История семьи Юрия Симонова, а именно так при рождении звали нашего героя, достойна экранизации. «Вяземский — мой творческий псевдоним, это фамилия мамы, — пояснял артист. — Вообще, у нас в роду все интересно, мы носим фамилию, которая к нам никакого отношения не имеет. Мы были бы Станкевичами, если бы не 1937 год. В 11 лет моего отца усыновил блестящий скульптор Василий Симонов, когда деда, Станислава Станкевича, отправили в ссылку, а его жену — мою бабушку — расстреляли».
Дед ведущего по материнской линии Сергей Вяземский был создателем богатейшего архива истории Санкт-Петербурга, папа — стал известным биофизиком, работавшим в Главном военном госпитале имени Бурденко. Когда у Павла Симонова и Ольги Вяземской родились дети, получилось так, что все, кроме Юрия, перебрались в Москву. Мальчик остался в Северной столице из-за странной болезни: при полном сохранении моторики у него отключалось сознание. Ребенок мог попасть под машину во время припадка, поэтому ему требовался постоянный присмотр. В девять лет припадки прекратились сами собой, и наш герой наконец присоединился к семье.
Огромное значение в жизни Вяземского сыграла младшая сестра Женя: мальчик заставлял девочку участвовать во всех воображаемых спектаклях. Почему же сам Юрий Павлович не пошел в актеры, в то время как Евгения Симонова прославилась в первом же фильме «В бой идут одни «старики»? 5 июня ведущему исполняется 73, и самое время рассказать о его пути.
Наставник Симоновой
Юрий Павлович очень ждал появления сестренки на свет, а когда она немного подросла, стал задействовать в импровизированных постановках. В Петербурге мальчик занимался в консерватории, так что играл на скрипке, ну а Женя должна была изображать, как стучит по клавишам фортепиано. По словам Вяземского, девочка жила в «театральном режиме», а если отпрашивалась в туалет, получала нагоняй от брата — как, мол, можно прерывать спектакль?!
«Поэтому когда я сейчас слышу, как она говорит, что ее первые учителя — это режиссеры Марк Захаров, Леонид Быков… Хотя сейчас она уже так не говорит. Она говорит: «Сначала моим учителем был брат, а потом они». Я ей сказал: «Женечка, дорогая, если б не я, ты бы не поступила в Щукинское училище, и не было бы у тебя Гончарова, не было бы Данелии. Это я тебя подготовил, а они взяли, в общем, почти готовый материал», — рассуждал Юрий Павлович.
Сам Вяземский, хоть и мечтал об актерстве, поступил в МГИМО, выбрав факультет международной журналистики. «Надо было сдать на все пятерки четыре устных экзамена, и мне это удалось каким-то чудом. Мой школьный товарищ сказал, что актер из меня никакой, и позвал поступать вместе с ним на отделение журналистики. Он трагически погиб в 10-м классе, а я, возможно, повиновался голосу человека, который ушел из этой жизни, и отправился в МГИМО, не веря, что поступлю», — пояснял ведущий.
Впоследствии Вяземский сдружился с сокурсниками сестры и поспорил с ними, что в 24 года пройдет конкурс в «Щуку». Пробиться в ряды студентов Юрию Павловичу удалось, но спустя полгода он осознал, что этот поезд ушел: мужчина уже был аспирантом МГИМО и семьянином.
Он снялся в роли преподавателя в фильме «Баламут», а закрыв гештальт с актерством, пустил силы на литературу. Так Юрий Симонов превратился в Вяземского, а его повести, романы и научные статьи снискали одобрение экспертов. Произведение «Шут» легло в основу одноименной картины Андрея Эшпая, так что к кино наш герой, так или иначе, прикасался.
Защитив диссертацию, журналист работал в издании «Международная жизнь», ну а в 1993-м стал заведующим кафедрой мировой литературы МГИМО. Нередко его воспитанниками оказывались дети влиятельных людей. «Мои студенты, которые были очень близки к власти, как правило, очень хорошо учились. Видно, власть дисциплинирует. Я принимал зачеты у Бори Ельцина — внука первого президента России, который очень хорошо учился. Одним из лучших моих учеников был Илюша Медведев — сын третьего президента России, который писал прекрасные письменные работы по моим авторским лекциям», — подчеркивал Вяземский.
