Мастерская Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой подготовила артистов, ставших звездами отечественного кинематографа. Некоторые из них надолго покорили сердца зрителей: Надежда Румянцева снялась в ряде легендарных комедий, Валентина Березуцкая превратилась в «королеву эпизода».
Однако как минимум пять выпускников ВГИКа 1955 года быстро исчезли с экранов и закончили дни в бедности. 15 сентября исполняется 93 года с рождения одной из воспитанниц Бибикова, Руфины Нифонтовой, и в памятную дату мы рассказываем о ней и о трагическом финале ее одногруппников.
Руфина Нифонтова
Дружная семья Руфины Нифонтовой рассыпалась в годы Великой Отечественной войны: папа, работавший на железнодорожной станции, погиб в результате несчастного случая в 1943-м, а два брата умерли на фронте. Остались лишь мама-портниха и близнецы Руфина и Вячеслав.
Дети вместе занимались в драмкружке, однако Слава избрал профессию инженера, в то время как Руфина благодаря своему низкому контральто решилась попробоваться в консерваторию. Тембрально красивый голос оказался не певческим, зато местные преподаватели посоветовали девушке подать документы во ВГИК. Хотя конкурс был огромен, Бибиков обратил внимание на Нифонтову и принял ее в ряды студентов.
В автобиографии актриса сетовала, что из-за некрасивости никто не звал ее на пробы в период учебы. Однако Григорий Рошаль увидел девушку в студенческом проекте «Обломов» и тут же пригласил на роль красавицы-крестьянки в фильм «Вольница». Вскоре Руфина уже блистала в образе аристократки Кати Булавиной в «Хождении по мукам» и играла на сцене Малого театра.
Нифонтова отличалась скромностью и застенчивостью, лишь одна история выдавала сложный характер: в начале 60-х на гастролях в Ялте администратор отказался поселить актрису в отдельном номере, за что та посыпала его костюм дустом от клопов. Товарищеский суд рекомендовал уволить звезду из театра, однако коллеги смогли спасти ее от ухода.
Вплоть до начала 90-х артистка играла на подмостках, а когда поняла, что ролей для нее почти не осталось, тихо ушла из Малого театра. Нифонтова занималась дачей, но это не слишком отвлекало от печальных мыслей о невостребованности.
27 ноября 1994-го артистка вернулась с дачи продрогшая и решила набрать горячую ванну. Неожиданно 63-летней женщине стало дурно, и она упала прямо в кипяток, который не успела разбавить холодной водой. Кран закрыть было некому, а так как обнаружили тело спустя несколько дней, хоронили актрису с темной вуалью на лице…
Изольда Извицкая
На третьем курсе девушка дебютировала в фильме «Богатырь» идет в Марто», и работа в кино так опьянила ее, что заставила забыть о возлюбленном Вячеславе. Картина «Первый эшелон» не только прославила актрису, но и свела с Эдуардом Бредуном, ставшим ее мужем.
Коллеги считали Бредуна мрачным, грубым и завистливым человеком. По мнению многих, мужчина тяжело принял успех супруги в картине «Сорок первый», открывшей ей дорогу к путешествиям по миру и подарившей армию поклонников. Правда, сама Изольда вскоре поняла, что лента оказалась для нее одновременно счастьем и проклятьем: найти героиню, затмившую бы Марютку, было невозможно. Карьера неизбежно покатилась на спад, ну а Эдуард совсем не помог жене пережить кризис.
«Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять ее, обвиняя в пьянстве. Влияние алкоголя на ее хрупкий организм было разрушительным: уже скоро у нее становится невнятной речь, она неожиданно для окружающих начала терять координацию движений, уходить в небытие…» — рассуждал киновед Арон Бернштейн.
Как только завершились съемки «Вызываем огонь на себя», Извицкая пустилась во все тяжкие. Картина «Каждый вечер в одиннадцать» стала для нее последней работой в кино. Завершение карьеры неудачно совпало с крахом личной жизни: Бредун ушел от Изольды к молодой продавщице.
В последние годы жизни актриса голодала, а деньги на водку доставала, распродавая одежду и мебель. Из мрака опустевшей квартиры ее вырвало предложение сыграть в спектакле «Слава». Извицкая воодушевленно учила роль, и когда не явилась на репетицию, в Театре-студии киноактера поняли, что случилось неладное. Эдуард Бредун не смог достучаться до бывшей жены, поэтому дверь взломала милиция. Звезда «Сорок первого» лежала на полу в потрепанном халате: 38-летняя женщина была мертва минимум неделю.
Юрий Белов
Через год после выпуска артист получил роль Гриши в «Карнавальной ночи» и стал звездой. После ему доверяли персонажей культовых фильмов «Девушка без адреса», «Весна на Заречной улице», «Королева бензоколонки». Поговаривали, что Белов был безумно влюблен в свою сокурсницу Надежду Румянцеву, однако ни во что серьезное отношения не вылились.
