7 октября Владимиру Молчанову исполняется 70, но его до сих пор помнят как диктора программ «Время», «120 минут» и, конечно, «До и после полуночи». Журналист стал не только ведущим, но и автором последнего шоу, которое сейчас ставят в один ряд со «Взглядом» — обе передачи изменили советское телевидение.
Владимир Кириллович подчеркивал, что считает себя прежде всего журналистом, а не диктором: его карьера началась с работы спецкором в Нидерландах. Тогда стараниями Молчанова были раскрыты 30 военных преступников, о чем он написал книгу. Кроме того, обладателя ТЭФИ знают как талантливого документалиста. В начале 90-х, после съемок резонансного фильма о шахтерах, ведущий уволился с Гостелерадио СССР. Как сложилась его жизнь после ухода с центрального телевидения и какие важные решения повлияли на дальнейшую судьбу?
ЖУРНАЛИСТ И ВЕДУЩИЙ
Будущий журналист вырос в семье композитора Кирилла Молчанова и актрисы Марины Пастуховой-Дмитриевой. Огромное влияние на мальчика оказала сестра Анна Дмитриева: дети профессионально занимались теннисом. К тому же именно Анна отговорила брата поступать в Школу-студию МХАТ, хотя тот прошел по конкурсу. В итоге вместе они стали студентами филологического факультета МГУ.
«Воспитание я получал от старшей сестры. Она очень многое мне дала до 18 лет, а потом я женился, и все остальное дала жена», — подчеркивал Молчанов в программе «В гостях у Дмитрия Гордона».
Карьеру журналиста Владимир Молчанов начал в 1973-м, когда устроился в агентство печати «Новости». Так как в университете юноша изучал нидерландский язык, то стал работать специальным корреспондентом в Голландии. Однажды ему позвонил коллега из Амстердама и попросил проверить, живет ли бывший нацист Питер Ментен во Львове. Молчанов лично поехал в город, отыскал Ментена и опубликовал о нем статью в газете. После публикации в СМИ преступника посадили.
Тираж второго издания оказался на 50 тысяч больше, но главным было не это, а пометка в начале книги, сделанная автором. В 1982-м умер папа журналиста, сочинивший оперы «Зори здесь тихие» и «Неизвестный солдат», поэтому надпись гласила: «Памяти моего отца, композитора Кирилла Молчанова, чье творчество было посвящено антифашистской теме».
В январе 1987-го Молчанова пригласили на телевидение — сначала на должность комментатора программы «Время», затем параллельно дали возможность создать новую утреннюю программу. Однако, посмотрев на Владимира Кирилловича и Майю Сидорову на репетиции, руководство не допустило передачу к эфиру. Выход нашелся, когда коллеги предложили создать ночное шоу.
С 7 на 8-е марта 1987-го вышел дебютный выпуск программы «До и после полуночи», где первым гостем стал Андрей Миронов. Передача сразу покорила зрителей: вместо сухой подачи информации, по задумке Молчанова, люди словно смотрели тележурнал с яркими картинами из жизни, интересными гостями, музыкальными вставками. Ведущий не боялся поднимать негласно запрещенные темы, например, о быте на Западе.
Благодаря шоу советские зрители впервые увидели ролик We Are the World на песню Майкла Джексона, посмотрели клипы «Мадонна» Александра Серова и «Сиреневый туман» Владимира Маркина. Несмотря на запреты руководства, в начале 1991-го Молчанов обсуждал в эфире «До и после полуночи» штурм Вильнюсской телебашни. И тут, на пике славы, он совершил то, о чем и подумать не могли коллеги-дикторы — уволился с центрального телевидения.
«Закрыли «Взгляд», «Пятое колесо». Осталась только наша программа «До и после полуночи» как икона. Я собрал бригаду и сказал: «Поехали, снимем последний фильм, и после этого я уйду». Мы поехали в шахты, сняли очень страшный сюжет о жизни наших шахтеров, о которых всегда рассказывали, что это здоровые мужики, счастливые, с огромными зарплатами, — вспоминал журналист. — Мы показали ленту в обмен на мое увольнение. Я уже написал Леониду Петровичу Кравченко заявление. Оно звучало так: «Прошу уволить меня с должности политического обозревателя Гостелерадио СССР в связи с нежеланием участвовать в вашей деятельности».
ПОСЛЕ УХОДА С ЦТ
Он ушел в никуда и на несколько месяцев исчез с радаров. В тот момент диктора пригласили в Голландию на должность профессора в одном из очень престижных университетов читать лекции о Советском Союзе и русской литературе. Это было заманчиво: уютный кампус в районе Лейдена, достойная зарплата. Вновь пришлось принимать трудное решение. В итоге Молчанов отверг предложение, так как не мог оставить в России одинокую старую маму, а в августе вернулся в профессию. «Уже не политобозревателем, больше никогда не занимал никакую должность, — подчеркивал диктор. — Я всегда был просто журналистом. Я надеюсь, им и уйду из этой жизни».
