Римас Туминас появился на свет в литовском городе Кельме 20 января 1952 года. Семья в послевоенные годы жила бедно, так что мальчику приходилось ходить в обносках и довольствоваться самой скромной пищей. Зато Туминас обожал местную природу, а отдушину находил в творчестве: с семи лет он декламировал стихи, удивляя сверстников артистичностью.
В 14 юноша уже подрабатывал киномехаником и верил, что за фильмами лежит будущее. А вот первая просмотренная театральная постановка подростка не впечатлила: спектакль «Кот в сапогах» показался будущему режиссеру чересчур плоским и тривиальным.
Римас учился в Литовской консерватории, а потом и в ГИТИСе. Его первые шаги в профессии были актерскими: Туминас жаждал продемонстрировать отказавшей ему девушке, что способен влюбить в себя, если не ее, то зрителей. Однако играл наш герой недолго – в Вильнюсе, будучи студентом, да еще в дипломном спектакле. Почему же режиссура оказалась ему ближе? О творческом пути и личной жизни драматурга – в нашем материале.
«Виктюк вытолкнул меня из актерского мира»
В начале пути Римасу прочили актерскую карьеру, но после спектакля Аллы Бабенко «Радуга зимой» все изменилось. «Я там играл молоденького мальчика, и что-то у нас не получалось, — вспоминал артист. — Она позвала Виктюка, работающего в Вильнюсской Русской драме, как земляка и мастера, чтобы помог. Он пришел и начал меня гонять. Я понимал, что в его требованиях есть правда, но этот невозможный крик!.. „Нет, эту профессию я не вынесу“, — сказал я себе. Так Виктюк вытолкнул меня из актерского мира. Хотя я, конечно, и сам бы ушел. Это же только в молодости кажется, что актер властвует над залом. Попав на сцену, быстро понимаешь, что власть здесь не твоя. Что ты не то что вторичен, — третичен. И я попробовал другую роль».
Дебютной постановкой Туминаса стал «Январь» в Театре литовской драмы, а уже через год состоялась премьера «Мелодии для павлина» в Театре имени Станиславского. Римас был учеником Анатолия Эфроса, так что в первых его работах считывалось влияние мастера. Однако воспитанник московских мэтров не остался в столице, а решил распространять идеи великих на родине.
В 1994-м Туминас занял должность главного режиссера Государственного академического драмтеатра Литвы, где представил спектакли «Кошка на раскаленной крыше», «Царь Эдип» и «Тихая ночь». Четырьмя годами ранее драматург основал Малый театр Вильнюса, в котором мог экспериментировать над альтернативными версиями классических произведений: «Вишневый сад», «Маскарад», «Три сестры». Учреждению Римас посвятил более 30 лет жизни, но существовали и еще одни не менее важные для него подмостки.
Эпоха Вахтанговского театра
Еще в 2002-м литовец поставил на сцене московского Театра имени Вахтангова «Ревизора», ну а в 2007-м Михаил Швыдкой предложил режиссеру должность худрука столичного учреждения. С тех самых пор критики говорили о том, что Туминас вдохнул в театр новое дыхание.
Так, за спектакль «Евгений Онегин» Римас получил «Золотую маску» и «Звезду театрала», а его постановки «Дядя Ваня» и «Пристань» удостоились «Хрустальной Турандот».
«Может быть, зрителю это не всегда заметно, но я вношу в спектакль ощущения своего детства — простые, глубокие, душевные. Спектакль без детства, — не спектакль. Память детства согрета теплом, любовью. Ребенок — человек любви. Отец и мать родили меня по любви. Значит, и мне везде надо искать любовь и беречь ее. Сколько в нас будет держаться память о детстве, столько нам дано быть чувствительными», — рассуждал о вдохновении режиссер.
Семья
Впервые Римас женился на актрисе Юрате Анюлите, окончившей Литовскую консерваторию. У пары родилась дочка Моника, но это не спасло союз от развода.
Гораздо крепче оказались узы, связавшие режиссера с Ингой Бурнейкайте. В этом браке у Туминаса вновь родилась дочка — Габриэлле пошла по стопам родителей. Хотя в 2010-х появился вброс об интрижке Римаса с Анастасией Бегуновой, доказательств романа не нашлось, и на семью драматурга слухи не повлияли.
Скандал с артистами
У Римаса Туминаса сложилась репутация хоть и прямолинейного, но тактичного человека, так что многих удивило высказанное им в 2020-м мнение о российских звездах. Годом ранее спектакль Туминаса «Генри и Эллен» репетировал Александр Домогаров, но режиссер остался недоволен работой артиста, и в итоге главная роль отошла Игорю Гордину.
