Не секрет, что в последние годы Владимир Петрович отмечает дни рождения вместе с сыном: Пресняков-старший появился на свет 26-го, ну а младший — 29 марта. Это не единственное, что объединяет отца с наследником: оба прославились как музыканты.
Первым человеком, которому Владимир Пресняков показывает новые песни, остается знаменитый отец. Сейчас родственники имеют возможность проводить много времени вместе, но в далекие 70-е Вове приходилось довольствоваться малым, ведь и Елена Кобзева, и Пресняков-старший постоянно гастролировали по городам и весям. Чем еще был вынужден пожертвовать Владимир Петрович ради музыкальной карьеры? В 78-й день рождения артиста вспоминаем его уникальный путь.
Влюбленный в джаз
Становление музыканта
Прадедушка, дедушка, мама, старший брат — почти все в семье Пресняковых занимались музыкой, так что любовь к этому виду искусства перешла к Владимиру Петровичу по наследству. В девять мальчик поступил в Свердловскую военную школу, где обучался игре на кларнете. Затем Вова влюбился в джаз и приобрел первый саксофон. Многое подросток черпал у репатриантов, вернувшихся после войны на Урал из Шанхая и Харбина.
«Они привезли американские ноты, инструменты, пластинки, технику игры. Я, 14-летний пацан — стало быть, это 1960-й год — учился у них импровизации и игре на саксе. В сильной военной музыкальной школе я самостоятельно учился импровизировать, к 14 годам вовсю поливал на кларнете, и именно за это они меня взяли в свой ансамбль! У них незадолго до этого умер трубач, надо было играть соло, а импровизировать никто не умел, поэтому дядя Нарцисс — именно так звали моего „шанхайского“ наставника — занимался со мной. Все летние каникулы я с ними играл в лучшем ресторане города „Большой Урал“, слушая их истории и перенимая бесценный заграничный опыт», — вспоминал Пресняков.
Потом было училище имени Чайковского, параллельно с занятиями в котором Владимир продолжал завоевывать авторитет в музыкальных кругах Свердловска. В 1967-м он получил первое место на московском джазовом фестивале с авторской композицией «Старый ржавый блюз». Ну а вскоре артист пошел в армию, где поначалу попал в спортроту, так как имел I разряд по футболу.
Репрессии со стороны Минкульта
Период биг-бэнда закончился для Преснякова одновременно с демобилизацией, после чего он работал в филармонии, где готовил программы к различным праздникам. «Мы часто играли на танцах в Доме офицеров, приезжавшие в Свердловск музыканты приходили нас слушать, знакомились. Потом я стал ездить с гастролями», — описывал свой путь Пресняков.
Первым эстрадным коллективом для Владимира Петровича стал молдавский «Норок», который вскоре закрыли по приказу Екатерины Фурцевой. На основе этого ансамбля вырос «О чем поют гитары», где Пресняков был руководителем и музыкантом. Однако в 1975-м ВИА обвинили в подражании Западу и ликвидировали. Наступило нелегкое время, когда саксофонист не мог никуда устроиться на работу.
Ситуацию спас Юрий Маликов, пригласивший артиста в обновленные «Самоцветы». Так музыкант переехал из Свердловска в Москву, где последующие этапы его карьеры оказались тесно связаны с семьей.
Семья
Нерожденный малыш
С будущей супругой Еленой Кобзевой Владимир Петрович познакомился на работе: девушка пришла после окончания училища петь в филармонию. Потом обоих позвали в «Норок», а затем и в «Самоцветы»: жена солировала, а Пресняков писал аранжировки, играл на саксофоне и выступал музыкальным руководителем коллектива.
В 1968-м Елена подарила мужу сына Вову, так что со временем в мире шоу-бизнеса начали соседствовать Пресняков-старший и младший. Мало кто знал, что еще до рождения наследника певица и саксофонист могли стать родителями: по молодости вокалистка сделала аборт, о чем жалеет по сей день.