«Умницы и умники»
Еще в 1988-м Юрий Павлович создал первую юношескую программу «Образ», ну а широкий зритель узнал ведущего благодаря проекту «Умницы и умники». Для подготовки темы эрудитам дается месяц, после чего они играют в телевикторину, главный приз которой — поступление в МГИМО.
«Это всегда новые люди, и каждый из них — личность, — размышлял ведущий. — И каждый их них — новая история и новые глаза. Особенно жалею тех, кто без зависти, а просто сильно огорчен. Которые просто очень хотят выиграть. Хотя жалость немного приглушается в том плане, что если раньше через мою передачу люди хотели поступить в МГИМО и подавляющий драйв в этом выигрыше и состоял, то сейчас ситуация резко изменилась: поступить через мою передачу стало сложнее, чем через олимпиады или хорошо сданный ЕГЭ».
Обретя популярность, Вяземский не стал публичным человеком в привычном смысле этого слова: он не пользовался соцсетями, да и в Интернете сидел редко. «Мне самореклама не нужна, — заключил Юрий Павлович. — На телевидении у меня достаточно большая аудитория. Некоторые мои телезрители меня уже давно не смотрят, но все равно говорят, что они мои телезрители. Лет 15 назад ко мне подошел очаровательный Николай Цискаридзе и сказал, что он вырос на моей программе. Тоже мой телезритель. Целое поколение выросло. В моем ареопаге были и Якубович, и Ургант, который приглашал меня и на свое вечернее шоу, и в «Смак».
Две жены
С будущей первой женой Юрий Павлович познакомился в школе. Первое время Ирина не обращала на юношу внимания, а заметила парня, только когда после поездки в Свердловск он научился играть на гитаре песни Высоцкого.
«После окончания школы мы уже жили вместе, а в 19 лет расписались в Грибоедовском загсе. Родились две дочки. Старшая Настя окончила Литературный институт, отделение переводчиков. Ее первый муж работал дипломатом в Ливане и там погиб. Потом она снова вышла замуж и уехала с супругом в Голландию. А сейчас у нее третий брак со швейцарцем и трое детей от каждого из мужей. Ксения окончила МГИМО, училась у меня. Как и ее сестра, вышла замуж за иностранца. Сейчас со своим англичанином живет в Лондоне. У них есть дочка Ольга, названная в честь моей мамы, и сын Джордж», — делился ведущий в 2011-м.
На вопрос, расстался ли он с Ириной из-за второй жены Татьяны, ведущий отвечал утвердительно. Зато в лице преподавательницы французского Юрий Павлович нашел и главную любовь, и верную соратницу — Таня стала шеф-редактором передачи «Умницы и умники» и исполнительным директором студии «ТВ-образ», созданной мужем. «Мы совсем не устаем друг от друга: я ее не утомляю, и она меня не утомляет, — уверял писатель. — Мы и сошлись по этой причине и потому, что захотелось быть вместе. Естественно, на работе у нас разделение полномочий. Штат у нас очень небольшой, и на каждом сотруднике много функций. Жена фактически руководит студией. Это очень большая работа».
Общих детей у пары так и не появилось, зато были совместные проекты и серьезные чувства. «Считаю, что первый брак у меня — не настоящий, — заключил ведущий. — Мы же не были венчаны — только штамп в паспорте. Когда я впервые женился, в 1970-м, мы отправились путешествовать, заехали к моей двоюродной бабушке Вяземской. Она — верующий человек. Едва выяснила, что мы не венчались, сразу закричала, что это страшный блуд! Когда мы познакомились с Таней, пол-Москвы нас пытались развести. Все считали, раз есть дети от других браков — значит, не предназначены друг для друга. Но чем больше на нас давили, тем радостнее действовали наоборот».
Татьяна Смирнова поддерживала мужа во всем и страшно переживала, когда ему диагностировали рак легкого. Оказалось, врачи ошиблись, и у ведущего просто разорвался абсцесс.
К сожалению, позднее с тяжелой болезнью столкнулась сама Татьяна Александровна: в минувшем ноябре ее не стало. О трагедии поклонники узнали от Патриарха Кирилла, выразившего соболезнования Вяземскому. Несмотря на потерю, ведущий продолжает вести активную творческую и общественную жизнь, ведь именно деятельность отвлекает его от горя.