23 июля 1946-го в послевоенном Ростове-на-Дону в семье инженера и режиссера детских спектаклей на свет появился Александр Кайдановский. Саша рос сложным и свободолюбивым ребенком, да и разборки родителей не способствовали смягчению характера: мама Вера Онищук уехала учиться на актрису, не предупредив домочадцев. Не добившись успеха, женщина вернулась, но отношения с обозленным мужем уже было не спасти. Поговаривали, что в состоянии аффекта Леонид Кайдановский едва не застрелил супругу.
В 1960-м родители развелись, так что Саша сначала провел несколько месяцев с мамой, а потом перебрался к отцу. Леонид Львович вскоре женился вторично, и в новой семье появились дети. Вера Александровна тоже строила личное счастье, поэтому Александр Кайдановский оказался лишним на этом празднике жизни.
Юноша ютился у бабушки, а затем и вовсе в интернате. Окончив восьмилетку, Кайдановский год проучился на сварщика, прежде чем осознал, что тяготеет к искусству. Из-за взрывного характера бунтарю пришлось сменить мастера в Ростовском училище.
Метания продолжились в Москве: после двух месяцев в Школе-студии МХАТ парень перевелся в «Щуку», где наконец нашел свое место и подружился с Леонидом Филатовым. Но стала ли судьба артиста легче после выпуска? 3 декабря исполняется 27 лет со смерти Александра Кайдановского, и мы раскрываем детали его истории.
Талантливый и необычный
Филатов вспоминал, что сокурсник поражал его знанием как бандитского жаргона, так и литературы. На втором году обучения Кайдановский уже сыграл Гамлета, причем весьма нестандартно. Даже критики, которым импонировало лишь классическое прочтение Шекспира, признали талант студента.
Окончив вуз, артист устроился в Театр имени Вахтангова, где три года прозябал на вторых ролях. Устав от незавидного положения, Кайдановский уволился, а впоследствии утверждал, что учреждение отравило его любовь к подмосткам. Признавал он и то, что в то время прикладывался к бутылке, переживая невостребованность.
Александр остался без работы, так что жил в полуподвальном помещении. Из-за скандала с театром его репутация пострадала, поэтому режиссеры не горели желанием доверять звезде ключевых персонажей. Тогда Кайдановский ушел в армию и попал в кавалерийский полк при «Мосфильме», что определило его дальнейший путь: мужчину заметили и позвали в картину «Свой среди чужих, чужой среди своих» на роль поручика Лемке.
Потом были «Следую своим курсом», «Золотая речка», дорогая сердцу Кайдановского «Жизнь Бетховена». Настоящим прорывом для артиста стала главная роль в «Сталкере». Впрочем, одновременно образ оказался и проклятьем, ведь затмить такого неоднозначного персонажа невозможно.
Главное, что Кайдановский сблизился с Андреем Тарковским, и чуть ли не ради него одного легендарный драматург открыл режиссерские курсы. И хотя Александр продолжал появляться на экране, — в фильмах «Спасатель», «Десять негритят», «Откровения незнакомцу» — отныне он позиционировал себя в качестве постановщика и сценариста.
В 1983-м Кайдановский представил курсовую «Иона, или художник за работой», в 1985-м снял «Простую смерть», а еще пару лет спустя — фильмы «Гость» и «Жена керосинщика». При этом в 90-х артист почти перестал творить, отмечая, что наступила эра плохого кино, поэтому зарабатывал на хлеб лишь лекциями и сценариями.
Разрушившая семью Валентина Малявина
Еще в Ростове Кайдановский познакомился с Ириной Бычковой. Именно она была рядом, когда актер страдал из-за проблем в Вахтанговском театре, служил в армии, а затем получил роль в картине Никиты Михалкова. Несмотря на рождение дочки Дарьи, после девяти лет совместной жизни супруги разошлись.
По словам Ирины, отношения рухнули гораздо раньше расторжения брака. Как только Александр снялся в «Свой среди чужих, чужой среди своих», то «поймал звезду» и стал уходить в загулы. Ночные посиделки часто заканчивались драками, но это было полбеды, ведь за актером теперь ухлестывали поклонницы. Одной из них оказалась звезда картины «Иваново детство» Валентина Малявина.