«Тогда пианист Борис Владимирович Рычков пригласил меня играть в потрясающий ансамбль. Я думал, мол, вот уеду… Наверное, Лена полагала, что мы расстаемся, вот и пошла на это… А мне хотелось поиграть с классными музыкантами, но потом я понял, что надо вернуться к ней, и сделал это», — признавался Пресняков-старший в программе «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым канала «Россия 1».
Наследие
Преснякову-старшему было 22, когда появился сын Володя, но он не мог бросить гастролировать из-за этого события. Поэтому большую часть времени ребенок проводил с бабушкой и дедушкой, безумно скучая по родителям. Мальчик жил в интернате при хоровом училище, чем, по сути, повторял путь отца. Уже в 10 он написал песню «Белый снег», вслед за ней родились композиции «Кошка» и «Красная книга».
«Когда Вова подрос, то стал одним из солистов в рок-группе „Круиз“, а затем — одним из авторов: его песни на стихи Николая Заболоцкого вошли в альбомы коллектива, — с гордостью рассказывал Пресняков-старший. — Ну, а потом в театр Пугачевой его пригласили, и он меня позвал помогать: во всех его последующих песнях — „Ночной звонок“, „День, в который ты ушла“ и прочие — мои саксофонные проигрыши. Концерты, гастроли, города… Поездил с ним лет 10 и сказал: „Все, Вова, давай я в Москве посижу“. Да и свою музыку играть хотелось, джаз не отпускал».
Саксофонист писал песни для Аллы Пугачевой, Сергея Минаева, Александра Кальянова, Тамары Гвердцители, Игоря Николаева и, конечно, для ВИА «Самоцветы». Пресняков-старший выпустил диск с инструменталками «Битлз» и альбом «Гороскоп», где 12 артистов исполняли его композиции.
Музыкант не только выступал в джаз-клубах и создавал мелодии, но и помогал взращивать целую плеяду будущих артистов. Так, Владимир Петрович стал наставником для внука Никиты, который тоже продолжил семейное дело, и помог другу Александру Ширвиндту излечить сына от «звездной болезни»: нанял Михаила рабочим сцены, чтобы тот познал все тяготы нелегкого труда и гастрольной жизни.
Что же касается собственной семьи, то тут у джазмена все было стабильно хорошо. В ноябре его союзу с Еленой Петровной исполнится 57 лет, и чувства супругов друг к другу по-прежнему сильны. Если раньше в паре и возникали конфликты, то в конечном итоге их удалось сгладить.
Инфаркт
Со стороны казалось, что Владимир Петрович обладает отменным здоровьем: его организм выдерживал недюжинные нагрузки в период многолетних гастролей, к тому же Пресняков обожал футбол и состоял в звездном клубе «Артист». Но в 2018-м поклонникам пришлось поволноваться за кумира — в апреле он угодил в клинику с инфарктом. «Обошлось без операции, помогла терапия. И кризис уже прошел. Просто вовремя успели организовать — вызвали докторов, приехала скорая. Еще упирался и не хотел в больницу ехать — уговаривали», — сообщала пресс-секретарь Преснякова-младшего Анна Исаева.
Во время госпитализации у музыканта обнаружили еще и диабет второго типа, а позднее у Преснякова-старшего появилась странная боль в руках. «Мне разрезали ладонь, я потом с месяц ходил перемотанный, играть нельзя было на саксофоне», — комментировал Владимир Петрович.
В 2021-м из-за осложнений на фоне диабета артисту удалили почку, однако ко всем проблемам со здоровьем музыкант относился спокойно и оптимистично смотрел на жизнь. На взгляд поклонников, нынешний период в судьбе Владимира Петровича можно во многом назвать идиллическим: сын показывает папе каждую новую песню, интересуясь мнением опытного музыканта, невестка Наталья Подольская и внуки всегда ждут в гости, а коллеги — по-прежнему приходят к талантливому саксофонисту за советом.