Владимиру Кирилловичу хотелось свободы, независимости от высшего руководства, отсутствия пропаганды на экранах. С середины 90-х он отказывался работать на государственные СМИ. «В общем, дальше я, за маленьким исключением, все время трудился в частных телекомпаниях — «РЕН-ТВ», «Ностальгия», канал «Мир», — пояснял ведущий.
В 2000-м журналист запустил авторский цикл «И дольше века…», в рамках которого сам выбирал гостей программы: как правило, диктор встречался с ними раньше, но не имел возможности поговорить основательно. Василий Аксенов, Анджей Вайда, Майя Плисецкая — все они появились в студии ради диалога с Молчановым.
Молчанов занимался авторским циклом три года, пока передачу не сняли с эфира. Он заскучал без активной деятельности и потому согласился стать ведущим ток-шоу «Частная жизнь». Многие поклонники осуждали решение Владимира Кирилловича присоединиться к проекту, где нужно копаться в чужом грязном белье. «В своей программе я говорю с людьми и стараюсь не задавать им глупых вопросов. Иногда приходят те, кто мне очень симпатичен. Я безумно рад, если встречаю у себя в передаче Мишу Веллера, Сашу Ширвиндта», — пояснял диктор.
Отдушиной для ведущего оставалась документалистика: он снял фильмы «Мелодия рижского гетто» и «Испанское рондо. 70 лет спустя». Какое-то время диктор еженедельно появлялся в программе «До и после с Владимиром Молчановым», а параллельно вел передачу «Полуночники».
МЕЖДУ ДОМОМ И РАБОТОЙ
На постоянной основе Молчанов ведет программу «Рандеву с дилетантом» на «Радио Орфей» и читает курс на факультете журналистики МИТРО. В сравнении с началом 90-х, когда диктор ночевал на работе, нагрузка заметно снизилась, а значит, наконец, у него появилось больше времени на семью.
Женился журналист рано: познакомился с будущей супругой Консуэло в колхозных полях под Тарусой, на «студенческой морковке». «Когда нас перевозил по реке однокашник, и лодка стала тонуть, я сделал Консуэло предложение. У супруги примечательная родословная. Ее отец попал в нашу страну в 1938-м, во время гражданской войны в Испании. Окончил Московский энергетический институт. Потом вместе с советской женой, полячкой по крови, уехал в Узбекистан — строить ГЭС. Здесь Консуэло и родилась», — рассказывал Молчанов.
В начале 80-х у супругов появилась дочка Анна. Когда девочке было семь лет, она едва не погибла. В зимние каникулы школьница приехала с родителями к бабушке в композиторский пансионат, и в один из дней пошла с папой в магазин по замерзшей реке Рузе. Когда они возвращались обратно, лед в середине водоема треснул. Нужно было принять моментальное решение, что делать. Чудом Молчанову удалось подхватить наследницу и буквально вышвырнуть из проруби.
С возрастом Анна стала помощницей Владимира Кирилловича, как и мама: вместе родственники писали сценарии к документальным фильмам Молчанова, а Консуэло также выступала шеф-редактором одной из его программ.
На сегодняшний день Молчанов не только счастливый отец и муж, но и дедушка: у Анны подрастает сын Дмитрий. Когда было объявлено о режиме самоизоляции, вместе со всей семьей диктор уехал в деревню. Таким образом, в 69 он впервые в жизни столкнулся с невозможностью работать вообще нигде: ни на радио, ни в вуз не пускали из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса. А ведь несмотря на преклонный возраст, ведущий жаждал вернуться к труду. Такой активности можно только позавидовать.
«Всегда думал: что такое «философское отношение к жизни»? Особенно в русских. Сижу здесь, в Старой Рузе, под Москвой в 100 километрах, хожу, стою на балконе, а подо мной течет река. Смотрю на воду, на чаек, как вытаскивают какую-то рыбку, на легкие дымки, которые идут — и какое-то безумное умиротворение. Мне это очень нравится. Я начал готовить, занимаюсь какими-то глупостями: рою ямки для цветов. Но понимаю, что долго так жить не смогу, — резюмировал диктор. — Очень хочется поработать».
По материалам «МК», «РГ», «Эхо Москвы».
Фото: Артур Тагиров, Наталья Логинова/PhotoXPress.ru, личный архив, Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com, кадр ток-шоу «Частная жизнь»