Актриса тоже не была свободна, но страсть к Кайдановскому оказалась столь сильной, что ушла от мужа. Аналогично поступил и Александр, разбив сердце преданной жене. «Мне трудно говорить на эту тему. Я не хотела развода, у нас был ребенок. Мы с ним долго сходились-расходились. Последние годы мы практически не жили вместе, а официально разошлись в 1975-м. В 1976 году я закончила психфак МГУ и вернулась в Ростов», — делилась Бычкова.
Валентина и Александр оба были темпераментными, взбалмошными и склонными к необдуманным поступкам. Поговаривали, что однажды влюбленные решили совершить двойной суицид, заигравшись в Ромео и Джульетту, из-за чего угодили в больницу. Бурные ссоры, расставания, воссоединения — Малявина выдержала в таком ритме шесть лет, после чего безуспешно пыталась создать семейный очаг со Станиславом Жданько, в чьем убийстве ее обвинили…
Разочарованные жены
Кайдановский умел производить неизгладимое впечатление на женщин, и Евгения Симонова не стала исключением. Хотя актриса встречалась с Юрием Васильевым, встреча на съемках «Пропавшей экспедиции» с Александром заставила ее расстаться с женихом: девушка честно призналась, что полюбила другого.
Первые несколько месяцев брака казались артистке огромным счастьем, да и рождение дочки Зои воспринималось с воодушевлением. Но вскоре Симонова поняла, о чем говорили коллеги, называвшие ее мученицей: в быту Кайдановский был невыносим, а ссоры доходили до сбора чемоданов и угроз.
Кроме того, в декрете актриса не засиживалась, в то время как у Александра наступил период кризиса в карьере. «Одним из раздражающих факторов в их отношениях было то, что, когда мама в какой-то период очень много работала, а у папы не было ничего, — отмечала Зоя Кайдановская в программе Бориса Корчевникова „Судьба человека“ канала „Россия 1“. — Он просто бесился, что у мамы так все хорошо получается, а она ничего не могла поделать. Родители прожили вместе семь лет, то расставались, то сходились. Но для папы была важна свобода и то, что ему хочется делать».
Характер Кайдановского не выдержала и следующая избранница, балерина Наталия Судакова. А ведь актер усыновил двоих детей пассии от прошлого союза, ну а в браке у пары родился наследник Андрей, который пошел по стопам матери и превратился в известного танцовщика.
В очередной раз оставшись в одиночестве, Александр сконцентрировался на творчестве, полностью забросив быт: под кроватью его прокуренной комнаты в коммуналке валялись старые носки, на столе стояли ботинки, книги были повсюду. При этом внешне артист выглядел довольно свежо, находя время на себя.
На заре 90-х режиссер приступил к работе над лентой «Восхождение к Экхарту». Съемки давались тяжело, и именно стресс впоследствии посчитали основной причиной сразивших артиста инфарктов. В тот период на горизонте возникла претендентка на главную роль в картине — актриса «Ленкома» Инна Пиварс. Девушка вдвое младше хотела стать не только частью фильма, но и частью жизни Кайдановского.
Последняя любовь
Влюбленные съехались, но все попытки Инны навести в комнате порядок жестко пресекались актером. Девушке казалось, что больше всех на свете режиссер обожает своего кота по кличке Носферату, и это подозрение подтвердилось, когда питомец сбежал: именно тогда разволновавшийся Кайдановский перенес второй инфаркт. Следующий не заставил себя ждать, но, несмотря на уговоры врачей, Александр потребовал выписки.
Дома ему постоянно было дурно, и однажды в сердцах режиссер выгнал Пиварс: мол, его интересуют только съемки, а семья ни к чему. В расстроенных чувствах Инна уехала на гастроли, но как только вернулась в Москву, Кайдановский позвонил и сказал, что всю ночь писал ее портрет. В общежитие к девушке артист примчался с паспортом — позвал в загс.
К сожалению, союз продлился лишь три недели: 3 декабря 1995-го Кайдановский умер от третьего инфаркта. Как выяснилось, незадолго до трагедии актеру наконец выделили ордер на собственное жилье. Спустя годы вдову режиссера обвинили в мошенничестве и присвоении квартиры и некого загородного дома, однако оказалось, что коттедж был арендован, ну а апартаменты поделили между Инной и детьми артиста.
«Никакой супружеской доли у меня не было, хотя в принципе мне объясняли, что если судиться, можно отвоевать супружескую половину и еще одну пятую от другой половины. Я не судилась и не собиралась этого делать. Я продавала свою квартиру на Тимирязевской и пыталась договориться с детьми, чтобы отдать им деньги», — пояснила Пиварс в программе «Прямой эфир» в 2016-м.