Удача отвернулась от Юрия в середине 60-х: то ли он публично выразил скептическое мнение о Хрущеве, то ли попытался наложить на себя руки, но актер на полгода загремел в психиатрическую клинику. После выписки режиссеры стали сторониться артиста, так что карьера пошла под откос.
Ярлык странного и больного человека закрепился за Беловым, и лишь Эльдар Рязанов решился разорвать порочный круг, пригласив его в «Старики-разбойники». Правда, на этом сотрудничество и закончилось.
Служба в Театре-студии киноактера казалась артисту спасением, как и главная роль в фильме «Стоянка поезда — две минуты». Однако после наступил период забвения, когда Белову выделяли лишь эпизоды.
Так как у Юрия подрастал сын Святослав от Светланы Швайко, приходилось зарабатывать на жизнь извозом. Водительские будни удручали некогда популярного артиста, поэтому он все чаще прикладывался к бутылке. Отдушиной оставался лишь просмотр «Карнавальной ночи» под Новый год: фильм напоминал Белову о лучшем периоде в судьбе.
Светлана не выдержала запоев и депрессии мужа, а потому забрала сына и ушла. Отныне актриса наведывалась к Белову, лишь чтобы прибраться и приготовить еды: женщина понимала, каким беспомощным стал бывший супруг.
31 декабря 1991-го Юрий Андреевич, как всегда, собирался провести за просмотром любимой картины. Но еще утром 61-летний мужчина почувствовал себя плохо и скончался от сердечного приступа. Светлана не могла похоронить избранника девять дней: слишком много смертей выпало на тот Новый год. По словам Швайко, на прощании с артистом не было никого из Союза кинематографистов — все забыли Юрия Белова.
Леонид Пархоменко
Еще будучи студентом, артист сыграл эпизодическую роль сотрудника госбезопасности в военной драме «Об этом забывать нельзя», ну а в 1958-м благодаря «Идиоту» Ивана Пырьева пробил его звездный час. Потом были «Хождение по мукам», «Жеребенок», «Повесть пламенных лет», и казалось, карьера актера будет и дальше идти в гору.
Однако в 60-х режиссеры перестали предлагать звезде крупные роли: Пархоменко отныне играл бандитов, убийц и сумасшедших. После 1967-го приглашения и вовсе закончились. Личная жизнь артиста не сложилась, поэтому поддержать его в трудный период было некому.
Все чаще звезду «Идиота» замечали спящим у железнодорожного вокзала: из-за забвения Пархоменко начал злоупотреблять спиртным. В январе 1975-го прохожие с ужасом обнаружили, что 44-летний артист вовсе не спит — мужчина скончался от переохлаждения.
Майя Булгакова
Одногруппники считали девушку счастливицей: она с легкостью сдавала экзамены, да еще и отхватила избранника-красавца с операторского факультета и первой на курсе вышла замуж. Правда, несмотря на рождение дочки Зины, супруги вскоре разбежались со скандалом, из-за которого девочка не общалась с папой много лет.
После роли в «Вольнице» почти 10 лет Булгакова прозябала в эпизодах, так что на жизнь зарабатывала красивым голосом: гастролировала с оркестром Леонида Утесова, исполняя песни Эдит Пиаф. Затем артистке достались яркие роли в «Крыльях» и «В огне брода нет», что вывело карьеру на новый уровень. Удачей стали образы, созданные актрисой в фильмах «Преступление и наказание» и «Цыган».
В сердечных делах по-прежнему царила сумятица: Алексей Габрилович, которого Майя полюбила, не поверил, что избранница ждет ребенка от него. В отместку оскорбленная женщина ушла к Александру Сурину, однако после свадьбы семья Габриловича признала похожую на Алексея девочку.
«Как бы Габрилович ни старался, от Майи ему было не убежать. Они простили друг другу все обиды, всю боль, которую причинили. А Сурин оказался третьим лишним. Он уже не мог выдерживать дальше эту вакханалию: мой — не мой ребенок, моя — не моя жена. Последовал развод», — резюмировала сестра артистки Вера.
Габрилович женился на Булгаковой, однако бурные ссоры разрушили брак через несколько лет. Вскоре на горизонте появился австриец Петер Добиас, приехавший в Москву по делам бизнеса: увидев Майю в ресторане, он влюбился без памяти и оставил ради актрисы прежнюю семью.
Семейное счастье оборвалось спустя 16 лет: Добиас скончался от сердечного приступа. Артистка впала в глубокую депрессию, однако вскоре успокоилась, заявив, что вот-вот встретится со своим Петей. Предчувствие не обмануло: через три месяца звезда попала в аварию с Любовью Соколовой. Коллегу выписали через две недели, водитель умер на месте, ну а 62-летняя Майя Булгакова так и не пришла в сознание.