Галина, девичья фамилия которой — Шелудько, родилась 4 апреля 1949 в Москве. Ее мама была врачом, а папа — администратором в «Союзгосцирке». Неизвестно, о какой судьбе для дочери мечтали близкие, но Галя с детства увлекалась самодеятельностью и посещала драмкружок во Дворце пионеров, так что после школы устроилась в Потешный театр «Скоморох», а потом и на студию «Жаворонок», где получала ключевые роли.
«В «Жаворонок» Галина пришла по объявлению — в сезоне 1967/68 годов. В труппе не хватало актеров. «Показывалась» на худсовете театра, читала, пела — произвела прекрасное впечатление. Главного режиссера театра Аблынина не смутило отсутствие у девушки, вчерашней школьницы, актерского образования — он увидел главное — девушка талантлива. Галину взяли в театр на испытательный срок и ввели в детские спектакли. Аблынин работал с Галиной, учил ее и вскоре она начала играть роль Жанны в спектакле «Жаворонок». Играли мы с ней эту роль «в очередь». Когда я попала в больницу в 1970 году, Галя играла эту роль одна. Играла она очень хорошо, «на таланте». Была она среднего роста, стройная, хорошенькая, с непростым характером», — вспоминала актриса Нина Шмелькова.
Через несколько лет службы в театре девушка вышла замуж и стала Веневитиновой. Супруг Геннадий преподавал в ГИТИСе, поэтому посоветовал возлюбленной поступить в институт на заочное отделение — все же без профессионального образования возможности женщины были ограничены. После окончания вуза Галя целый год работала на Москонцерте чтецом, прежде чем попала в МТЮЗ, которому посвятила остаток жизни.
Мы говорим «остаток» неслучайно — отрезок с момента прослушивания в Московском театре юного зрителя до смерти актрисы составлял меньше 10 лет. Чего за этот срок успела достичь Галина Веневитинова, и почему ее жизнь оборвалась в 34 — в нашем материале.
Ради сцены
На заре 70-х во МТЮЗе назрел серьезный кризис: худрук Павел Хомский перешел в Театр Моссовета, забрав с собой десятерых ведущих артистов. Руководство осиротевшего учреждения объявило срочный набор актеров. Главной целью прослушивания было найти новые таланты, а не вглядываться в послужные списки кандидатов.
Поэтому претендентка Веневитинова могла не переживать по поводу того, что лишь недавно окончила ГИТИС. Гораздо важнее для принимавшей стороны оказалось то, что Галина прекрасно танцевала, пела, а еще — очень молодо выглядела. Так актриса получила работу, в феврале 1974-го впервые появилась на подмостках МТЮЗа, ну а в сентябре уже блистала в главной роли в спектакле «Мужчина 17 лет».
Последующие четыре года артистка появлялась во всех основных пьесах театра, а каждая третья ее роль была главной. «В работе над каждым персонажем актриса вдохновенна, изобретательна, неутомима, требовательна к себе и коллегам. Веневитинова обладает незаурядными музыкальными способностями. Красивый голос, пластика, тонкое чувство юмора, сценическое обаяние — неотъемлемые свойства дарования актрисы», — отзывался об артистке главный режиссер Юрий Жигульский.
Многогранная и разноплановая, Галина легко подменяла заболевших коллег по цеху, удачно вписываясь в сложившийся актерский ансамбль. Вероятно, это было и ее даром, и проклятьем, ведь, к примеру, когда Веневитинова перевоплотилась в Миледи вместо другой звезды, критики ограничились дежурной похвалой в ее адрес.
Получался парадокс: с одной стороны, Галину не замечали и не выделяли среди коллег, с другой — она была незаменима, ведь блестяще справлялась с любой поставленной режиссером задачей. Драматурги в основном задействовали актрису в сказках и музыкальных спектаклях, рассчитывая на ее вокальный талант. Понимая это, сама Веневитинова соглашалась участвовать в теле- и радиопрограммах, а также в концертах. Популярности это не прибавляло, ведь те передачи, в которых снималась наша героиня, предназначались для зарубежного зрителя.
