21 января режиссеру Родиону Нахапетову исполняется 78. Более 30 лет назад он поселился в Лос-Анджелесе, но по-прежнему посещает Россию и переживает за судьбу отечественного кинематографа, ведь карьеру начал в СССР. На самом деле задерживаться в США Нахапетов не планировал, однако проблемы в работе подтолкнули его к тому, чтобы остаться.
Испытание разлукой брак Нахапетова еще мог бы выдержать, но за границей Родион Рафаилович встретил новую любовь. Режиссер оказался на распутье, ведь уважал и ценил супругу Веру Глаголеву, к тому же в России остались их общие дочери. Жалел ли постановщик о том, что расстался со своей музой, и как отреагировал на ее смерть от рака в 2017-м?
Тяжелое детство и мечты о славе
Всю жизнь Нахапетова окружали сильные и яркие женщины. Список возглавляла его мама Галина Прокопенко, связанная в годы войны с подпольной организацией «Родина». Нося под сердцем ребенка, она выполняла серьезное задание — передавала действующей армии сведения от партизан — и угодила в концлагерь, откуда с трудом сбежала. На девятом месяце беременности Галина Антоновна попала под бомбежку в городе Пятихатки и не только уцелела, но и родила там сына.
Интересно, что первоначальный вариант имени мальчика — Родина, в честь той самой подпольной организации — со временем превратился в более привычное паспортистам Родион. Но важнее другое. Ребенок считал биологического отца погибшим, и лишь в 10 узнал горькую правду: Рафаил Нахапетов познакомился с Галиной Прокопенко в партизанском отряде на Криворожье и страстно влюбился, но когда война закончилась — вернулся в Армению, где его ждала другая семья.
Детство будущего режиссера было тяжелым: денег отчаянно не хватало. Перебравшись с сыном в Днепропетровск, Прокопенко трудилась то пионервожатой, то учительницей, чтобы снять хотя бы угол в комнате с кроватью. Вскоре изможденный войной и недоеданием организм матери дал сбой. Она заболела туберкулезом и надолго легла в клинику, из-за чего целых три года Родион провел в детдоме.
В 60-е на семью обрушились новые несчастья. Сердобольная Галина Антоновна работала в лагере для политзаключенных и передавала их почту близким на волю. Женщину возмущали условия содержания людей в тюрьме, она писала самому Хрущеву, чтобы тот разобрался в ситуации. За проявленную активность Прокопенко определили в психиатрическую клинику. Родиону удалось вызволить ее оттуда, но лечение уколами подорвало и без того хрупкое здоровье родительницы, и через несколько лет она умерла от рака. Спустя годы Нахапетов снял по мотивам этой истории фильм «Заражение».
Но вернемся к юности режиссера. Бедность и лишения закалили его, парень решил во что бы то ни стало вырваться из гнетущей обстановки и добиться успеха. В школе он увлекался рисованием и музыкой, но больше всего интересовался театром. Занятия в драмкружке и посещение творческой встречи со знаменитыми актерами Мариной Ладыниной и Борисом Андреевым утвердили Нахапетова в желании пойти в артисты.
С первой попытки абитуриенту удалось попасть на актерское отделение ВГИКа. Впоследствии к этому образованию добавился и режиссерский факультет. Уже в 19 артист дебютировал в картине «Живет такой парень», а громкую известность обрел после съемок в фильмах Эльера Ишмухамедова «Нежность» и «Влюбленные». Первую же награду Родион получил за роль разведчика Исаева в «Пароль не нужен».
В начале 70-х Нахапетов уже понимал, что режиссура интересует его больше, чем актерство. Первыми фильмами постановщика стали «Вино из одуванчиков» и «С тобой и без тебя», а вот следующая картина — «На край света…» — принесла ему не только славу, но и любовь.
Брак с Глаголевой
Поначалу Нахапетову понравился лишь типаж Веры Глаголевой — интересная девушка казалась «благодатным материалом», из которого можно было слепить прекрасную актрису. Постепенно режиссер стал снимать артистку в фильмах, а в какой-то момент взглянул на нее иначе.
«Меня уже стал привлекать ее характер, поведение… Это не любовь с первого взгляда. Это было как вхождение в другое измерение. Вера всегда смотрела на меня снизу вверх. Она была мастером спорта по стрельбе, а я мастер в кино. Я не только снимал ее, я думал, что бы для нее придумать, какую роль. Гордился, что у меня получалось», — делился Нахапетов в программе «Судьба человека».
