал, что сценарий «Брата 2» уже активно пишется, а режиссер ищет натуру для съемок. Когда же минуло три месяца, Балабанов лично позвонил Дьяченко и предложил ему сыграть в картине близнецов Громовых. «Так жизнь в очередной раз кардинально изменилась. Я вернулся домой и на экран. И главной своей радостью — жизнью в кино — обязан Балабанову...» — подчеркивал актер.
Неудачная лавстори и внезапное появление «дочери»
Мы опустили в рассказе о жизни Александра Дьяченко в Америке важную деталь — свадьбу. Впрочем, и сам актер впоследствии отказывался детально касаться подробностей той истории. Роман с уроженкой Греции Дженни завязался у артиста после вечеринки в Чикаго, а через полгода вылился в брак, который сейчас Дьяченко считает большой ошибкой.
«Все инициировала именно она. Такое впечатление, что она просто получила то, к чему стремилась. Наутро после свадьбы я проснулся не с тем человеком, которого полюбил. Брак просуществовал девять лет. Потом у меня стала развиваться актерская карьера, я начал часто ездить в Россию, и отношения окончательно изжили себя», — коротко характеризовал отношения артист в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
И действительно, в России актер оказался настолько занят, что Дженни пришлось прилетать в Москву, чтобы подписать документы о расторжении брака. Актер снимался в фильмах «Звезда», «Баязет», «Мой личный враг», «Волкодав из рода Серых псов». Но что же происходило в его личной жизни?
О своих романах Дьяченко не распространялся, но когда актер участвовал в «Ледниковом периоде», разлетелись слухи о его связи с Маргаритой Дробязко. Сплетни не подтвердились, так что разговоры вскоре утихли.
Новая сенсация появилась в 2014-м: в программе «Говорим и показываем» на НТВ женщина по имени Елена Аптус заявила, что 20 лет назад имела сексуальную связь с Александром Дьяченко, после чего родила от него дочь Эвелину. Елена прошла проверку на полиграфе, которая не дала 100-процентного подтверждения ее слов.
Что же касается Александра, то он был искренне удивлен поступком героинь программы. Актер не понимал, зачем Эвелина, проживающая в Израиле, прилетела на передачу, вместо того чтобы просто созвониться с ним, если уж она так уверена в родстве. «Знаете, меня довольно легко найти при желании, я же публичный человек. И если ребенок действительно хочет общаться с отцом, причем неважно, является ли этот отец настоящим, он отыщет способы для связи», — резюмировал артист.
Смерть отца
Дьяченко становился все более востребованным, и родители гордились сыном, хотя и чувствовали себя виноватыми за то, что не сумели сразу обеспечить ему возможность получить хорошее образование и идти навстречу своей мечте. Актер не обижался на маму с папой, а наоборот гордился тем, что смог всего добиться собственным трудом.
На заре нулевых, когда артист приехал в Москву отмечать Новый год, он долго думал, к кому пойти в гости: к родителям или друзьям. В итоге Александр выбрал приятелей, о чем в дальнейшем пожалел — 2 января выяснилось, что папа тяжело болен и скоро умрет.
«Рак сжег его буквально за полгода. Мама боролась, а я нет. Я понимал, что это все. У него была гангрена, огромные черные ноги, организм полностью разрушен. Мы ему даже не помогли. Приходил человек, который энергетически пытался его очистить, запрещал ему пить лекарства. В результате он умирал в жутких болях», — откровенничал артист.
Разнообразные проекты
Актер активно играл в России, участвовал в съемках белорусских и украинских картин. Мелькали в фильмографии артиста и необычные иностранные проекты: индийские «Семь прощеных убийств», американские «Варвар» и «Хантер Киллер», где его партнерами были Гэри Олдмэн и Джерард Батлер.
«Батлер, к слову, оказался общительным, доброжелательным и очень профессиональным. Что не мешало ему мастерски травить байки в перерывах съемок», — отмечал Александр.
Новая порция славы пришла к актеру в 2014-м, когда он сыграл отца главного героя в «Мажоре». Роли бизнесменов доставались Дьяченко и после рейтингового сериала: в «Двойной лжи», «Осколках», «Жене олигарха». Последний проект был особенно ценен для Александра комедийной составляющей, ведь чаще всего его звали в драмы и детективы.
«Самое смешное на площадке начиналось, когда появлялся Алексей Маклаков. Алексей Константинович удивительно харизматичный артист, человек-праздник! Также было здорово уже не в первый раз поработать с прекрасной питерской актрисой Ритой Бычковой, восхитительным Владимиром Васильевичем Гостюхиным», — признавался Дьяченко.
Помимо кино, отдушиной для Александра оставалась музыка, ведь почти восемь лет назад он создал группу ANTIGO с барабанщиком «Би-2» Борисом Лифшицем. «Мы с ним записали несколько треков. А вот к концертной деятельности так и не смогли перейти: я не вылезал со съемок, Боря колесил с «Би-2», может быть, самой концертирующей группой в стране. Все не находили время, чтобы собрать состав и выйти на сцену. А теперь понимаю: надо эту историю осуществить», — размышлял актер минувшей осенью.
Коронавирус
Мысли об организации концерта группы пришли к Александру неслучайно: он многое переосмыслил, когда заболел коронавирусом и оказался в красной зоне. Инфекцию актер переносил крайне тяжело: уходил в так называемый цитокиновый шторм, когда активируются иммунные клетки и болезнь приобретает системный характер, распространяясь по всему организму.
Последствия оказались множественными: боль в суставах, требующая физиотерапии, дегенерация нейронных связей мозга, приводящая к депрессии. «До сих пор иногда трудно подбирать слова. А еще пришлось долго бороться с астеническим синдромом: только 15-20 секунд мог стоять, а потом вдруг звон в ушах, голова кружится, и тебя валит обратно на кровать. Когда выписывался из больницы, меня до такси везли на каталке! Гормональная терапия тоже наложила сильный отпечаток на внешность: плюс 10 килограммов, лицо одутловатое. Диеты и спорт особо не помогают. Долгое время не узнавал себя в зеркале», — сетовал артист.
Однако стимул работать над собой у актера имелся — его ждали на сцене. К слову, на театральные подмостки Дьяченко поднялся довольно поздно, в 2018-м, когда ему было уже 53. «На сцену тянуло всегда, но было боязно. Я же понимал — это совсем другое ремесло. К тому же был так занят в кино, что о театре и не задумывался», — пояснял артист, сумев преодолеть страх и неуверенность в себе.
По материалам «
Фото: Тараканов Вадим/PhotoXPress.ru, Legion-Media, архив пресс-службы, соцсети, кадры сериалов «Баязет», «Мажор» , кадры фильма «Хантер Киллер»