«Я могу простить артистам все, кроме разнузданности, небрежности в работе и распущенности. Александр Домогаров распустил себя как личность, как актер, до полного развала. Если бы он еще признавал это и готов был исправить ситуацию — другое дело. Но он привык к этой распущенности и вседозволенности», — цитировала пресса слова Римаса.
Прошелся Туминас и по Владимиру Машкову, назвав его «технарем» с весьма скудным потенциалом, из которого кино сотворило гения. Статью представители Театра Вахтангова тогда назвали выдумкой, однако новость о разладе между режиссером и артистами успела облететь страну.
Болезнь
С 2010-го директором Театра имени Вахтангова является Кирилл Крок. Мужчина подружился с Римасом Туминасом и очень переживал за худрука, когда в 2014-м у него обнаружили рак легких. Все начиналось с боли в горле, которые можно было принять за ангину.
«Он говорит: „Кирилл, это не ангина. Это рак. И врач сказал мне, что надо проверяться. Но если он в гортани, то может буквально через полгода быть в легких. А если в легких, ты же понимаешь, что люди с этим диагнозом больше трех-четырех лет не живут“. Этот день я не забуду никогда», — рассказывал Крок в беседе с репортерами передачи «Однажды…» на НТВ.
Впоследствии Туминас не скрывал, что работа над спектаклями давалась ему тяжело — порой процесс приходилось прерывать из-за срочных госпитализаций. Однако в должности худрука Римас продержался до 2022-го, а о причинах его увольнения споры идут до сих пор.
Увольнение и переезд
«С чего начать? Я уже давно планировал ехать в Вильнюс, продолжить свое лечение и дела — как и здесь, в больнице, так и там мне нужен присмотр врачей. Я уже привык к этому, но мне обидно такое совпадение с последними событиями наших дней. Там где я, там и театр. Я так жил и так и живу, иногда сомневаясь, но веря в свою профессию. Я рад, что мы чего-то достигли, какого-то света. Заняли позицию чистоты, откровенности, выгоняя пошлость, бескультурье из нашей театральной жизни. Мы не имеем права лгать, прикидываться, быть ненастоящими. Надо быть верными, открытыми и ни в коем случае не грешить. Это же наша профессия — быть честными, не лгать. Теперь мы живем в таком сложном мире, где обман и ложь стала нормой жизни. Как Гоголь говорил в „Ревизоре“ — „О чем говорить, если не соврать?“. Так вот, соврать стало нормой, а для театра — это беда. Это единственная инстанция, где мы должны этого не допускать», — рассуждал в своем обращении в 2022-м режиссер.
Римас уверял, что решение уйти из Вахтанговского театра принял еще в 2021-м, а заявление написал 9 февраля 2022-го. К увольнению его подтолкнули как болезни, так и возраст. Но была и еще одна деталь — в Сеть попало скандальное видео, где пранкеры расспрашивают Туминаса об отношении к российской политике.
На скандальной записи режиссер соглашается поехать на Украину и поставить пьесу о Степане Бандере. Туминас назвал разговор мерзостью, пояснил, что видео смонтировали, и на самом деле он говорил с собеседником лишь об обещании Богдану Ступке поработать вместе в Киеве.
"Я думаю, неужели все усилия в искусстве, мои и театра, были напрасны? - возмущался Римас. - Разрушились связи, помутились рассудки, ищут и с радостью находят врагов между собой. Ярость, злость и ненависть воцарились. Я метался и рвался, ругался и матерился от боли, от крушения, что теряю театр - я эмоционально чувствовал это и понимал. И что жертвы - люди, которые на себе тащат жизнь, строят ее".
В свою очередь за Туминаса вступился директор театра, заявивший, что запись — фейк, а худрука подставил точивший на него зуб коллега Сергей Герман. Так или иначе, в мае 2022-го Римас официально оставил «Вахтанговку».
Вскоре режиссер поставил спектакли «Не смотри назад» и «Анна Каренина» в театре «Гешер». Туминас отмечал, что его приглашают работать в Италию, Грузию и родную Литву, так что без дела он не останется. Однако не сожалеть о потерянном драматург не мог. «Я переживаю, чтобы ни у кого не закралась мысль о моем предательстве, что я разрушитель русской культуры, — делился Римас. — Ведь эти годы мы друг другу доказали и свою верность, и преданность театру. Я горжусь тем, что делал, не отрекаюсь от того, что ставил. И горжусь теми годами и театром, который называется Вахтанговский.