У них получился счастливый творческий и семейный союз, в котором на свет появились дочери Анна и Мария. Наследницы ездили с родителями на площадку и в детстве принимали участие в съемках, правда, в дальнейшем избрали несколько иные профессии, хоть и связанные с искусством: Аня стала балериной, а Маша — художницей.
Жажда новой жизни
В браке все было идеально до тех пор, пока Нахапетов не приступил к съемкам фильма «На исходе ночи»: там не нашлось роли для супруги, к тому же режиссеру показалось, что ей больше не интересно его творчество. Вероятно, кризис бы миновал, если б Родион Рафаилович не решил покинуть страну.
«Мне казалось, что лиричный кинематограф уходит куда-то в сторону, а я ведь лирик по натуре. Тут появился шанс поехать в Штаты. Я уже бывал здесь, но когда приехал с фильмом, который сделал, это была совершенно другая позиция. Меня вдруг начали воспринимать как уважаемого режиссера. Вот на этом порыве, да еще и с приглашением студии, у меня состоялся тот перелет», — признавался постановщик в документальном фильме «Русский в городе ангелов».
К решению остаться в США привели Нахапетова не только манящие творческие перспективы, но и роковая встреча с кинодеятелем из семьи русских эмигрантов. Сперва в продюсере Наталье Шляпникофф он видел грамотного делового человека, самодостаточного и уверенного в себе, но постепенно, как и в случае с Глаголевой, присмотрелся и разглядел в новой знакомой интересную и привлекательную женщину.
«Доброжелатели» нашептывали Вере Витальевне, что в Америке супруг живет с любовницей. Однако Глаголева каждую неделю получала от мужа письма, — одно лично ей, второе — дочерям — так что отвечала сплетникам, что в семье все в порядке. Жена и наследницы уже собирались перебраться к Нахапетову насовсем. Но для начала они приехали в гости, и по лицу избранника актриса сразу поняла: что-то не так. Лгать матери своих детей Родион Рафаилович не стал. «У меня есть женщина, которая меня любит и помогает», — произнес он роковую фразу, перечеркнувшую некогда крепкий брак.
Как же дочери отреагировали на развод? Конечно, первое время им пришлось нелегко: папа казался предателем, бросившим маму. Но мало-помалу девочки свыклись с мыслью о расставании родителей. Все благодаря мудрости бывших супругов: Вера Глаголева молча переживала личную драму и никогда не оскорбляла мужчину перед наследницами, ну а Нахапетов, когда принимал Аню и Машу в гостях, вел себя крайне тактично и не показывал чувств к новой пассии при них.
В итоге Нахапетов женился на ставшей его менеджером Наталье Шляпникофф, а Глаголева обрела счастье с бизнесменом Кириллом Шубским.
Предчувствие беды
Никакой вражды между бывшими супругами не осталось, что подтверждает и тот факт, как часто и легко Вера Витальевна отпускала дочерей в Америку к папе. Периодически режиссер звонил Вере Глаголевой, чтобы справиться о ее делах. Буквально за несколько недель до ее смерти они говорили по телефону, однако экс-жена так и не рассказала о своей борьбе с раком.
Нахапетов предчувствовал беду: недаром Глаголева упомянула в беседе, что очень сильно похудела, да и дочери слишком уж часто сообщали, что мама «приболела» и находится в больнице. О смерти первой жены в августе 2017-го режиссер узнал от Анны. «С ней ушла часть и моей жизни. Я не думал, что ученик уйдет раньше учителя… Мне кажется это несправедливым, тяжело для детей, для нас, для Кирилла», — сетовал постановщик.
Наталья Шляпникофф легко поладила с дочками режиссера, а он в свою очередь нашел общий язык с наследницей продюсера Катей. Вместе супруги занимаются благотворительностью и творчеством, и, безусловно, именно благодаря любви и поддержке Натальи Родион Рафаилович справился со всеми выпавшими на его долю испытаниями.
Фото: PhotoXPress.ru, личный архив, кадры фильмов «Живет такой парень», «Влюбленные», «Прости нас, первая любовь», Facebook (запрещенная в России экстремистская организация).com