Ситуация в театре постепенно ухудшалась: количество спектаклей с Веневитиновой резко снизилось в 1978-м. Основной причиной была смена репертуара, но это слабо утешало актрису, отдававшую все силы МТЮЗу. В тот момент сыну Галины Диме уже исполнилось семь, и он привык проводить время с бабушкой и папой, зная, что мама — большая артистка. Как теперь было свыкнуться с невостребованностью и разочаровать ребенка?
Звездная роль
К счастью, работа подоспела оттуда, откуда не ждали. Еще в 70-е актриса светилась в эпизодах телеспектаклей и учебных фильмов, не думая связывать себя с кинематографом. Но в 1980-м артистку пригласили на пробы в картину «Берегите женщин», а с учетом, что в 1979-м она не получила во МТЮЗе ни одной, даже самой маленькой роли, отказываться было бы глупо.
Изначально Анатолий Козак задумал историю о главе комсомольской организации, который влюбился в формовщицу и из-за этого начал бороться за улучшение условий труда в литейном цехе. На «Мосфильме» сценаристу заявили, что подобных сюжетов полно, а вот на ЦТ идею одобрили. Правда, в итоге все перелопатили: завод стал портом, работницы — экипажем судна, состоящим из девушек, боровшихся за равноправие с мужчинами.
Девушки с «Циклона» получились совсем не такими юными, как задумал Козак: Марине Шиманской, сыгравшей капитаншу, было 25, ну а Галине Веневитиновой — и вовсе 32. Однако артистка по-прежнему выглядела молодо, так что никто из зрителей и представить не мог, что мотористка Валя на девять лет старше своего экранного возлюбленного в исполнении Игоря Скляра.
Образ веселой девушки-механика полюбился зрителям, ну а критики заговорили о блестящих перспективах талантливой актрисы. Предполагалось, что теперь-то роли посыплются как из рога изобилия, пусть и немного запоздало. Впрочем, ряд известных актеров прославились после 30, например, тот же Евгений Леонов. Вот только у Галины Веневитиновой не оказалось в запасе времени…
Смертельный недуг
Еще до начала съемок в «Берегите женщин» Галина начала жаловаться на недомогание и чувство постоянной усталости. Списать это на загруженный график уже было нельзя, ведь в театре для актриса наступило время простоя. Веневитинова обратилась в клинику, а обследование показало, что у нее лимфосаркома.
Лекарства могли лишь притормозить развитие недуга, поражающего лимфатические ткани и различные внутренние органы. Галина не стала оповещать о болезни съемочную группу и работала, даже когда чувствовала себя не слишком хорошо. После курса терапии Веневитинова вернулась на сцену театра, а в 1982-м согласилась на участие в следующем фильме Александра Полынникова — «Просто ужас!»
Роль улыбчивой дворничихи Маруси оказалась последней в кинокарьере артистки. Отказаться от театра она не могла, считая, что без подмостков умрет быстрее. Поэтому Галина принимала обезболивающие и выходила на репетиции после серии уколов.
8 декабря 1983-го Галина сыграла свой последний спектакль Новенький». Боли становились все более мучительными, но актриса без опозданий являлась на репетиции намеченной на конец месяца пьесы «Три дня в гостях» — впервые за пять лет руководство МТЮЗа доверило артистке главную роль.
К сожалению, выйти на сцену 28 декабря Веневитинова не сумела. Болезнь приковала ее к постели, а 29 числа сердце звезды «Берегите женщин» остановилось. 34-летняя актриса мечтала встретить с мужем и сыном Новый год, но вместо этого за несколько часов до боя курантов близкие провожали Галину в последний путь на Долгопрудненском кладбище. Она могла бы еще так много сказать зрителю, но судьба распорядилась иначе, оставив на память о Галине Веневитиновой лишь яркие кадры.
По материалам
Фото: личный архив, архивМТЮЗа, bozaboza.ru, кадры фильмов «Берегите женщин», «Просто ужас!»